Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
при участии:
от муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара - представителя Богдановой М.А. (доверенность N 1311 от 10.04.2014),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А55-2769/2014 (судья Якимова О.Н.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (ОГРН 1026301157420, ИНН 6316033540), Самарская область, г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара,
об отмене постановления N СПр-27151 от 13.12.2013 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в размере 40 000 рублей,
установил:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (далее - муниципальное предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган, ГЖИ) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N СПр-27151 от 13.12.2013 года, вынесенного заместителем руководителя - руководителем Центрального управления жилищного надзора Государственной жилищной инспекцией Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2014 года заявление принято в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области N СПр-27151 от 13.12.2013 о привлечении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежития г.о. Самара к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление административного органа N СПр-27151 от 13.12.2013. Податель апелляционной жалобы указывает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В материалы дела до начала судебного заседания поступил отзыв административного на апелляционную жалобу заявителя, в котором ГЖИ просит суд апелляционной инстанции решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель муниципального предприятия апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ГЖИ в судебное заседание не явился, административный орган извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ГЖИ, надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.11.2013 года Государственной жилищной инспекцией Самарской области при проведении внеплановой проверки жилого дома N 61 по ул. Юных Пионеров в г. Самаре выявлены нарушения, а именно: неисправности, являющиеся причиной протечек кровли над подъездом N 2; затопление помещений подвала под подъездом N 2, тем самым нарушены п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила), п. 4.6.1.10, п. 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее- ПиН ТЭЖФ).
Административным органом в отношении заявителя составлен протокол N СПр-27151 от 28.11.2013 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя жилищной инспекции вынесено постановление N СПр-27151 от 13.12.2013 года о назначении наказания в отношении заявителя в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, муниципальное предприятие обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домом и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении возложенных на заявителя обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).
Из письма Администрации Промышленного района г.о. Самара от 20.11.2013 N 11-18/4947 следует, что по информации предоставленной Департаментом управления имуществом городского округа Самара объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Юных Пионеров, 61 состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Постановления Главы города Самара N 499 от 25.06.2003 со статусом "общежитие". Обслуживание данного общежития осуществляет Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, согласно договору па эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 01.05.2008, заключенного Департаментом с муниципальным предприятием. Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда города Самары от 12.02.2008 за Департаментом признано право собственности на указанный дом. Однако Департамент право собственности не оформил в установленном законом порядке.
В силу п. 2.2., п. 2.3. Устава Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом г. Самары N 374 от 23.06.2003, предметом его деятельности является создание необходимых жилищно-бытовых и социальных условий для проживающих в специализированном жилищном фонде, обеспечение его надлежащего обслуживания, ремонта, санитарного состояния.
Муниципальное предприятие осуществляет эксплуатацию жилищного фонда и нежилых помещений, благоустройство и содержание придомовых территорий, их текущий и капитальный ремонт, а также осуществляет функции генерального подрядчика.
В материалах дела имеется Приказ Комитета по управлению имуществом города Самары от 21.11.2003 N 878 (л.д. 37) в соответствии с которым заявителю приказано принять в эксплуатацию общежитие, расположенное по адресу: г. Самара, пр. Ю.Пионеров, 61.
В соответствии с п. 1.1, п. 3.2.3 договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 30.12.2008 г., заявитель принял на себя обязательства по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию, ремонту и сохранности учитываемых в составе муниципальной казны г.о.Самара объектов специализированного жилищного фонда.
Ссылки Предприятия в апелляционной жалобе на то, что Приложение к договору не содержит указания на спорный объект, не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителем к договору приложено только одно Приложение (л.д. 14), тогда как пояснял сам заявитель к указанному договору имеется несколько приложений. Кроме того, Письмом от 15.11.2013 N 15-07-29/52638 (л.д. 40-41) Департамент управления имуществом городского округа Самара, со ссылками на договор на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 30.12.2008г, указал на обязанность Предприятия по выполнению работ по технической эксплуатации, содержанию, обслуживанию и ремонту объектов специализированного жилищного фонда, в том числе спорного жилищного фонда: пр. Ю.Пионеров, 61.
Также, как следует из материалов дела решением Промышленного районного суда г. Самары от 04.10.2013 удовлетворены требования государственной ГЖИ о ликвидации товарищества собственников жилья "Дом 61".
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что, заявитель исполняет обязанности по текущему обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Юных Пионеров, 61.
Субъект данного правонарушения определен административным органом и судом правильно.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
- - обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
- - проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
- - обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1).
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1.1 названной статьи).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определены конкретные меры по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за номером 5176 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Правилами установлено следующее:
4.6.1.10. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2 (1 сутки).
4.1.15. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Постановлением ВАС РФ от 05.07.2010 г. N ВАС-6464/10 установлено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Муниципальное предприятие, имея своевременную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ, не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина муниципального предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22. КоАП РФ, подтверждена материалами дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что муниципальное предприятие правомерно привлечено к административной ответственности, а суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении его требований о признании оспариваемого постановления незаконным.
Доводы муниципального предприятия о том, что оно не является субъектом административной ответственности по вменяемому административному правонарушению, так как эксплуатацию и обслуживание указанного многоквартирного дома осуществляется Товариществом собственников жилья "Дом 61" опровергается материалами дела.
Как указывалось выше, согласно ответов Департамента управления имуществом г.о.Самара от 15.11.2013, а также Администрации Промышленного района г.о.Самара от 20.11.2013 именно муниципальное предприятие является обслуживающей организацией указанного многоквартирного дома согласно договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 01.05.2008. заключенного между Департаментом управления имуществом г. Самары и муниципальным предприятием.
При этом, ссылка на деятельность ТСЖ "Дом 61" неправомерна, так как согласно решения Промышленного районного суда г. Самары от 04.10.2013 (вступило в законную силу 12.11.2013) товарищество собственников жилья "Дом 61" ликвидировано.
Согласно ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Отсутствие записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ не указывает в рассматриваемом случае на выполнение функций по обслуживанию многоквартирного дома указанным товариществом.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта наличия в действиях заявителя вины в совершении вменяемого административного правонарушения, законности и обоснованности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, судом первой инстанции правомерно отказано предприятию в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А55-2769/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2014 ПО ДЕЛУ N А55-2769/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу N А55-2769/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
при участии:
от муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара - представителя Богдановой М.А. (доверенность N 1311 от 10.04.2014),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А55-2769/2014 (судья Якимова О.Н.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (ОГРН 1026301157420, ИНН 6316033540), Самарская область, г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самарская область, г. Самара,
об отмене постановления N СПр-27151 от 13.12.2013 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в размере 40 000 рублей,
установил:
Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (далее - муниципальное предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган, ГЖИ) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N СПр-27151 от 13.12.2013 года, вынесенного заместителем руководителя - руководителем Центрального управления жилищного надзора Государственной жилищной инспекцией Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2014 года заявление принято в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области N СПр-27151 от 13.12.2013 о привлечении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежития г.о. Самара к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление административного органа N СПр-27151 от 13.12.2013. Податель апелляционной жалобы указывает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В материалы дела до начала судебного заседания поступил отзыв административного на апелляционную жалобу заявителя, в котором ГЖИ просит суд апелляционной инстанции решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель муниципального предприятия апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ГЖИ в судебное заседание не явился, административный орган извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ГЖИ, надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.11.2013 года Государственной жилищной инспекцией Самарской области при проведении внеплановой проверки жилого дома N 61 по ул. Юных Пионеров в г. Самаре выявлены нарушения, а именно: неисправности, являющиеся причиной протечек кровли над подъездом N 2; затопление помещений подвала под подъездом N 2, тем самым нарушены п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила), п. 4.6.1.10, п. 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее- ПиН ТЭЖФ).
Административным органом в отношении заявителя составлен протокол N СПр-27151 от 28.11.2013 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя жилищной инспекции вынесено постановление N СПр-27151 от 13.12.2013 года о назначении наказания в отношении заявителя в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, муниципальное предприятие обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домом и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении возложенных на заявителя обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).
Из письма Администрации Промышленного района г.о. Самара от 20.11.2013 N 11-18/4947 следует, что по информации предоставленной Департаментом управления имуществом городского округа Самара объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Юных Пионеров, 61 состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Постановления Главы города Самара N 499 от 25.06.2003 со статусом "общежитие". Обслуживание данного общежития осуществляет Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, согласно договору па эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 01.05.2008, заключенного Департаментом с муниципальным предприятием. Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда города Самары от 12.02.2008 за Департаментом признано право собственности на указанный дом. Однако Департамент право собственности не оформил в установленном законом порядке.
В силу п. 2.2., п. 2.3. Устава Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом г. Самары N 374 от 23.06.2003, предметом его деятельности является создание необходимых жилищно-бытовых и социальных условий для проживающих в специализированном жилищном фонде, обеспечение его надлежащего обслуживания, ремонта, санитарного состояния.
Муниципальное предприятие осуществляет эксплуатацию жилищного фонда и нежилых помещений, благоустройство и содержание придомовых территорий, их текущий и капитальный ремонт, а также осуществляет функции генерального подрядчика.
В материалах дела имеется Приказ Комитета по управлению имуществом города Самары от 21.11.2003 N 878 (л.д. 37) в соответствии с которым заявителю приказано принять в эксплуатацию общежитие, расположенное по адресу: г. Самара, пр. Ю.Пионеров, 61.
В соответствии с п. 1.1, п. 3.2.3 договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 30.12.2008 г., заявитель принял на себя обязательства по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию, ремонту и сохранности учитываемых в составе муниципальной казны г.о.Самара объектов специализированного жилищного фонда.
Ссылки Предприятия в апелляционной жалобе на то, что Приложение к договору не содержит указания на спорный объект, не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителем к договору приложено только одно Приложение (л.д. 14), тогда как пояснял сам заявитель к указанному договору имеется несколько приложений. Кроме того, Письмом от 15.11.2013 N 15-07-29/52638 (л.д. 40-41) Департамент управления имуществом городского округа Самара, со ссылками на договор на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 30.12.2008г, указал на обязанность Предприятия по выполнению работ по технической эксплуатации, содержанию, обслуживанию и ремонту объектов специализированного жилищного фонда, в том числе спорного жилищного фонда: пр. Ю.Пионеров, 61.
Также, как следует из материалов дела решением Промышленного районного суда г. Самары от 04.10.2013 удовлетворены требования государственной ГЖИ о ликвидации товарищества собственников жилья "Дом 61".
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что, заявитель исполняет обязанности по текущему обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Юных Пионеров, 61.
Субъект данного правонарушения определен административным органом и судом правильно.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
- - обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
- - проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
- - обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1).
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1.1 названной статьи).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определены конкретные меры по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за номером 5176 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Правилами установлено следующее:
4.6.1.10. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2 (1 сутки).
4.1.15. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Постановлением ВАС РФ от 05.07.2010 г. N ВАС-6464/10 установлено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Муниципальное предприятие, имея своевременную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ, не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина муниципального предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22. КоАП РФ, подтверждена материалами дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что муниципальное предприятие правомерно привлечено к административной ответственности, а суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении его требований о признании оспариваемого постановления незаконным.
Доводы муниципального предприятия о том, что оно не является субъектом административной ответственности по вменяемому административному правонарушению, так как эксплуатацию и обслуживание указанного многоквартирного дома осуществляется Товариществом собственников жилья "Дом 61" опровергается материалами дела.
Как указывалось выше, согласно ответов Департамента управления имуществом г.о.Самара от 15.11.2013, а также Администрации Промышленного района г.о.Самара от 20.11.2013 именно муниципальное предприятие является обслуживающей организацией указанного многоквартирного дома согласно договора на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда N 1 от 01.05.2008. заключенного между Департаментом управления имуществом г. Самары и муниципальным предприятием.
При этом, ссылка на деятельность ТСЖ "Дом 61" неправомерна, так как согласно решения Промышленного районного суда г. Самары от 04.10.2013 (вступило в законную силу 12.11.2013) товарищество собственников жилья "Дом 61" ликвидировано.
Согласно ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Отсутствие записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ не указывает в рассматриваемом случае на выполнение функций по обслуживанию многоквартирного дома указанным товариществом.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта наличия в действиях заявителя вины в совершении вменяемого административного правонарушения, законности и обоснованности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, судом первой инстанции правомерно отказано предприятию в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2014 года по делу N А55-2769/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)