Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6170/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. по делу N 33-6170/2014А-57


Судья - Горбова А.М.

23 июня 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Головиной Л.Н.
судей - Кучеровой С.М., Елисеевой А.Л.
с участием прокурора - Жилкина П.А.
при секретаре - Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Головиной Л.Н.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курагинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Красноярскэнергосбыт" в лице Минусинского межрайонного отделения и ОАО "МРСК Сибири" Красноярскэнерго о возложении обязанности осуществить подачу электроэнергии в места общего пользования многоквартирных домов, расположенных в городе Артемовск, обслуживаемых управляющей компанией МУП "Артемовское городское хозяйство"
по апелляционной жалобе ОАО "МРСК Сибири" Красноярскэнерго
на заочное решение Курагинского районного суда Красноярского края от 18 марта 2014 года, которым постановлено: "Исковые требования прокурора Курагинского района удовлетворить.
Обязать ОАО "Красноярскэнергосбыт", Минусинское межрайонное отделение и ОАО "МРСК Сибири" Красноярскэнерго осуществить подачу электроэнергии в места общего пользования многоквартирных домов, расположенных в городе Артемовск, обслуживаемых МУП "Артемовское городское хозяйство" в многоквартирные дома по адресам: <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ОАО "Красноярскэнергосбыт", Минусинское межрайонное отделение и ОАО "МРСК Сибири" Красноярскэнерго госпошлину в доход муниципального бюджета Курагинского района по 200 рублей с каждого".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия

установила:

Прокурор Курагинского района действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Красноярскэнергосбыт" в лице Минусинского межрайонного отделения и ОАО "МРСК Сибири" Красноярскэнерго о возложении обязанности осуществить подачу электроэнергии в места общего пользования многоквартирных домов, расположенных в городе Артемовск по адресам: <адрес>.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей города Артемовска об отключении электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов проведена проверка и установлен факт нарушения ответчиками действующего законодательства. Согласно договоров управления, заключенных собственниками помещений многоквартирных домов в городе Артемовск с МУП "Артемовское городское хозяйство", на последнего возложены функции по управлению многоквартирными домами, в том числе, обслуживание и содержание мест общего пользования. 06 апреля 2011 года между ОАО "Красноярскэнергосбыт", выступающим гарантирующим поставщиком, и абонентом МУП "Артемовское городское хозяйство" заключено временное соглашение о порядке расчетов за потребляемую электрическую энергию абонентом, согласно которому гарантирующий поставщик обеспечивает подачу электрической энергии на 38 объектов абонента, действие соглашения продлевалось сторонами до 31 декабря 2013 года. 27 декабря 2013 года абонентом поставщику направлено письменное предложение о продлении действия соглашения, которое гарантирующим поставщиком оставлено без ответа и 31 января 2014 года сетевая организация ОАО "МРСК Сибири" по указанию ОАО "Красноярскэнергосбыт" произвела отключение от энергоснабжения мест общего пользования объектов, указанных в реестре поставщика энергии. ОАО "Красноярскэнергосбыт" владеет коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в многоквартирные дома без заключения договора ресурсоснабжения. В соответствии с пунктами 10 и 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договора с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской: Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации. В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения. При таких обстоятельствах, ОАО "Красноярскэнергосбыт" в случае бездействия абонента - управляющей организации вправе предъявить в суде иск о понуждении к заключению договора энергоснабжения, однако указанных выше действий не произвело.
Кроме того, письменное предложение МУП "Артемовское городское хозяйство" от 27 декабря 2013 года, по сути, являющееся офертой ОАО "Красноярскэнергосбыт" оставлено без рассмотрения в нарушение требований п. 14 Правил, предусматривающих, что представление исполнителем документов не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов, если стороны не договорились об ином. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю. Наряду с этим, в силу п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии. МУП "Артемовское городское хозяйство" представлены платежные поручения о перечислении денежных средств ОАО "Красноярскэнергосбыт" за потребленную электроэнергию. При таких обстоятельствах прокурор полагал что действия ОАО "Красноярскэнергосбыт", инициировавшей ограничение режима потребления электроэнергии абоненту МУП Артемовское городское хозяйство", противоречат действующему законодательству.
Судом постановлено вышеприведенное решение. В апелляционной жалобе представитель ОАО "МРСК Сибири" Д., действующая на основании доверенности N 122Н/111 от 10 января 2014 года, просит заочное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований к ОАО "МРСК Сибири" отказать.
Судебная коллегия, проверив решение суда, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, заслушав прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года, запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства. Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
В пункте 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04 мая 2012 года, установлен перечень обстоятельств, при которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, к которым не отнесено отсутствие общедомовых приборов учета.
По правилам ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 121 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции ОАО "Красноярскэнергосбыт" владеет коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в многоквартирные дома без заключения договора ресурсоснабжения, на основании временного соглашения о порядке расчетов за потребляемую электрическую энергию от 06 апреля 2011 года с управляющей компанией МУП "Артемовское городское хозяйство".
17 декабря 2010 года между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор, согласно условиям которого, сетевая организация обеспечивает техническое обеспечение передачи электрической энергии потребителю и обязуется вводить ограничение режима потребления электроэнергии потребителям по заявке ОАО "Красноярскэнергосбыт" в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате.
Удовлетворяя заявленные прокурором Курагинского района требования и возлагая на ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ОАО "МРСК Сибири" обязанность осуществить подачу электроэнергии в места общего пользования многоквартирных домов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 124 от 14 февраля 2012 года "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения, направляет заявку на заключение договора с приложением соответствующих документов.
Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Основаниями для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения является отсутствие технологического присоединения многоквартирного жилого дома либо общих сетей инженерно-технического обеспечения.
В договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право отказаться от его исполнения полностью) для ресурсоснабжающей организации при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных; периода. Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате.
При том положении, что МУП "Артемовское городское хозяйство" представлены платежные поручения о перечислении денежных средств ОАО "Красноярскэнергосбыт" за потребленную электроэнергию, что подтверждает их доводы о том, что за весь период поставки электроэнергии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией не имелось, суд признал, действия ОАО "Красноярскэнергосбыт", индицировавшего ограничение режима потребления электроэнергии абоненту МУП "Артемовское городское хозяйство" противоречащими действующему законодательству.
Поэтому суд первой инстанции возложил на ОАО "Красноярскэнергосбыт" и на ОАО "МРСК Сибири", как на лицо, обеспечивающее техническую передачу электроэнергии, обязанность осуществить подачу электроэнергии в места общего пользования многоквартирных домов, расположенных в городе Артемовск, обслуживаемых МУП "Артемовское городское хозяйство" в многоквартирные дома по адресам: <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как они соответствуют обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией не принимаются доводы апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на ОАО "МРСК Сибири" Красноярскэнерго обязанности осуществлять подачу электроэнергии. Принимая решение по заявленным требованиям, суд первой инстанции верно указал, что техническое обеспечение передачи электроэнергии законодательством возложено на сетевые организации. Соответственно, сетевые организации должны осуществлять подачу электроэнергии в места общего пользования многоквартирных домов.
Судебной коллегий отклоняются и доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, не обосновал невозможность предъявления иска самими гражданами, и не представил доказательств, подтверждающих невозможность самостоятельного обращения граждан за защитой нарушенного права. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Вышеприведенные нормы закона свидетельствуют о том, что прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему федеральными законами.
Прочие доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, изложенных в решении, основанных на исследованных судом доказательствах и правильном применении норм материального права. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у Судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом допущено не было.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ Судебная коллегия

определила:

Решение Курагинского районного суда Красноярского 18 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "МРСК Сибири" Красноярскэнерго оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)