Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N 3-12/2014~М-17/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N 3-12/2014~М-17/2014


Белгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой О.В.,
при секретаре А.Ю.,
с участием прокурора Кошмановой Я.В.,
представителя заявителя - Б.И.П., представителей заинтересованного лица - Правительства Белгородской области: А.А., К.Е., Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
К.В. о признании незаконным пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 года N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области", исключении слов из данного пункта,
установил:

пункт 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 года N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области" устанавливает применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
К.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила:
1) признать пункт 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 года N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области" незаконным в той мере, в какой данная норма допускает применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления тепловой энергии по отоплению, утвержденных органами местного самоуправления и действовавших по состоянию на 30.06.2012 года;
2) исключить из пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 года N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области" слова "используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года".
Заявление мотивировано тем, что данным пунктом постановления нарушено право заявителя вносить плату за отопление в соответствии с законом, поскольку в городе Старый Оскол Белгородской области по состоянию на 30.06.2012 года действовал норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный не органом государственной власти субъекта РФ (как это предусмотрено статьей 157 ЖК РФ), а органом местного самоуправления.
В судебном заседании представитель заявителя К.В. - Б.И.П. поддержал первый пункт требований, а именно, о признании незаконным пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 года N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области", пояснив, что Жилищный кодекс РФ (ч. 6 ст. 5 и ст. 13) не предоставляет право Правительству Белгородской области принимать нормативные правовые акты в области жилищных правоотношений.
По мнению представителя заявителя, Правительство Белгородской области в нарушение ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" незаконно продлило до 31 декабря 2014 года полномочия органов местного самоуправления по утверждению нормативов потребления тепловой энергии по отоплению.
Представители заинтересованного лица - Правительства Белгородской области: Ш., К.Е., А.А. считали, что требования не подлежат удовлетворению.
Обсудив доводы заявителя, его представителя, выслушав возражения представителей заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по нижеприведенным мотивам.
10 сентября 2012 года Правительством Белгородской области принято постановление N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области" (далее - постановление N 368-пп), текст которого опубликован 02.10.2012 года в газете "Белгородские известия".
Пунктом 1 указанного постановления N 368-пп предписано применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Как следует из ответа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 11.12.2013 года на имя Б.И.П. (представителя заявителя), по вопросу расчета норматива потребления по отоплению в жилых помещениях разъяснено, что с учетом пункта 1 постановления N 368-пп в г. Старый Оскол до 31 декабря 2014 года применяется норматив потребления тепловой энергии для населения, который утвержден решением Совета депутатов муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" от 31 августа 2007 года N 225.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 6 мая 2011 года издано Постановление N 354, пунктом 1 которого утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого пункта постановления Правительства Белгородской области N 368-пп, органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
При этом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "б" пункта 1 названного Постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857" вышеуказанный подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утратил силу.
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Согласно пункту 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Таким образом, установление размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, является реализацией права, предоставленного субъекту Российской Федерации нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Постановление N 368-пп принято Правительством Белгородской области как высшим органом исполнительной власти, который уполномочен Уставом Белгородской области на нормативное регулирование общественных отношений (ст. 42 Устава).
Вопреки доводам представителя заявителя, правовое регулирование, которое закреплено в оспариваемом пункте постановления N 368-пп, не является продлением до 31 декабря 2014 года полномочий органов местного самоуправления по утверждению нормативов потребления тепловой энергии по отоплению, поскольку не предоставляет органу местного самоуправления право принимать решения в области данных отношений.
Лишена правовых оснований ссылка прокурора на то, что оспариваемый пункт постановления N 368-пп противоречит Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию. По сути, прокурор оспаривает законность решения органа местного самоуправления об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшего по состоянию на 30.06.2012 года, что находится за рамками настоящего дела.
Органам власти субъектов Российской Федерации прямо разрешалось подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета, предусмотренного прежними Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 245 - 253 ГПК РФ, суд
решил:

Отказать в удовлетворении заявления К.В. о признании незаконным пункта 1 постановления Правительства Белгородской области от 10 сентября 2012 года N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области", исключении слов из данного пункта.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.09.2014 г.
Судья
О.В.БОРИСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)