Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2014 ПО ДЕЛУ N А54-4393/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. по делу N А54-4393/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 22.05.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие представителей заявителя - товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" (г. Рязань, ОГРН 1046206011862, 6229048275), ответчика - Государственной жилищной инспекции Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201264605, 6231055488), третьих лиц: Селезневой Оксаны Сергеевны (г. Рязань), Гасанова Александра Расуловича (г. Рязань), Сорокина Сергея Викторовича (г. Рязань), Царькова Михаила Васильевича (г. Рязань), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.03.2014 по делу N А54-4393/2013 (судья Котлова Л.И.),

установил:

следующее.
Товарищество собственников жилья "НАШ ДОМ" (далее по тексту - заявитель, ТСЖ "НАШ ДОМ", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Рязанской области (далее по тексту - ответчик, жилищная инспекция) от 21.06.2013 N 37-4, от 31.07.2013 N 37-10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Селезнева Оксана Сергеевна, Гасанов Александр Расулович, Сорокин Сергей Викторович, Царьков Михаил Васильевич.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Государственная жилищная инспекция Рязанской области обоснованно, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации выдала товариществу собственников жилья "НАШ ДОМ" оспариваемые предписания от 21.06.2013 N 37-4 и от 31.07.2013 N 37-10.
В апелляционной жалобе ТСЖ "НАШ ДОМ" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что обязать всех без исключения собственников квартир в многоквартирных домах, обслуживаемых заявителем, установить в этих квартирах индивидуальные приборы учета горячего, холодного водоснабжения в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия законодательной базы, обязывающей собственников жилых и нежилых помещений производить установку этих приборов учета. Полагает, что у ответчика отсутствовало право проводить внеплановую выездную проверку заявителя без предварительного уведомления заявителя о такой проверке.
В отзывах на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Рязанской области и Селезнева О.С., опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Гасанов Александр Расулович, Сорокин Сергей Викторович, Царьков Михаил Васильевич отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Рязанской области поступили обращения граждан: Селезневой О.С., Гасанова А.Р., Сорокина С.В., проживающих в доме N 7 корп. 2 по ул. Костычева г. Рязань, по вопросам начисления платы за предоставляемые коммунальные услуги.
На основании распоряжения от 17.06.2013 N 1132 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "НАШ ДОМ".
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах ТСЖ "НАШ ДОМ" является исполнителем коммунальных услуг.
Между ТСЖ "НАШ ДОМ" и МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" заключен договор теплоснабжения от 20.12.2012 N 15 М-В/13, по условиям которого при наличии у ТСЖ приборов коммерческого учета, допущенных в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией, ТСЖ ежемесячно, не позднее 25 числа отчетного месяца, представляет в ресурсоснабжающую организацию отчет о фактическом потреблении тепловой энергии по установленной форме за подписью руководителя и печатью предприятия (организации). В домах N 7 корп. 1, N 7 корп. 2 по ул. Костычева г. Рязани установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП-1 по ул. Костычева, д. 7, корп. 1, ИТП-2 по ул. Костычева, д. 7, корп. 2), в которых горячая вода для горячего водоснабжения (далее - ГВС) приготавливается путем нагрева холодной воды от теплоносителя (тепловой энергии). То есть в указанных многоквартирных домах отсутствует централизованное ГВС и производство горячей воды осуществляется исполнителем (ТСЖ) самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Тепловая энергия, приобретаемая ТСЖ у МУП "РМПТС", также используется для оказания услуги отопления потребителям. Перечисленные ИТП оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии (multical 66-е 4494694 и multical 66-е 5209798 соответственно), которые введены в эксплуатацию и поставлены на коммерческий расчет. ТСЖ "НАШ ДОМ" ежемесячно снимает показания указанных приборов учета тепловой энергии и передает в МУП "РМПТС", что подтверждается отчетами за месячное потребление тепловой энергии и теплоносителя за период с октября 2012 - апрель 2013 годов.
На основании показаний приборов учета МУП "РМПТС" выставляет за потребленную тепловую энергию расчетно-платежные документы, на основании которых производятся расчеты за тепловую энергию, потребленную многоквартирными домами.
Фактическое начисление собственникам помещений (потребителям) платы за оказанные коммунальные услуги производится следующим образом.
1. За коммунальную услугу по горячему водоснабжению - по тарифу на горячую воду (в руб. /куб. м), утвержденному постановлением Главного управления "Региональная энергетическая комиссия Рязанской области" (далее по тексту - ГУ РЭК) от 28.11.2011 N 423 и объему горячей воды, который определяется: при наличии в жилом помещении индивидуального (квартирного) счетчика ГВС - по показаниям такого счетчика; при отсутствии индивидуального (квартирного) счетчика ГВС - по нормативам на ГВС, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 23.04.2009 N 306-1 (действующим в период с 01.01.2010 по 01.01.2013 и применяемым в 2013 году в соответствии с постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 29.12.2012 N 504).
Таким образом, инспекцией установлен факт нарушения ТСЖ "НАШ ДОМ" пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем, исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по ГВС (в данном случае - тепловой энергии и холодной воды) и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по ГВС, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Объем использованного при производстве горячей воды коммунального ресурса (тепловой энергии) определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы горячей воды на цели ГВС.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период горячей воды на цели ГВС рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных приборов учета горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления горячей воды, определенных по нормативам потребления.
2. За коммунальную услугу по отоплению - исходя из общей площади помещений, по тарифу на тепловую энергию (в руб. /Гкал), утвержденному постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 28.11.2011 N 422, и нормативу на отопление, утвержденному решением Рязанской городской Думы от 23.04.2009 N 306-1 (действующему в период с 01.01.2010 по 01.01.2013 и применяемому в 2013 году в соответствии с постановлениями ГУ РЭК Рязанской области от 31.08.2012 N 72 и от 29.12.2012 N 504).
Таким образом, ТСЖ "НАШ ДОМ" нарушен подпункт "б" пункта 21 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части неприменения при расчете размера платы за отопление среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 31.08.2012 N 72 принято решение о применении на территории Рязанской области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
В соответствии с требованиями Правил N 307 (подпункт "б" пункта 21, подпункта 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
Также в соответствии с пунктом 22 Правил N 307 - при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Соответствующая корректировка размера платы за тепловую энергию, исходя из показаний общедомового прибора учета, за период 2012-2013 годы жильцам указанных многоквартирных домов произведена не была.
Данный факт не оспаривается ТСЖ "НАШ ДОМ", а также подтверждается письмом муниципального предприятия "Кустовой вычислительный центр" (МП "КВЦ"), с которым ТСЖ "НАШ ДОМ" заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета от 01.05.2005 N 480.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что ТСЖ "НАШ ДОМ" нарушены: пункт 54 Правил N 354; подпункт "б" пункта 21, пункт 22, подпункты 2 и 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 (акт проверки от 21.06.2013 N 1571).
По результатам внеплановой выездной проверки ТСЖ "НАШ ДОМ" выдано предписание от 21.06.2013 N 37-4, в соответствии с которым в целях устранения выявленных нарушений ТСЖ "НАШ ДОМ" предписано осуществить следующие мероприятия: при определении размера платы за отопление потребителям в многоквартирных домах по адресам: г. Рязань, ул. Костычева, дом 7 корп. 1, корп. 2 применять требования подпункта "б" пункта 21, подпункта 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 (срок исполнения - 15.11.2013); произвести корректировку размера платы за отопление за 2012 год в соответствии подпунктом "б" пункта 21, подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 (срок исполнения - 15.11.2013); начислять плату за горячее водоснабжение в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 (срок исполнения - 20.08.2013).
Из материалов дела также следует, что в связи с поступившим в Государственную жилищную инспекцию Рязанской области обращением гражданина Царькова Михаила Васильевича, проживающего в квартире 126 дома N 7 корп. 1 по ул. Костычева г. Рязань, по вопросам начисления платы за предоставляемые коммунальные услуги, на основании распоряжения и.о. начальника жилищной инспекции от 25.07.2013 N 1404 в июле 2013 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "НАШ ДОМ".
В ходе внеплановой выездной проверки жилищной инспекцией установлено, что товарищество собственников жилья "НАШ ДОМ" по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах ТСЖ "НАШ ДОМ" является исполнителем коммунальных услуг.
Для обеспечения потребителей многоквартирного дома коммунальной услугой холодное водоснабжение между ТСЖ "НАШ ДОМ" и МП "Водоканал" заключен договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению от 20.10.2005 N 86.
Многоквартирные дома N 7 корп. 1, корп. 2 по ул. Костычева г. Рязани оборудованы общедомовыми приборами учета холодной воды, на основании показания которых производятся расчеты между ТСЖ "НАШ ДОМ" и ресурсоснабжающей организацией МП "Водоканал города Рязани".
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 расчет размера платы за холодную воду на общедомовые нужды рассчитывается в соответствии с формулой 11 Правил N 354, которая должна ежемесячно распределяться пропорционально площади помещений потребителей. Объем (количество) холодной воды на общедомовые нужды должен ежемесячно распределяться пропорционально площади.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что ТСЖ "НАШ ДОМ" нарушен пункт 44 Правил N 354, а именно: ТСЖ "НАШ ДОМ" не начисляет жителям плату за холодную воду на общедомовые нужды. При начислении платы за холодную воду не учитываются показания общедомового прибора учета холодной воды.
По результатам внеплановой выездной проверки ТСЖ "НАШ ДОМ" выдано предписание от 31.07.2013 N 37-10, в соответствии с которым в целях устранения выявленных нарушений ТСЖ "НАШ ДОМ" предписано осуществить следующие мероприятия: начислять плату за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 формулой 11 приложения N 2 к Правилам N 354 (срок исполнения - 20.09.2013).
Не согласившись с предписаниями от 21.06.2013 N 37-4, от 31.07.2013 N 37-10, ТСЖ "НАШ ДОМ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушенных прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Пунктом 16.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правом непосредственного осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 "Положения о государственной жилищной инспекции Рязанской области", утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 11.06.2008 N 108, Государственная жилищная инспекция Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Рязанской области, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Основными задачами инспекции (в период проверки) являлись: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 Положения о государственной жилищной инспекции Рязанской области).
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, оспариваемые предписания от 21.06.2013 N 37-4 и от 31.07.2013 N 37-10 выданы Государственной жилищной инспекцией Рязанской области в пределах ее полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии -исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила N 307).
В силу пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 16 Правил N 307 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2.
В силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 307 величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее первого месяца после перерасчета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила N 354).
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (пункт 40 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 расчет размера платы за холодную воду на общедомовые нужды рассчитывается в соответствии с формулой 11 Правил N 354, которая должна ежемесячно распределяться пропорционально площади помещений потребителей. Объем (количество) холодной воды на общедомовые нужды должен ежемесячно распределяться пропорционально площади.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, ТСЖ "НАШ ДОМ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Рязань, ул. Костычева, д. 7 корпус 1; г. Рязань, ул. Костычева, д. 7 корпус 2.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что многоквартирные дома по адресам: г. Рязань, ул. Костычева, д. 7 корпус 1 и г. Рязань, ул. Костычева, д. 7 корпус 2 оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП) и соответственно каждый ИТП оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии.
Проверкой установлено, что при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии и показаний такого прибора учета, достаточных для определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, ТСЖ "НАШ ДОМ" начисляет плату за отопление собственникам помещений в многоквартирных домах по нормативам потребления; не производит корректировку размера платы за отопление исходя из показаний коллективных приборов учета, установленных в многоквартирных домах; при отсутствии централизованного ГВС и приготовления горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений указанных домов, ТСЖ "НАШ ДОМ" начисляет плату за ГВС по тарифу, установленному постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 28.11.2011 N 423, для потребителей МУП "РМПТС".
Признавая несостоятельными доводы товарищества о том, что у ТСЖ "НАШ ДОМ" отсутствуют правовые основания для исполнения оспариваемых предписаний, поскольку в соответствии с решениями общих собраний ТСЖ "НАШ ДОМ" от 22.12.2008, от 15.12.2011, от 14.04.2013 принято решение производить начисление платы за коммунальные услуги согласно городским тарифам, а образовавшуюся экономию денежных средств по коммунальным платежам направлять в резервный фонд для дальнейшего использования на ремонт общего имущества, благоустройство дворовой территории, на покрытие убытков и непредвиденных расходов; указанные денежные средства, направленные в резервный фонд, были потрачены в период с 2010 по 2013 годы согласно их назначению, суд первой инстанции обоснованно указал, что установленный Правилами N 354 и N 307 порядок проведения расчетов за коммунальные услуги является обязательным.
С учетом этого суд первой инстанции правомерно заключил, что у Государственной жилищной инспекции Рязанской области имелись законные основания для выдачи товариществу предписания от 21.06.2013 N 37-4 о начислении платы за ГВС в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, о произведении корректировки размера платы за отопление за 2012 год в соответствии с подпунктом "б" пункта 21, подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Материалами дела также подтверждено, что многоквартирные дома N 7 корп. 1, корп. 2 по ул. Костычева г. Рязани оборудованы общедомовыми приборами учета холодной воды, на основании показаний которых производятся расчеты между ТСЖ "НАШ ДОМ" и МП "Водоканал города Рязани".
Проверкой установлено, что заявителем нарушен пункт 44 Правил N 354, поскольку при наличии общедомовых приборов учета холодной воды ТСЖ "НАШ ДОМ" не учитывает их показания при начислении платы за холодную воду, не начисляет плату за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды.
В связи с этим суд первой инстанции справедливо посчитал, что должностное лицо жилищной инспекции обоснованно 31.07.2013 выдало ТСЖ "НАШ ДОМ" предписание N 37-10 о начислении платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44, формулой 11 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Судом первой инстанции также обоснованно отмечено, что прибор учета не является устройством, экономящим денежные средства; данный прибор определяет количество поставленного коммунального ресурса в целях определения его фактической стоимости. Денежные средства, полученные ТСЖ "НАШ ДОМ" в результате неправильного применения порядка начисления за поставленные коммунальные услуги, не являются сэкономленными, а представляют собой разницу между суммой реальной стоимости коммунального ресурса и начисленными ТСЖ "НАШ ДОМ" суммами.
Доводы товарищества о нарушениях порядка и процедуры проведения проверки, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) отклоняются, поскольку требования статьи 10 Закона N 294-ФЗ по организации и проведению внеплановой проверки Государственной жилищной инспекцией Рязанской области соблюдены.
Такое основание проведения внеплановой проверки, как поступление обращений и заявлений граждан о нарушении их прав как потребителей, содержится в подпункте "в" пункта 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона.
Согласование проведения проверки с органом прокуратуры, исходя из положений части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, в данном случае не требуется.
О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ "НАШ ДОМ" председатель правления товарищества Малькова И.А. была уведомлена, что в том числе подтверждается ее присутствием при проведении проверок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений порядка и процедуры проведения проверки, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ.
Довод заявителя о том, что ТСЖ "НАШ ДОМ" взимает плату за коммунальные услуги в соответствии с решениями общих собраний ТСЖ, как справедливо заключил суд первой инстанции, не может свидетельствовать о соблюдении ТСЖ "НАШ ДОМ" требований Правил N 307 и N 354.
Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, определены статьей 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможность изменения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации. Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что оспариваемые предписания принято инспекцией в пределах установленной законом компетенции этого органа и при наличии законных оснований, суд первой инстанции обоснованно отказал товариществу в удовлетворении требований о признании незаконными предписаний инспекции от 21.06.2013 N 37-4 и от 31.07.2013 N 37-10.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 рублей.
Согласно платежному поручению от 24.03.2014 N 80 ТСЖ "НАШ ДОМ" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в общей сумме 2 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 000 рублей подлежит возврату товариществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.03.2014 по делу N А54-4393/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "НАШ ДОМ" (г. Рязань, ОГРН 1046206011862, 6229048275) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.03.2014 N 80.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
К.А.ФЕДИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)