Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-18334/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А55-18334/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Департамент ЖКХ" - до перерыва представителей Грачева А.А. (доверенность от 18 ноября 2013 года), Васильевой Ю.В. (доверенность от 21 января 2014 года), после перерыва представителя Конновой Л.А. (доверенность от 23 декабря 2013 года),
от муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти - до и после перерыва представителя Каштановой И.В. (доверенность от 30 декабря 2013 года),
от Самарской области в лице министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - до и после перерыва представителя Никитиной О.В. (доверенность от 13 августа 2013 года),
от третьих лиц: министерства управления финансами Самарской области - до и после перерыва представителя Первушиной Н.И. (доверенность от 27 декабря 2013 года),
ООО "Волжские коммунальные системы" - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представителя Стрельникова В.В. (доверенность от 09 января 2014 года),
ЗАО "Поволжская теплоэнергетическая компания" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27-29 января 2014 года апелляционную жалобу ООО "Департамент ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2013 года по делу N А55-18334/2013 (судья Медведев А.А.), принятое по исковому заявлению ООО "Департамент ЖКХ" (ИНН 6321215841), Самарская область, г. Тольятти, к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, Самарской области в лице министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, третьи лица: министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, ООО "Волжские коммунальные системы", Самарская область, г. Тольятти, ЗАО "Поволжская теплоэнергетическая компания", Самарская область, Ставропольский район, с. Узюково,
о взыскании убытков,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" (далее - ООО "Департамент ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия г.о. Тольятти, ответчик), Самарской области в лице министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - министерство энергетики и ЖКХ, ответчик) о взыскании убытков, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 170 097 003 руб. 18 коп., а также расходов на уплату госпошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство управления финансами Самарской области, ООО "Волжские коммунальные системы" (далее - ООО "ВоКС"), ЗАО "Поволжская теплоэнергетическая компания" (далее - ЗАО "ПТЭК").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований ООО "Департамент ЖКХ" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Департамент ЖКХ" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчики и третье лицо министерство управления финансами Самарской области просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо ООО "ВоКС" поддержало апелляционную жалобу истца.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица ООО "ВоКС" поддержал апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица министерства управления финансами Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Департамент ЖКХ" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в Комсомольском районе г.о. Тольятти (в том числе в пос. Поволжский).
В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (действовавших до 31 августа 2012 года), п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (с 01 сентября 2012 года), истец оказывает коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) гражданам, проживающим в управляемых им многоквартирных домах.
Указанные коммунальные услуги в период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года оказывались на основании договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, в том числе: договор с ЗАО "ПТЭК" на поставку и транспортировку тепловой энергии от 01 января 2009 года N ЦД-15 (далее - договор N ЦД-15), договор теплоснабжения от 11 января 2011 года N 0001/Д-190 (далее - договор N 0001/Д-190) с ООО "ВоКС".
По договору N ЦД-15 ЗАО "ПТЭК" в период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года поставляло тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в пос. Поволжский; ООО "ВоКС" по договору N 0001/Д-190 в этот же период поставляло тепловую энергию, идущую на нужды отопления в Комсомольском районе г. Тольятти.
Расчеты за поставленную тепловую энергию в 2012 году истцом производились по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций уполномоченным органом.
Тариф на тепловую энергию в 2012 году, установленный приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25 ноября 2011 года N 152: в период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года для ООО "ВоКС" составил 1224,84 руб. с НДС за 1 Гкал, для ЗАО "ПТЭК" - 1 641,38 руб. с НДС за 1 Гкал; в период с 01 июля 2012 года по 31 августа 2012 года для ООО "ВоКС" - 1298,00 руб. с НДС за 1 Гкал, для ЗАО "ПТЭК" - 1 739,32 руб. с НДС за 1 Гкал; в период с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года для ООО "ВоКС" - 1 368,80 руб. с НДС за 1 Гкал, для ЗАО "ПТЭК" - 1 810,12 руб. с НДС за 1 Гкал. Объемы поставленных ресурсов (тепловой энергии, идущей на нужды отопления и горячего водоснабжения) подтверждаются актами поставок, подписанными истцом и ресурсоснабжающими организациями: ООО "ВоКС" и ЗАО "ПТЭК".
В то же время начисление платы гражданам за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) в первом полугодии 2012 года истцом производилось так же, как и в 2011 году, то есть в соответствии с тарифом, установленным постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24 января 2011 года N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению".
Согласно п. 2 указанного постановления мэрии г.о. Тольятти в случае превышения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги вводится ограничение на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению. Тариф на тепловую энергию был установлен в размере 895,5 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.
С июля 2012 года в целях недопустимости превышения совокупной платы населения за все потребляемые коммунальные услуги более чем на 15% истец начисление платы гражданам за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) осуществлял, исходя из увеличенного на 15% тарифа, установленного постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24 января 2011 года N 145-п/1. При этом истец руководствовался нормативными правовыми актами (Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ; постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2010 года N 523; постановление мэрии г.о. Тольятти от 24 января 2011 года N 145-п/1), регулирующими повышение платы граждан за коммунальные услуги, что привело к невозможности начисления размера платы по тарифам, установленным регулирующим органом для ресурсоснабжающих организаций.
В связи с изложенным у истца возникли убытки, которые за 2012 год составили 170 097 003,18 руб., из них по поставщику ООО "ВоКС" (поставка тепловой энергии на нужды отопления) - 124 738 978,58 руб.; по поставщику ЗАО "ПТЭК" (поставка тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения) 45 358 024,60 руб. Указанные суммы выпадающих доходов являются долгами управляющей организации (истца) перед поставщиками энергоресурсов.
Таким образом, по мнению истца, у ООО "Департамент ЖКХ" возникли убытки, сложившиеся вследствие разницы между тарифом, утвержденным министерством энергетики и ЖКХ Самарской области для энергоснабжающих организаций (ООО "ВоКС", ЗАО "ПТЭК"), и платой граждан, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги.
Мотивируя исковые требования ссылками на статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ООО "Департамент ЖКХ" просит взыскать с ответчиков убытки, возникшие в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
При этом истец сослался на то, что данные убытки возникли в результате установления правительством Самарской области предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год, а также вследствие бездействия органов власти местного самоуправления (мэрии г.о.Тольятти), выразившегося в прекращении выделения денежных средств на возмещение "межтарифной разницы".
В силу статьи 16, 1069 ГК РФ убытки, вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать его наступление в виде уменьшения имущества (в данном случае денежных средств), противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденного документами.
Суд первой инстанции не усмотрел основания для возложения на Самарскую область и муниципальное образование городского округа Тольятти ответственности за возникновение убытков у ООО "Департамент ЖКХ" и их взыскания за счет казны публично-правового образования исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
До 01 января 2012 года указанные положения применялись с учетом ч. 1 - 7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищным кодексом Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным согласно настоящей статье.
При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются не позднее установления предельных индексов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги (далее - Основы).
Предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (п. 2 Основ).
Предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации (п. 3 Основ).
Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации: а) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, предусмотренной Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; б) региональной программы по газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", в части, касающейся муниципального образования, и программы перспективного развития электроэнергетики в сфере муниципальной энергетики, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике", в части, касающейся муниципального образования (п. 7 Основ).
При поступлении от органа местного самоуправления предложения по установлению предельного индекса орган регулирования субъекта Российской Федерации осуществляет проверку представленных предложений, расчетов и материалов на предмет их соответствия настоящему документу.
В случае, если орган регулирования субъекта Российской Федерации пришел к выводу о доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, он принимает решение об установлении предельного индекса (п. 15 Основ).
Постановлением правительства Самарской области от 19 декабря 2011 года N 813 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2012 год" установлен предельный индекс изменения размер платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области: с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года - в размере 100,0%; с 01 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года - в размере 115,0%.
При этом следует принять во внимание, что предельные индексы на 2012 год подлежали обязательному утверждению в 2011 году, то есть в период действия частей 1 - 7 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ.
Учитывая предстоящую отмену действия положений об установлении предельных индексов с 01 января 2012 года, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козак в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации направил поручение от 26 сентября 2011 года N ДК-П9-6808 о недопущении увеличения совокупной платы граждан за коммунальные услуги (при сопоставимых объемах потребляемых услуг) с 1 января 2012 года по 01 июля 2012 года, и ограничении роста с 01 июля 2012 года не более чем на 12%, за исключением случаев преобладания в структуре совокупного коммунального платежа оплаты за услуги газоснабжения, при которых прирост платы граждан с 01 июля 2012 года не должен превышать 15%.
Во исполнение данного поручения, поступившего в адрес Самарской области 30 сентября 2011 года, было проведено заседание межведомственной комиссии по вопросам ценовой и тарифной политики Самарской области от 09 ноября 2011 года под председательством заместителя председателя правительства Самарской области А.П. Нефедова, по итогам которого министерству энергетики и ЖКХ поручено подготовить предложения для утверждения правительством Самарской области предельных индексов предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по муниципальным образованиям Самарской области на 2012 год.
Кроме того, письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 ноября 2011 года N 32565-ИБ/14 в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2012 года органам исполнительной власти субъектов указано на необходимость применения при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 год положений, предусмотренных частями 1 - 7 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, осуществлявшим в указанный период полномочия по подготовке предложений для рассмотрения правительством Самарской области предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области, направлен запрос от 15 июля 2011 года N 3/5296 главам муниципальных образований Самарской области о представлении предложений по установлению предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Предложенный мэрией г.о. Тольятти предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги составил 113%.
Таким образом, правительство Самарской области, руководствуясь поручениями федеральных органов исполнительной власти, по предложениям муниципальных образований утвердило предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям, в том числе по городскому округу Тольятти, которые были обязательны для применения на территории соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с частями 6, 6.1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ приведение размера платы граждан в соответствии с предельными индексами осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области утвержден постановлением правительства Самарской области от 24 ноября 2010 года N 608 (далее - Порядок пересмотра размера).
Согласно п. 1.2 Порядка пересмотра размера настоящий Порядок определяет отношения между органами тарифного регулирования Самарской области, органами местного самоуправления муниципальных образований и управляющими организациями по вопросам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и определяет процедуру пересмотра размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования.
В силу п. 2.1 указанного Порядка пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с п. 3.2 Порядка пересмотра размера в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами органы местного самоуправления муниципальных образований принимают решение о введении ограничения на применяемый для расчета платы граждан тариф по одному или нескольким видам коммунальных услуг.
Согласно п. 4.1 Порядка пересмотра размера формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п. 4.2 Порядка разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
В силу п. 5.1 Порядка пересмотра размера министерство энергетики и ЖКХ осуществляет государственный контроль за применением установленных для муниципальных образований предельных индексов в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 467 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги" и постановлением Правительства Самарской области от 15 августа 2006 года N 108 "О наделении полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в Самарской области, установления предельных индексов изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям".
В случае, если органом местного самоуправления муниципального образования размер платы граждан за коммунальные услуги не приведен в соответствие с установленными для соответствующего муниципального образования предельными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу постановления Правительства Самарской области об установлении предельных индексов для соответствующего муниципального образования, министерство энергетики и ЖКХ по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений.
Как видно из материалов дела, мэрией г.о. Тольятти было издано постановление от 27 февраля 2012 года N 545-п/1 "О введении на 2012 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению".
Согласно п. 3 постановления мэрии городского округа Тольятти от 27 февраля 2012 года N 545-п/1 данное постановление вступает в силу с момента опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.
Однако постановление мэрии городского округа Тольятти от 27 февраля 2012 года N 545-п/1 было отменено постановлением мэрии городского округа Тольятти от 05 марта 2012 года N 655-п/l.
При этом постановление мэрии городского округа Тольятти от 27 февраля 2012 года N 545-п/1 "О введении на 2012 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению" в газете "Городские ведомости" (орган официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Тольятти) опубликовано не было, что подтверждается сообщением директора МБУ "Новости Тольятти"(исх. N 94 от 23 октября 2013 года).

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия мэрии г.о. Тольятти, выразившегося в прекращении выделения денежных средств на возмещение "межтарифной разницы".
Вместе с тем суд первой инстанции признал, что до 01 января 2012 года требования частей 1 - 7 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 являлись обязательными для исполнения.
Приказ министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 25 ноября 2011 года N 152 принят в соответствии с полномочиями, предоставленными министерству Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 337.
Приказом от 25 ноября 2011 года N 152 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей, в том числе ООО "ВоКС" и ЗАО "ПТЭК".
Исходя из требований действующего законодательства, при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, должен соблюдаться принцип экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.
Расчет тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для вышеперечисленных энергоснабжающих организаций на рассматриваемый период осуществлялся на основании заявлений и обосновывающих материалов, представленных в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2, а также документов, подтверждающих право эксплуатации производственных объектов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности. Расходы по статьям затрат на осуществление производства и передачи тепловой энергии (в том числе на топливо, электроэнергию, оплату труда и отчисления на социальные нужды, ремонт и содержание эксплуатируемого теплогенерирующего оборудования и теплосетевого хозяйства) сформированы на основании плановых и фактических показателей для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей городского округа Тольятти с учетом индексов роста в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год.
При тарифном регулировании министерством проведена оценка данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов, анализ основных технико-экономических показателей на расчетный период регулирования, экономической обоснованности расходов по статьям расходов, экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Достоверность представленной информации подтверждена подписями руководителей регулируемых организаций. Ответственность за достоверность исходных данных несет предоставившая их организация.
Приказ министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 25 ноября 2011 года N 152 опубликован в газете "Волжская коммуна" от 09 декабря 2011 года N 460 (27895).
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказ министерства от 25 ноября 2011 года N 152, выписка из протокола коллегии направлены в адрес регулируемых организаций, а также размещены на сайте министерства в сети Интернет, направлены в ФСТ России.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 года N 123 ФСТ России является органом, уполномоченным проводить анализ тарифных решений на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, и отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в нарушение действующего законодательства.
По результатам анализа представленных документов оснований для отмены приказа министерства от 25 ноября 2011 года N 152 ФСТ России судом первой инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции приказ министерства от 25 ноября 2011 года N 152 признан экономически обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях Самарской области отсутствует противоправность и причинная связь между законными действиями и предполагаемыми убытками истца.
Вместе с тем в данном случае не подлежала оценке судом законность вышеуказанных правовых актов.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" даны следующие разъяснения:
"Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется."
Из данных разъяснения Пленума ВАС РФ следует, что не имеет значения правовая оценка акта об установлении тарифа при рассмотрении споров о компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванной межтарифной разницей, поскольку оспаривания такого акта не требуется.
Право на компенсацию потерь, вызванных межтарифной разницей, в данном случае у истца возникло в силу установления для населения г.о. Тольятти тарифа в размере ниже экономически обоснованного, который в первом полугодии 2012 года не должен был повышаться. Поэтому истец правомерно руководствовался установленным мэрией г.о. Тольятти тарифом на 2011 год (то есть постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24 января 2011 года N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению"), поскольку в результате бездействия мэрии г.о.Тольятти предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории данного муниципального образования на 2012 год вообще не были установлены.
Одним из оснований отказа истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков послужил вывод суда первой инстанции о том, что положения вышеназванного закона, предусмотренные частями 1 - 7 статьи 6, действуют до 01 января 2012 года.
По мнению суда первой инстанции, временный характер указанной правовой нормы, и как следствие, прекращение регулирования федеральным законом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, является законным основанием бездействия органов местного самоуправления, выразившегося в прекращении выделения денежных средств на возмещение "межтарифной разницы", и истец при расчете платы граждан за коммунальные услуг должен был руководствоваться тарифами, установленными уполномоченными органами.
Между тем данные выводы суда первой инстанции ошибочны, поскольку 19 декабря 2011 года правительством Самарской области было издано постановление N 813, в соответствии с которым в период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области равен 100,0%, в период с 01 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области равен 115,0%. Данное постановление является действующим, доказательств его отмены не представлено.
Нормативный характер данного правового акта предполагает его общеобязательность, неоднократность применения и действие в отношении неопределенного круга лиц. В этой связи истец обязан был производить начисление платы гражданам за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) в первом полугодии 2012 года также, как это делалось им в 2011 году, т.е. в соответствии с постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24 января 2011 года N 145-п/1 "О введении на 2011 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению". Иного нормативного правового акта органом местного самоуправления г.о.Тольятти в 2012 году издано не было, хотя такая обязанность у мэрии г.о.Тольятти имелась.
С июля 2012 года в целях недопустимости превышения совокупной платы населения за все потребляемые коммунальные услуги более чем на 15%, истец начислял плату за отопление в разрезе каждого лицевого счета в отдельности в соответствии с Порядком, разработанным и утвержденным на совместном совещании министерства энергетики и ЖКХ Самарской области с мэрией г.о.Тольятти.
Относительно применения во втором полугодии 2012 года гражданам за коммунальные услуги предельного индекса в размере 15% истцом было направлено письмо в орган местного самоуправления (исх. N 2627 от 02 мая 2012 года). В ответ орган местного самоуправления предложил обратиться за разъяснениями в министерство энергетики и ЖКХ Самарской области (исх. N 1496/6.4 от 31 мая 2012 года).
Письмом N 3145 от 25 мая 2012 года истец обратился в министерство энергетики и ЖКХ Самарской области по вопросу о порядке начисления платы гражданам за коммунальные услуги с учетом установленного постановлением правительства Самарской области от 19 декабря 2011 года N 813 предельного индекса.
В ответ министерство энергетики и ЖКХ Самарской области (исх. N 15/3069 от 12 июля 2012 года) сообщило о недопустимости превышения роста совокупного платежа граждан в каждом муниципальном образовании по сумме оказываемых коммунальных услуг предельного индекса, установленного правительством Самарской области, поскольку это будет являться нарушением действующего законодательства.
Кроме того, письмом N 6957/2 от 18 июля 2013 года мэрией г.о. Тольятти в адрес истца был направлен протокол совещания министерства энергетики и ЖКХ с мэрией г.о. Тольятти от 11 июля 2012 года по вопросу применения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных постановлением правительства Самарской области от 19 декабря 2011 года N 813. Как следует из данного протокола, по результатам проведенного совещания принято следующее решение: "согласиться с возможностью расчета платы граждан в соответствии с прилагаемым порядком определения размера платы граждан за г.о.Тольятти с учетом установленного предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги на 2012 год в размере 15%".
Таким образом, с июля 2012 года в целях недопустимости превышения совокупной платы населения за все потребляемые коммунальные услуги более чем на 15%, истец рассчитывал плату за отопление в разрезе каждого лицевого счета в отдельности в соответствии с порядком, разработанным и утвержденным на совместном совещании министерства энергетики и ЖКХ Самарской области с мэрией г.о.Тольятти. На данном совещании было принято решение, согласно которому: "В случае возникновения в результате принятия (отмены) актов органов местного самоуправления дополнительных расходов при расчете платы граждан и расчетах с поставщиками коммунальных ресурсов управляющим организациям необходимо обратиться за разъяснениями об источнике их покрытия в мэрию г.о. Тольятти".
Как было указано выше, в целях возмещения расходов, связанных с применением предельных индексов, Правительством Самарской области было издано Постановление от 24 ноября 2010 года N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области". В соответствии с п. 3.2 данного постановления в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами органы местного самоуправления муниципальных образований принимают решение о введении ограничения на применяемый для расчета платы граждан тариф по одному или нескольким видам коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4.2 постановления разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Следовательно, убытки истца в размере 170 097 003,18 руб. возникли в результате применения истцом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, что, в свою очередь, явилось следствием неисполнения органами власти местного самоуправления муниципального образования г.о.Тольятти требований, установленных постановлением правительства Самарской области от 24 ноября 2010 года N 608, и отказа в выплате истцу межтарифной разницы.
Основанием отказа истцу в удовлетворении заявленных требований также явился вывод суда о недоказанности противоправности действий органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Тольятти, наличия причинно-следственной связи между действиями соответствующих органов ответчиков и фактом причинения убытков истцу.
Данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку материалами дела подтверждаются противоправность поведения ответчика муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии г.о.Тольятти, наличие причинно-следственной связи между противоправным бездействием ответчика и убытками истца, а также размер причиненных бездействием мэрии г.о. Тольятти убытков.
Противоправность поведения ответчика муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти заключается в неисполнении требований, установленных законодательством, регулирующим повышение размера платы за коммунальные услуги, и отказе в компенсации истцу межтарифной разницы.
Причинно-следственная связь выразилась в том, что причиной взыскиваемых убытков явилось бездействие ответчика муниципальным образованием городской округ Тольятти в лице мэрии г.о.Тольятти, неправомерно отказывающей в выделении заявителю субсидий на покрытие "межтарифной разницы", что стало, в свою очередь, следствием неустановления предельных индексов повышения размера платы за коммунальные услуги на территории г.о.Тольятти на 2012 год и отсутствия бюджетных ассигнований на указанные цели.
В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, согласно которой в деликтных обязательствах действует презумпция вины должника, истец не несет бремени доказывания наличия вины в поведении ответчика.
Убытки истца складываются из разницы между тарифом на ресурс, утвержденный для энергоснабжающих организаций, и начисленной платой за коммунальные услуги с учетом предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги в 2012 году и составляют 170 097 003, 18 руб. Размер взыскиваемых убытков ответчиками не оспорен.
При таких обстоятельствах все элементы гражданско-правовой ответственности за причинение истцу убытков противоправным бездействием со стороны муниципального образования г.о. Тольятти в лице мэрии г.о.Тольятти материалами дела подтверждаются.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для взыскания убытков с Самарской области в лице министерства энергетики и ЖКХ, поскольку данным министерством соответствующих правовых актов, которые могли бы привести к возникновению межтарифной разницы и убытков у истца соответственно, не принималось.
С учетом разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. В данном случае конкретные размеры платы за коммунальные услуги, которые применялись истцом, были установлены постановлением мэрии г.о. Тольятти на 2011 год. Указанные тарифы применены вследствие противоправного бездействия со стороны муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти, которая не приняла на 2012 год соответствующего правового акта и неправомерно отказалась в связи с этим компенсировать истцу межтарифную разницу. Вместе с тем применение указанных тарифов истцом было обоснованным, поскольку это не противоречило требованиям законодательства, регулирующего повышение размера оплаты коммунальных услуг, оказываемых населению.
Противоправное бездействие мэрии г.о. Тольятти в случае применения истцом тарифов на коммунальные услуги, исходя из тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций, повлекло бы за собой ограничение социальных гарантий граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ Тольятти, в сфере оплаты коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах исковые требования, предъявленные к муниципальному образованию городской округ Тольятти в лице мэрии г.о.Тольятти, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Самарской области в лице министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, суд апелляционной инстанции не усматривает, однако при этом не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в указанной части.
На основании п. 3 ч. 1, п. 1, 2 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 26 ноября 2013 года следует отменить. Принять новый судебный акт, которым исковые требования ООО "Департамент ЖКХ" к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти удовлетворить. Взыскать с муниципального образования городского округа Тольятти за счет казны муниципального образования городского округа Тольятти в пользу ООО "Департамент ЖКХ" убытки в размере 170 097 003 руб. 18 коп. В удовлетворении исковых требований ООО "Департамент ЖКХ" к Самарской области в лице министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика - муниципальное образование городского округа Тольятти в лице мэрии г.о.Тольятти. В этой связи надлежит взыскать с муниципального образования городского округа Тольятти за счет казны муниципального образования городского округа Тольятти в пользу ООО "Департамент ЖКХ" судебные расходы по госпошлине в размере 202 000 рублей, в том числе 200 000 рублей - по уплате госпошлины за подачу иска, 2000 рублей - по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2013 года по делу N А55-18334/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования ООО "Департамент ЖКХ" к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования городского округа Тольятти за счет казны муниципального образования городского округа Тольятти в пользу ООО "Департамент ЖКХ" убытки в размере 170 097 003 руб. 18 коп., а также судебные расходы по госпошлине в размере 202 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований ООО "Департамент ЖКХ" к Самарской области в лице министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.И.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)