Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Собственнику помещений в многоквартирном доме было отказано в переводе принадлежащего ему жилого помещения в нежилое.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Мещерякова Алексея Георгиевича - Морев Д.В. - дов. от 27.07.2015
от заинтересованного лица - Совета депутатов муниципального округа "Левобережный" - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы - Шевелев Р.С. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-914/14
рассмотрев 28 июля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы и индивидуального предпринимателя Мещерякова Алексея Георгиевича
на решение от 28 ноября 2014 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 21 апреля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-129198/14
по заявлению индивидуального предпринимателя Мещерякова Алексея Георгиевича (ОГРНИП 305501409700013)
к Совету депутатов муниципального округа "Левобережный"
о признании незаконным решения
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015, индивидуальному предпринимателю Мещерякову Алексею Георгиевичу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа "Левобережный" от 15.04.2014 N 6-2 "Об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: ул. Фестивальная, д. 11, кв. 145".
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в связи с кассационными жалобами предпринимателя и Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
В кассационной жалобе предприниматель указывает на то, что в конкретном деле норма части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не может быть применена.
Департамент не согласен с мотивировочной частью принятых по делу судебных актов, где суды квалифицировали перечень работ, указанный в проекте ГУП "ГАПУ", как реконструкцию, а также пришли к выводу о том, что происходит уменьшение общего имущества, в силу чего требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению Департамента, в рассматриваемом деле происходила передача части общего имущества, для чего требовалось согласие квалифицированного большинства собственников помещений дома.
Изучив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Москва, ул. Фестивальная, д. 11, кв. 145, которое используется собственником для предпринимательских целей (сдача в аренду).
В целях использования указанного жилого помещения в качестве магазина продовольственных товаров в соответствии с требованиями статьи 23 ЖК РФ и Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП (далее - Регламент), предприниматель обратился в Департамент с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, к которому приложил пакет документов, установленных статьей 23 ЖК РФ.
Уведомлением от 13.05.2014 N 99999-1100-9/14 Департамент сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги.
Из указанного решения Департамента усматривается, что оно вынесено на основании пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пунктов 5.7.4, 4.8 (1) Регламента ввиду принятия Советом депутатов муниципального округа "Левобережный" решения от 15.04.2014 N 6-2 "Об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: ул. Фестивальная, д. 11, кв. 145".
Данным решением Департамент в соответствии с частью 1 статьи 24 ЖК РФ отказал в согласовании проекта о переводе жилого помещения в нежилое.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суды исходили из того, что у представительного органа муниципального образования имеются полномочия по согласованию перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4.8 (1) Регламента в целях принятия в установленном порядке решения по вопросу о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме для оформления запрашиваемого документа Департамент направляет документы и проект решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме на согласование в Совет депутатов муниципального округа по месту нахождения переводимого жилого помещения. В случае представления решения Совета депутатов муниципального округа об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме в срок не позднее 30 календарных дней с момента направления Департаментом указанного проекта решения Департамент оформляет мотивированный отказ в выдаче запрашиваемого документа.
Решением от 15.04.2014 N 6-2 Совета депутатов предпринимателю отказано в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое на основании части 1 статьи 24 ЖК РФ.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
Статья 22 ЖК РФ определяет условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. В соответствии с указанной нормой закона перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В силу части 8 статьи 23 ЖК РФ решение уполномоченного органа о переводе помещения в нежилое является основанием проведения переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства, и (или) перепланировки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
Как видно из материалов дела, в ходе рассмотрения представленных документов профильной комиссией Совета депутатов в Совет депутатов поступили обращения жителей дома по адресу: Москва, Фестивальная ул., д. 11, о несогласии на уменьшение общего имущества многоквартирного дома.
Согласно протоколу общего собрания жильцов - собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, Фестивальная ул., д. 11, решено отказать в передаче в собственность части общего имущества многоквартирного дома; "за" проголосовал 101 собственник помещений, "против" - 0 собственников.
Общим собранием собственников не принято решение о передаче части общего имущества (подоконная часть фасада до уровня пола) заинтересованному лицу.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 11.07.2012 N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" органы местного самоуправления наделяются полномочиями города Москвы по рассмотрению представленных в установленном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы документов для перевода жилого помещения в нежилое и согласованию проекта решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном жилом доме.
Оспариваемое решение принято Советом депутатов в рамках установленных полномочий.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Доводы подателей кассационных жалоб подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года по делу N А40-129198/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
М.Р.АГАПОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 04.08.2015 N Ф05-8020/2015 ПО ДЕЛУ N А40-129198/14
Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое.Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Собственнику помещений в многоквартирном доме было отказано в переводе принадлежащего ему жилого помещения в нежилое.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. по делу N А40-129198/14
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Мещерякова Алексея Георгиевича - Морев Д.В. - дов. от 27.07.2015
от заинтересованного лица - Совета депутатов муниципального округа "Левобережный" - не явился (извещен надлежаще)
от третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы - Шевелев Р.С. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-914/14
рассмотрев 28 июля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы и индивидуального предпринимателя Мещерякова Алексея Георгиевича
на решение от 28 ноября 2014 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 21 апреля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-129198/14
по заявлению индивидуального предпринимателя Мещерякова Алексея Георгиевича (ОГРНИП 305501409700013)
к Совету депутатов муниципального округа "Левобережный"
о признании незаконным решения
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015, индивидуальному предпринимателю Мещерякову Алексею Георгиевичу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа "Левобережный" от 15.04.2014 N 6-2 "Об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: ул. Фестивальная, д. 11, кв. 145".
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в связи с кассационными жалобами предпринимателя и Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
В кассационной жалобе предприниматель указывает на то, что в конкретном деле норма части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не может быть применена.
Департамент не согласен с мотивировочной частью принятых по делу судебных актов, где суды квалифицировали перечень работ, указанный в проекте ГУП "ГАПУ", как реконструкцию, а также пришли к выводу о том, что происходит уменьшение общего имущества, в силу чего требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению Департамента, в рассматриваемом деле происходила передача части общего имущества, для чего требовалось согласие квалифицированного большинства собственников помещений дома.
Изучив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Москва, ул. Фестивальная, д. 11, кв. 145, которое используется собственником для предпринимательских целей (сдача в аренду).
В целях использования указанного жилого помещения в качестве магазина продовольственных товаров в соответствии с требованиями статьи 23 ЖК РФ и Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП (далее - Регламент), предприниматель обратился в Департамент с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, к которому приложил пакет документов, установленных статьей 23 ЖК РФ.
Уведомлением от 13.05.2014 N 99999-1100-9/14 Департамент сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги.
Из указанного решения Департамента усматривается, что оно вынесено на основании пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пунктов 5.7.4, 4.8 (1) Регламента ввиду принятия Советом депутатов муниципального округа "Левобережный" решения от 15.04.2014 N 6-2 "Об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: ул. Фестивальная, д. 11, кв. 145".
Данным решением Департамент в соответствии с частью 1 статьи 24 ЖК РФ отказал в согласовании проекта о переводе жилого помещения в нежилое.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суды исходили из того, что у представительного органа муниципального образования имеются полномочия по согласованию перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4.8 (1) Регламента в целях принятия в установленном порядке решения по вопросу о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме для оформления запрашиваемого документа Департамент направляет документы и проект решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме на согласование в Совет депутатов муниципального округа по месту нахождения переводимого жилого помещения. В случае представления решения Совета депутатов муниципального округа об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме в срок не позднее 30 календарных дней с момента направления Департаментом указанного проекта решения Департамент оформляет мотивированный отказ в выдаче запрашиваемого документа.
Решением от 15.04.2014 N 6-2 Совета депутатов предпринимателю отказано в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое на основании части 1 статьи 24 ЖК РФ.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
Статья 22 ЖК РФ определяет условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. В соответствии с указанной нормой закона перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В силу части 8 статьи 23 ЖК РФ решение уполномоченного органа о переводе помещения в нежилое является основанием проведения переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства, и (или) перепланировки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
Как видно из материалов дела, в ходе рассмотрения представленных документов профильной комиссией Совета депутатов в Совет депутатов поступили обращения жителей дома по адресу: Москва, Фестивальная ул., д. 11, о несогласии на уменьшение общего имущества многоквартирного дома.
Согласно протоколу общего собрания жильцов - собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Москва, Фестивальная ул., д. 11, решено отказать в передаче в собственность части общего имущества многоквартирного дома; "за" проголосовал 101 собственник помещений, "против" - 0 собственников.
Общим собранием собственников не принято решение о передаче части общего имущества (подоконная часть фасада до уровня пола) заинтересованному лицу.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 11.07.2012 N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" органы местного самоуправления наделяются полномочиями города Москвы по рассмотрению представленных в установленном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы документов для перевода жилого помещения в нежилое и согласованию проекта решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном жилом доме.
Оспариваемое решение принято Советом депутатов в рамках установленных полномочий.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Доводы подателей кассационных жалоб подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 года по делу N А40-129198/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
М.Р.АГАПОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)