Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.07.2014 ПО ДЕЛУ N А60-12981/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. по делу N А60-12981/2014


Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Красовской рассмотрел в судебном заседании дело N А60-12981/2014
по заявлению Открытого акционерного общества "Региональный информационный центр" (ИНН 6671332911, ОГРН 1106671017947)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Афонина Ж.Г., представитель по доверенности N 1 от 15.01.2014;
- от заинтересованного лица - Комаров А.Я., представитель по доверенности N 01-01-05-28/42 от 10.01.2014.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Открытое акционерное общество "Региональный информационный центр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах о назначении административного наказания N 23 от 26.03.2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Определением суда от 08.04.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями по заявленным требованиям.
Определением от 29.05.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, назначил судебное заседание на 02.07.2014 на 10 час. 00 мин.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением прокуратуры Свердловской области от 30.12.2013 N 7-3758-13 Артемовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Савельковой А.А. и Пюрецкого Б.В.
В ходе проверки установлено, что 23.04.2013 решениями собрания собственников многоквартирных домов по ул. Молодежи, 24 "а", ул. Мира, 6 в г. Артемовском Свердловской области управляющей организацией выбрано ООО "ПОРЯДОК". 01.09.2013 между собственниками указанных домов и управляющей организацией заключен договор на управление.
Однако, у ООО "ПОРЯДОК", являющегося управляющей организацией жилых многоквартирных домов N 24 "а" по ул. Молодежи, N 6 по ул. Мира в г. Артемовском Свердловской области, договор теплоснабжения на отопительный период 2013 - 2014 гг. не заключен.
В ходе проверки установлено, что ГУП СО "Облкоммунэнерго" в отсутствие заключенного договора теплоснабжения и поставки ГВС с управляющими организациями в Артемовском городском округе взимает с населения плату за предоставленные коммунальные ресурсы.
Из представленных сведений установлено, что исполнителем коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по многоквартирным домам по ул. Молодежи, 24 "а", и ул. Мира, 6 в г. Артемовском является ГУП СО "Облкоммунэнерго".
Сбор с населения Артемовского городского округа платы за отопление и ГВС и перечисление собранных денежных средств на счета ГУП СО "Облкоммунэнерго" осуществляет ОАО "Региональный информационный центр" на основании агентского договора N 162-2013, заключенного с ГУП СО "Облкоммунэнерго" 17.01.2013.
Согласно информации, представленной Управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области, привлеченной к проведению проверки в качестве специалиста, исполнитель услуг по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 24 "а" по ул. Молодежи, не обладает сведениями об общей площади дома, что подтверждается отсутствием данных сведений в платежных квитанциях.
Таким образом, в нарушение п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в квитанциях, выставляемых ОАО "Региональный информационный центр" отсутствуют сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.
Кроме того, в платежных документах по домам N 24 "д" по ул. Молодежи и N 6 по ул. Мира в г. Артемовском Свердловской области не указаны:
- - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания общедомового учета соответствующего вида коммунального ресурса за расчетные периоды апрель - сентябрь 2013 года;
- - сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований за расчетные периоды: май, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, что является нарушением ст. 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлений коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В нарушение п. 70 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 сведения о размере неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора в отдельном документе потребителю не направляются, а указываются (взимаются) ОАО "Региональный информационный центр" в платежной квитанции на оплату коммунальных.
По результатам проверки заместителем Артемовского городского прокурора вынесено постановление от 19.02.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов об административном правонарушении, заинтересованным лицом вынесено постановление от 26.03.2014 N 23, которым ОАО "Региональный информационный центр" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 5000 рублей.
ОАО "Региональный информационный центр" с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения являются противоправные деяния, посягающие на установленные законом права и законные интересы потребителей, на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Субъектами данных правонарушений являются лица, реализующие потребителям товары (работы, услуги).
Обязанность по предоставлению соответствующей информации закреплена в положениях Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Согласно статье 8 указанного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно абз. 9 п. 2 Правил, предоставление потребителю любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов именуется коммунальными услугами.
Предоставление коммунальных услуг соответствующего состава является одной из целей управления многоквартирным домом.
Жилищный кодекс РФ предусматривает три способа управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В зависимости от избранного собственниками помещений многоквартирного дома способа управления определяется и схема предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с нормой п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п. п. 38, 49 Правил).
В силу пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг, в их обязанности входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельное производство коммунальных ресурсов с целью оказания потребителям коммунальных услуг.
В силу со ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Как следует из материалов дела, между ресурсоснабжающей организацией ГУП СО "Облкоммунэнерго" - исполнитель коммунальных услуг (Принципал) и ОАО "РИЦ" (Агент) заключен агентский договор N 162-2013 от 17.01.2013 на оказание услуг по информационно-расчетному обслуживанию (далее - договор).
Согласно п. 1.1. договора Принципал поручает, а Агент обязуется за вознаграждение оказывать от имени Принципала услуги по расчетно-кассовому обслуживанию.
В соответствии с п. 2.1. договора Агент обязуется сформировать на основании предоставленных Принципалом данных, или на основании обращений потребителей Принципала Базу данных, начислять плату за жилищно-коммунальные услуги по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, организовать пункты по приему платежей и осуществлять прием платежей потребителей с последующим перечислением поступивших денежных средств на расчетный счет Принципала.
На основании с п. 2.2.1 договора Принципал обязуется направить в адрес Агента информацию, документацию, необходимую для формирования Базы данных потребителей и иную информацию, необходимую для исполнения обязательств по настоящему договору, в том числе применяемых при расчетах с Потребителями тарифах и нормативов.
Ввиду п. 2.2.2. договора в период действия настоящего договора Принципал обязуется представлять Агенту всю необходимую для выполнения обязательств по настоящему договору информацию, документацию.
В соответствии с п. 2.2.3. договора Принципал обязуется давать Агенту устные и письменные пояснения по всем вопросам, касающимся исполнения Агентом обязательств по настоящему договору, давать Агенту обязательные указания, распоряжения, соответствующие требованиям законодательства РФ.
На основании п. 2.2.8 Принципал обязуется уведомлять Агента об изменении тарифов, по которым должна начисляться оплата за коммунальные услуги.
Ввиду п. 3.2.2. договора Агент вправе требовать от Принципала предоставления документов, сведений и другой информации, необходимой для исполнения условий настоящего договора.
В соответствии с п. 6.7. договора База данных, предоставленная Принципалом и доработанная Агентом, на основании предоставленных Принципалом информации, не является собственностью Агента.
Таким образом, во исполнение вышеперечисленных условий договора ГУП СО "Облкоммунэнерго", являясь исполнителем коммунальных услуг и Принципалом по агентскому договору, направляет в адрес ОАО "РИЦ" информацию, указания, распоряжения, на основании которых проводятся начисления.
Агент, действуя в рамках условий агентского договора, принимает в расчет платы за коммунальные услуги информацию, указания, распоряжения от Принципала - исполнителя коммунальных услуг. В квитанции, выставляемые потребителю, заявитель включает те данные, которые ему представляет ГУП СО "Облкоммунэнерго". Так на основании данных ГУПа в квитанциях указывались данные об общей площади помещения и объеме услуг (в те месяцы, когда не оказывались услуги по отоплению и ГВС площадь не указывалась, объем услуг "0", к оплате гражданам выставлялась сумма 0 рублей 0 копеек). В апреле данные об объеме потребленных услуг предоставлены ГУПом не были, поэтому расчет произведен по нормативу (указанному в квитанции), а в квитанции за май, после предоставления данных за апрель произведен перерасчет за предыдущий месяц с указанием оснований перерасчета - по распоряжению исполнителя ЖКУ, изменение параметров ЛС.
Условиями агентского договора не предусмотрена обязанность Агента по проверке достоверности поступающей от Принципала информации. Ответственность за достоверность предоставляемой информации несет Принципал - исполнитель коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в конкретной ситуации заявитель не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку, не имеет статуса исполнителя коммунальной услуги и, соответственно, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
В данном случае общество (агент) не являлось субъектом административного правонарушения, поскольку не имело статуса исполнителя коммунальной услуги и, соответственно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, поскольку, выставляя гражданам счета и принимая от них плату, общество не становится обязанным в отношении указанных граждан; действия, которые общество (агент) было обязано выполнять и выполняло согласно агентскому договору, являлись исполнением обязательств агента перед управляющей компанией, но не перед гражданами-потребителями.
Суд также считает недоказанным событие правонарушения, поскольку вся информация (о площади, об объеме коммунальных услуг, о перерасчете и его основаниях) в квитанциях указана.
Поскольку основанием для привлечения лица к административной ответственности является состав административного правонарушения, необходимым элементом которого выступает субъект правонарушения, и событие правонарушения, то без их установления невозможно признать доказанным состав административного правонарушения и наличие правовых оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление - признанию незаконным и отмене, как вынесенное при отсутствии оснований для его вынесения.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах о назначении административного наказания N 23 от 26.03.2014 о привлечении Открытого акционерного общества "Региональный информационный центр" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья
Л.В.КОЛОСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)