Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3110/2014

Требование: О возложении обязанности выполнить капитальный ремонт кровли.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице на основании договора передана в собственность в порядке приватизации квартира в доме, за период эксплуатации которого не проводился капитальный ремонт, в связи с чем возникли многочисленные дефекты строительных конструкций и инженерных систем дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N 33-3110/2014


Судья Ватолина Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Ахрамеева С.В., Половниковой Л.П.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Казанцевой Н.К. дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 17 июля 2014 г. по делу по иску Р. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома,

установила:

Р. 4 июня 2014 г. обратилась в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги (далее - УЖКХ г. Калуги) о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, указав, что ей на основании договора от 14 ноября 2011 г. передана в собственность в порядке приватизации квартира N "..." в доме N "..." корп. "..." по ул. "...", 1985 года постройки, за период эксплуатации которого не проводился его капитальный ремонт, в связи с чем возникли многочисленные дефекты строительных конструкций и инженерных систем данного многоквартирного дома.
Истица, уточнив требования, просила возложить на ответчика обязанность провести капитальный ремонт многоквартирного дома N "..." корп."..." по ул. "..." по следующим видам работ: капитальный ремонт крыши, в том числе кровли и конструкций крыши; замена электропроводки, вводного распределительного устройства и щитков, расположенных на этажах, с установкой приборов учета электроэнергии и перевода существующей сети на нагрузку в соответствии с современными нормами; замена оконных блоков с остеклением в подъездах, за счет средств муниципального бюджета. При этом истица отказалась от требований в части возложения на ответчика обязанности провести капитальный ремонт внутридомовой системы водоотведения (канализации), системы холодного водоснабжения и горячего водоснабжения с заменой разводки до стояков в квартирах, заменой отключающих устройств на вводе в дом и по стоякам, а также с установкой коллективных (общедомовых) приборов учета расхода холодной и горячей воды; системы отопления с заменой труб отопления; ремонт асфальтового покрытия общедомовой территории и лестницы на придомовой территории; капитальный ремонт в подъездах с заменой дверей в местах общего пользования (подъездах и подвалах); замена лифтов и оборудования, мусоропровода, в связи с чем определением Калужского районного суда Калужской области от 17 июля 2014 г. производство по делу в части этих требований было прекращено.
В судебное заседание истица не явилась, ее представитель поддержал уточненные требования.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что ремонтные работы должны производиться управляющей компанией за счет средств собственников, кроме того, по мнению представителя ответчика, истицей не доказана нуждаемость дома в капитальном ремонте по заявленным видам работ на момент приватизации ею квартиры.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Группа Управляющих Предприятий Калуги" (далее - ООО "ГУП Калуги"), общества с ограниченной ответственностью "ЖРЭУ N 10" (далее - ООО "ЖРЭУ N 10") в судебное заседание не явились.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 17 июля 2014 г. исковые требования удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность обеспечить производство работ по капитальному ремонту совмещенной рубероидной кровли, включая конструкции крыши, многоквартирного дома N "..." корп. "..." по ул. "..." в срок до 1 октября 2015 г. за счет средств бюджета городского округа "..."; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
На решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда.
Выслушав представителя ответчика по доверенности О., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя истицы по доверенности Ф., возражавшую против ее удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что девятиэтажный 72-квартирный дом, расположенный по адресу: "...", управление которым на основании договора от 1 апреля 2008 г. осуществляет третье лицо по делу - ООО "ГУП Калуги" (л.д. 38 - 49), был построен в 1985 году (л.д. 35 - 37).
29 декабря 2011 г. за истицей на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации N Р-70174 от 14 ноября 2011 г. было зарегистрировано право собственности на квартиру N "..." в доме N "..." корп. "..." по ул. "..." (л.д. 7).
Суд, частично удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчика обязанность по проведению капитального ремонта кровли указанного многоквартирного дома, сославшись на положения ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта рубероидной кровли, включая конструкции крыши.
Также суд указал, что установленный в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, срок ремонта кровли этого дома с учетом установленных по делу обстоятельств будет не соответствовать гарантии соблюдения жилищных прав и законных интересов истицы.
Однако с таким решением суда согласиться нельзя, поскольку судом при его вынесении были нарушены нормы материального права, так как не были применены нормы права, подлежащие применению.
В соответствии со ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 той же статьи Кодекса региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Законом Калужской области от 1 июля 2013 г. N 460-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области" установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта (ст. 3), в соответствии с которым региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области (далее - региональная программа капитального ремонта), утверждается Правительством Калужской области и должна содержать перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указанных в п. 1 ст. 1 настоящего Закона и плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ, определенным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона (п. 3).
Вышеуказанным Законом Калужской области от 1 июля 2013 г. N 460-ОЗ предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария); степень физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; срок эксплуатации многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома (п. 4 ст. 3).
При этом в силу ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Постановлением Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 г. N 753, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Калужской области от 3 июня 2014 г. N 335, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы, в которой период проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома N "..." корп. "..." по ул. "...", 1985 года постройки, установлен в 2024 - 2028 годах, 2039 - 2043 годах.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме согласно ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть определены или утверждены перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, а также источники финансирования капитального ремонта.
При этом в силу ст. 39 этого же Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, уплачивая взнос на капитальный ремонт (ст. 154 Кодекса); доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется в силу ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Вместе с тем вышеприведенной ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом, при этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Принимая во внимание вышеизложенные правовые положения, истица, приватизировавшая жилое помещение в многоквартирном доме, требующем капитального ремонта, при наличии принятого в соответствии с ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества, не должна нести расходы и участвовать в проведении капитального ремонта, поскольку эту обязанность в силу ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несет бывший наймодатель пропорционально принадлежавшей ему доле в праве общей собственности, которая, в свою очередь, согласно ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации пропорциональна размеру общей площади такого жилого помещения.
В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований о возложении только на ответчика как на бывшего наймодателя обязанности провести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома N "..." корп. "..." по ул. "..." в данном случае не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 17 июля 2014 г. отменить в части удовлетворения исковых требований Р. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт кровли, включая конструкции крыши, в многоквартирном доме N "..." корп. "..." по ул. "...".
Вынести в этой части новое решение.
Р. в удовлетворении требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт кровли, включая конструкции крыши, в многоквартирном доме N "..." корп. "..." по ул. "..." отказать.
В остальном решение Калужского районного суда Калужской области от 17 июля 2014 г. оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)