Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского поселения город Кашин "Коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тверской области от 9 февраля 2015 года по делу N А66-15728/2014 (судья Бачкина Е.А.),
муниципальное унитарное предприятие городского поселения город Кашин "Коммунальное хозяйство" (ОГРН 1026901662600, ИНН 6909007607; место нахождения: 171640, город Кашин, улица Анатолия Луначарского, дом 16/2; далее - МУП "Коммунальное хозяйство"; предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; место нахождения: 170000, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения и предписания от 28.07.2014 N 03-6/1-93-2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Стионова Ольга Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 9 февраля 2015 года по делу N А66-15728/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Коммунальное хозяйство" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что по отношению к Стионовой О.А., проживающей в частном жилом доме, оно выступает только в качестве ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению не является. В связи с этим полагает, что в его деянии по взиманию платы за прием в эксплуатацию узла учета водопотребления не содержится нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Управление и Стионова Ольга Алексеевна в отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим заявлением Стионовой О.А., проживающей в частном жилом доме, расположенном по адресу: г. Кашин, ул. Свободы, д. 39, управлением от 03.06.2014 N 162 возбуждено дело N 03-6/1-93-2014 по признакам нарушения предприятием части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения данного дела управление установило, что МУП "Коммунальное хозяйство" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Кашина с использованием централизованных систем.
Предприятие и Стионова Ольга Алексеевна 06.12.2013 заключили договор (том 1, листы 54 - 56), согласно которому предприятие взяло на себя следующие обязательства:
- - провести проверку соответствия установки узла учета водопотребления требованиям завода-изготовителя и схеме на установку узла учета (пункт 2.1.1);
- - провести проверку правильности работы водосчетчика путем проведения контрольных замеров (пункт 2.1.2);
- - провести опломбирование узла учета водопотребления абонента при наличии соответствия выполненных работ требованиям завода-изготовителя, схемам ресурсоснабжающей организации, контрольных показателей водосчетчиков (пункт 2.1.3);
- - составить акт ввода узла учета в эксплуатацию с выдачей абоненту акта ввода (пункт 2.1.4).
В пункте 3.1.1 названного договора также предусмотрено, что стоимость работ по приемке в эксплуатацию узла учета водопотребления определяется МУП "Коммунальное хозяйство" и составляет 320 руб. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В соответствии с пунктом 2.2.1 договора МУП "Коммунальное хозяйство" имеет право расторгнуть договор в случае неоплаты работ по приемке в эксплуатацию узла учета водопотребления.
Управление установило, что заключенный со Стионовой О.А. договор составлен по типовой форме, применяемой предприятием при оформлении договорных отношений с иными гражданами (письмо МУП "Коммунальное хозяйство" от 07.05.2014 N 257).
При подаче 04.12.2013 заявки о вводе в эксплуатацию установленного прибора учета воды Стионова О.А., согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 04.12.2013 N 2349, уплатила предприятию 320 руб. за "прием в эксплуатацию узла учета водопотребления", после чего 06.12.2013 прибор учета был введен в эксплуатацию.
По результатам рассмотрения дела УФАС приняло решение от 28.07.2014 (том 1, листы 11 - 14), которым признало нарушением части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ действия МУП "Коммунальное хозяйство, выразившиеся во взимании со Стионовой О.А. и жителей г. Кашина, проживающих в частных домовладениях, платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды.
Во исполнение указанного решения управлением предприятию выдано предписание от 28.07.2014 (том 1, лист 15) о прекращении в срок до 15.08.2014 нарушения антимонопольного законодательства посредством прекращения взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, установленных жителям г. Кашина, проживающим в частных домовладениях.
Не согласившись с названными решением и предписанием, МУП "Коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 этого Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум ВАС РФ N 30) даны разъяснения, согласно которым арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ N 30 арбитражным судам при рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, выражающимися в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, надлежит учитывать то, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Как было отмечено ранее и не оспаривается предприятием, МУП "Коммунальное хозяйство" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Кашина с использованием централизованных систем. Приказом государственного учреждения "РЭК" Тверской области от 12.12.2013 N 529-нп предприятию установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для потребителей городского поселения г. Кашин на 2014 год.
В силу части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В материалах дела усматривается и не оспаривается предприятием, что оно является естественным монополистом и занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения в г. Кашине Тверской области.
Помимо того, в соответствии с приказами УФАС от 09.02.1998 N 3, от 26.11.2003 N 70, от 22.03.2006 N 28 МУП "Коммунальное хозяйство" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позициям:
- - услуги по сбору, очистке и распределению воды в границах расположения коммуникаций МУП "Коммунальное хозяйство" на территории г. Кашина (ОКВЭД 41.00);
- - услуги по канализации и обработке стоков в границах расположения коммуникаций МУП "Коммунальное хозяйство" на территории г. Кашина (ОКВЭД 90.01);
- - услуги вывоза бытовых отходов на территории г. Кашина (ОКВЭД 90.02).
Согласно письму от 07.05.2014 N 257 (от 12.05.2014 вх. N 2223) на территории г. Кашина предприятие является единственной организацией, осуществляющей опломбировку и прием в эксплуатацию приборов учета воды.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов осуществляется не только организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющие организации), но и организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией (ресурсоснабжающие организации).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в части определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, их права и обязанности, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно указанным Правилам исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальными ресурсами являются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажи коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); домовладением - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня, теплица, помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Индивидуальный прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в жилом доме.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг для собственников и пользователей жилого дома исполнителем могут выступать лица, указанные в пункте 10 данных Правил.
Пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Согласно подпункту "в" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Кроме того, пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что исполнитель обязан:
- - осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (подпункт "у");
- - осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и в порядке, которые установлены настоящими Правилами (подпункт "у(2)").
Потребитель в свою очередь обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (подпункт "г" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно указанным Правилам потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (подпункт "и" пункта 33).
Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих приборов учета (пункт 80).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(7)).
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных указанными выше Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (пункт 81(9)).
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункт 81(14)).
Из содержания перечисленных выше нормативно-правовых документов следует, что в обязанности потребителей коммунальных услуг не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета на возмездной основе, исполнитель обязан ввести в эксплуатацию прибор учета без взимания платы.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в признании недействительным решения и предписания УФАС, вынесенных 28.07.2014 по делу N 03-6/1-93-2014.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 9 февраля 2015 года по делу N А66-15728/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского поселения город-Кашин "Коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2015 ПО ДЕЛУ N А66-15728/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу N А66-15728/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского поселения город Кашин "Коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тверской области от 9 февраля 2015 года по делу N А66-15728/2014 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие городского поселения город Кашин "Коммунальное хозяйство" (ОГРН 1026901662600, ИНН 6909007607; место нахождения: 171640, город Кашин, улица Анатолия Луначарского, дом 16/2; далее - МУП "Коммунальное хозяйство"; предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; место нахождения: 170000, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения и предписания от 28.07.2014 N 03-6/1-93-2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Стионова Ольга Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 9 февраля 2015 года по делу N А66-15728/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Коммунальное хозяйство" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что по отношению к Стионовой О.А., проживающей в частном жилом доме, оно выступает только в качестве ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению не является. В связи с этим полагает, что в его деянии по взиманию платы за прием в эксплуатацию узла учета водопотребления не содержится нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Управление и Стионова Ольга Алексеевна в отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим заявлением Стионовой О.А., проживающей в частном жилом доме, расположенном по адресу: г. Кашин, ул. Свободы, д. 39, управлением от 03.06.2014 N 162 возбуждено дело N 03-6/1-93-2014 по признакам нарушения предприятием части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения данного дела управление установило, что МУП "Коммунальное хозяйство" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Кашина с использованием централизованных систем.
Предприятие и Стионова Ольга Алексеевна 06.12.2013 заключили договор (том 1, листы 54 - 56), согласно которому предприятие взяло на себя следующие обязательства:
- - провести проверку соответствия установки узла учета водопотребления требованиям завода-изготовителя и схеме на установку узла учета (пункт 2.1.1);
- - провести проверку правильности работы водосчетчика путем проведения контрольных замеров (пункт 2.1.2);
- - провести опломбирование узла учета водопотребления абонента при наличии соответствия выполненных работ требованиям завода-изготовителя, схемам ресурсоснабжающей организации, контрольных показателей водосчетчиков (пункт 2.1.3);
- - составить акт ввода узла учета в эксплуатацию с выдачей абоненту акта ввода (пункт 2.1.4).
В пункте 3.1.1 названного договора также предусмотрено, что стоимость работ по приемке в эксплуатацию узла учета водопотребления определяется МУП "Коммунальное хозяйство" и составляет 320 руб. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В соответствии с пунктом 2.2.1 договора МУП "Коммунальное хозяйство" имеет право расторгнуть договор в случае неоплаты работ по приемке в эксплуатацию узла учета водопотребления.
Управление установило, что заключенный со Стионовой О.А. договор составлен по типовой форме, применяемой предприятием при оформлении договорных отношений с иными гражданами (письмо МУП "Коммунальное хозяйство" от 07.05.2014 N 257).
При подаче 04.12.2013 заявки о вводе в эксплуатацию установленного прибора учета воды Стионова О.А., согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 04.12.2013 N 2349, уплатила предприятию 320 руб. за "прием в эксплуатацию узла учета водопотребления", после чего 06.12.2013 прибор учета был введен в эксплуатацию.
По результатам рассмотрения дела УФАС приняло решение от 28.07.2014 (том 1, листы 11 - 14), которым признало нарушением части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ действия МУП "Коммунальное хозяйство, выразившиеся во взимании со Стионовой О.А. и жителей г. Кашина, проживающих в частных домовладениях, платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды.
Во исполнение указанного решения управлением предприятию выдано предписание от 28.07.2014 (том 1, лист 15) о прекращении в срок до 15.08.2014 нарушения антимонопольного законодательства посредством прекращения взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, установленных жителям г. Кашина, проживающим в частных домовладениях.
Не согласившись с названными решением и предписанием, МУП "Коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 этого Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум ВАС РФ N 30) даны разъяснения, согласно которым арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ N 30 арбитражным судам при рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, выражающимися в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, надлежит учитывать то, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Как было отмечено ранее и не оспаривается предприятием, МУП "Коммунальное хозяйство" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Кашина с использованием централизованных систем. Приказом государственного учреждения "РЭК" Тверской области от 12.12.2013 N 529-нп предприятию установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение для потребителей городского поселения г. Кашин на 2014 год.
В силу части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В материалах дела усматривается и не оспаривается предприятием, что оно является естественным монополистом и занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения в г. Кашине Тверской области.
Помимо того, в соответствии с приказами УФАС от 09.02.1998 N 3, от 26.11.2003 N 70, от 22.03.2006 N 28 МУП "Коммунальное хозяйство" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позициям:
- - услуги по сбору, очистке и распределению воды в границах расположения коммуникаций МУП "Коммунальное хозяйство" на территории г. Кашина (ОКВЭД 41.00);
- - услуги по канализации и обработке стоков в границах расположения коммуникаций МУП "Коммунальное хозяйство" на территории г. Кашина (ОКВЭД 90.01);
- - услуги вывоза бытовых отходов на территории г. Кашина (ОКВЭД 90.02).
Согласно письму от 07.05.2014 N 257 (от 12.05.2014 вх. N 2223) на территории г. Кашина предприятие является единственной организацией, осуществляющей опломбировку и прием в эксплуатацию приборов учета воды.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов осуществляется не только организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющие организации), но и организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией (ресурсоснабжающие организации).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в части определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, их права и обязанности, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно указанным Правилам исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальными ресурсами являются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажи коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); домовладением - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня, теплица, помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Индивидуальный прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в жилом доме.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг для собственников и пользователей жилого дома исполнителем могут выступать лица, указанные в пункте 10 данных Правил.
Пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Согласно подпункту "в" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Кроме того, пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что исполнитель обязан:
- - осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (подпункт "у");
- - осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и в порядке, которые установлены настоящими Правилами (подпункт "у(2)").
Потребитель в свою очередь обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (подпункт "г" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно указанным Правилам потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (подпункт "и" пункта 33).
Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих приборов учета (пункт 80).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(7)).
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных указанными выше Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (пункт 81(9)).
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункт 81(14)).
Из содержания перечисленных выше нормативно-правовых документов следует, что в обязанности потребителей коммунальных услуг не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета на возмездной основе, исполнитель обязан ввести в эксплуатацию прибор учета без взимания платы.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в признании недействительным решения и предписания УФАС, вынесенных 28.07.2014 по делу N 03-6/1-93-2014.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Указанные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 9 февраля 2015 года по делу N А66-15728/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского поселения город-Кашин "Коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Н.Н.ОСОКИНА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)