Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Нефедовой О.Ю., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФортЛинк" Ивановой А.А. (доверенность от 04.01.2014) и Перекрест А.В. (доверенность от 20.01.2014), от местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области главы администрации Воронина А.В. (решение от 30.04.2013 N 41), представителей Иванова К.В. (доверенность от 28.08.2013 N 3) и Кваши Ю.М. (доверенность от 23.06.2014 N 16), рассмотрев 24.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А56-50298/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФортЛинк", место нахождения: 192288, Санкт-Петербург, М.Бухарестская ул., д. 10, корп. 2, пом. 4-Н, ОГРН 1097847143316 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным с момента подписания постановления местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, место нахождения: 187032, Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Тельмана, д. 50, ОГРН 1054700604837 (далее - Администрация), от 18.07.2013 N 178 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее - Муниципальное образование), в части включения в конкурс лотов N 1, 2 и 3.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "ТосноСтройСервис" и "Доверие".
Решением от 26.11.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. По мнению подателя жалобы, истец не представил достоверных доказательств проведения общих собраний собственниками помещений спорных многоквартирных домов и принятия ими решений о выборе способа управления домами - управление управляющей организацией и выбора в этом качестве Компании. Имеющиеся в материалах дела копии протоколов и договоров свидетельствуют о выборе в качестве управляющей организации иного лица - общества с ограниченной ответственностью "ФортЛинк" (далее - ООО "ФортЛинк"); оригиналы указанных документов отсутствуют; часть собственников помещений домов отрицает проведение собраний и участие в них.
В отзыве Компания просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылается на изъятие у нее подлинных документов органами дознания и настаивает на том, что спорные многоквартирные дома управляются ею на основании действующих договоров, заключенных с собственниками помещений этих домов.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы жалобы, а представители Компании - возражения, изложенные в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в Муниципальном образовании, между Администрацией и Компанией 18.09.2009 были заключены на срок 3 года начиная с 01.10.2009 следующие договоры:
- - N 28 на управление многоквартирными домами N 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27;
- - N 29 на управление многоквартирными домами N 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 корп. 1, 32 корп. 2, 42, 36;
- - от 18.09.2009 N 30 на управление многоквартирными домами N 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Дополнительными соглашениями от 29.12.2012 и от 16.04.2013 срок действия договоров продлен до 31.05.2013.
Администрация полагая, что до окончания срока действия названных договоров собственниками помещений в названных многоквартирных домах, не был выбран способ управлениями домами, 18.07.2013 издала постановление N 178 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Муниципального образования, собственниками помещений в которых не выбран способ управления домами, в отношении многоквартирных домов N 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 24, 26, 32 корп. 1, 34 (лот N 1); N 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 28, 30, 32, корп. 2, 36 (лот N 2); N 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (лот N 3); а также жилых домов N 15, 19, 21, 23, 25, 27, 30 в дер. Пионер Тосненского района Ленинградской области (лот N 4).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах N 3, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32/1, 32/2/, 34, 36 в пос. Тельмана и домах N 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 в пос. Войскорово Тосненского района Ленинградской области было принято решение об управлении этими многоквартирными домами управляющей организацией и в качестве управляющей организации была выбрана Компания, она обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, обоснованно руководствуясь следующим.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В силу части 4 пункта 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила), определено, что открытый конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Иных оснований проведения открытых конкурсов Правила не содержат.
В соответствии с пунктом 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Таким образом, приведенные нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственника при решении вопроса о выборе способа управления. Обязанность органов местного самоуправления отобрать управляющую организацию играет компенсаторную роль в случае, когда собственники не имеют намерений самостоятельно определить порядок управления. При этом для отказа от проведения конкурса достаточно любого из предусмотренных законодательством проявлений инициативы со стороны собственников.
На основании представленных истцом в материалы дела копий протоколов общих собраний собственников помещений спорных домов и выписок из протоколов установлено, что собственники помещений данных домов приняли решения о способе управления домами - управление управляющей организацией, в качестве которой было выбрано ООО "ФортЛинк". Компания также представила договоры управления указанными многоквартирными домами, заключенными ею с собственниками помещений.
Таким образом, поскольку собственники помещений спорных домов самостоятельно выбрали способ управления домами, у Администрации не имелось правовых оснований для вынесения постановления от 18.07.2013 N 178.
Доводы Администрации относительно противоречий в представленных Компанией протоколах, договорах и недостоверности данных документов получили надлежащую оценку судов и были правомерно отклонены.
Расхождение в наименовании управляющей организации, указанной в протоколах общих собраний собственников помещений домов и выписках из них (вместо Компании указано ООО "ФортЛинк"), как пояснила Компания, обусловлено технической ошибкой и опровергается, в том числе, договорами управления многоквартирными домами, заключенными собственниками жилых помещений домов именно с Компанией. Договоры не были оспорены либо расторгнуты, следовательно, являются действующими.
Тот факт, что отдельные собственники помещений домов не принимали участие в общем собрании и не являлись инициаторами их проведения, сам по себе не является основанием признать протоколы собраний недостоверными.
Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Сведений об оспаривании кем-либо из собственников помещений в многоквартирных домах решений собраний о выборе способа управления домами, оформленных протоколами, либо заключенных договоров в деле не имеется.
Ссылка Администрации на непредставление подлинников протоколов не может быть принята во внимание, поскольку пункт 6 статьи 71 АПК РФ применяется, когда суду представлены несовпадающие копии документа и по копиям невозможно установить подлинное содержание первоисточника. В данном случае иных копий, не тождественных представленным, суду не представлялось, ходатайство о фальсификации доказательств на основании статьи 161 АПК РФ Администрацией заявлено не было. Кроме того, оригиналы части протоколов, бюллетеней голосования и решений обозревались судом. Компания также представила документы, подтверждающие изъятие оригиналов ОБЭП ОМВД России по Тосненскому району.
Администрация не опровергла факта оказания Компанией услуг по управлению домами, доказательства управления домами какой-либо иной управляющей компанией, в том числе ООО "ФортЛинк", также не представлены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно приняли в качестве надлежащих доказательств копии протоколов и иных документов и правомерно удовлетворили заявление Компании. Иные доводы жалобы получили мотивированную оценку судов и обоснованно отклонены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А56-50298/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
М.Г.ВЛАСОВА
О.Ю.НЕФЕДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А56-50298/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А56-50298/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Нефедовой О.Ю., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФортЛинк" Ивановой А.А. (доверенность от 04.01.2014) и Перекрест А.В. (доверенность от 20.01.2014), от местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области главы администрации Воронина А.В. (решение от 30.04.2013 N 41), представителей Иванова К.В. (доверенность от 28.08.2013 N 3) и Кваши Ю.М. (доверенность от 23.06.2014 N 16), рассмотрев 24.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А56-50298/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ФортЛинк", место нахождения: 192288, Санкт-Петербург, М.Бухарестская ул., д. 10, корп. 2, пом. 4-Н, ОГРН 1097847143316 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным с момента подписания постановления местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, место нахождения: 187032, Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Тельмана, д. 50, ОГРН 1054700604837 (далее - Администрация), от 18.07.2013 N 178 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее - Муниципальное образование), в части включения в конкурс лотов N 1, 2 и 3.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "ТосноСтройСервис" и "Доверие".
Решением от 26.11.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. По мнению подателя жалобы, истец не представил достоверных доказательств проведения общих собраний собственниками помещений спорных многоквартирных домов и принятия ими решений о выборе способа управления домами - управление управляющей организацией и выбора в этом качестве Компании. Имеющиеся в материалах дела копии протоколов и договоров свидетельствуют о выборе в качестве управляющей организации иного лица - общества с ограниченной ответственностью "ФортЛинк" (далее - ООО "ФортЛинк"); оригиналы указанных документов отсутствуют; часть собственников помещений домов отрицает проведение собраний и участие в них.
В отзыве Компания просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылается на изъятие у нее подлинных документов органами дознания и настаивает на том, что спорные многоквартирные дома управляются ею на основании действующих договоров, заключенных с собственниками помещений этих домов.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы жалобы, а представители Компании - возражения, изложенные в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в Муниципальном образовании, между Администрацией и Компанией 18.09.2009 были заключены на срок 3 года начиная с 01.10.2009 следующие договоры:
- - N 28 на управление многоквартирными домами N 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27;
- - N 29 на управление многоквартирными домами N 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 корп. 1, 32 корп. 2, 42, 36;
- - от 18.09.2009 N 30 на управление многоквартирными домами N 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Дополнительными соглашениями от 29.12.2012 и от 16.04.2013 срок действия договоров продлен до 31.05.2013.
Администрация полагая, что до окончания срока действия названных договоров собственниками помещений в названных многоквартирных домах, не был выбран способ управлениями домами, 18.07.2013 издала постановление N 178 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Муниципального образования, собственниками помещений в которых не выбран способ управления домами, в отношении многоквартирных домов N 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 24, 26, 32 корп. 1, 34 (лот N 1); N 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 28, 30, 32, корп. 2, 36 (лот N 2); N 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (лот N 3); а также жилых домов N 15, 19, 21, 23, 25, 27, 30 в дер. Пионер Тосненского района Ленинградской области (лот N 4).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах N 3, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 32/1, 32/2/, 34, 36 в пос. Тельмана и домах N 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 в пос. Войскорово Тосненского района Ленинградской области было принято решение об управлении этими многоквартирными домами управляющей организацией и в качестве управляющей организации была выбрана Компания, она обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, обоснованно руководствуясь следующим.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В силу части 4 пункта 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила), определено, что открытый конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Иных оснований проведения открытых конкурсов Правила не содержат.
В соответствии с пунктом 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Таким образом, приведенные нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственника при решении вопроса о выборе способа управления. Обязанность органов местного самоуправления отобрать управляющую организацию играет компенсаторную роль в случае, когда собственники не имеют намерений самостоятельно определить порядок управления. При этом для отказа от проведения конкурса достаточно любого из предусмотренных законодательством проявлений инициативы со стороны собственников.
На основании представленных истцом в материалы дела копий протоколов общих собраний собственников помещений спорных домов и выписок из протоколов установлено, что собственники помещений данных домов приняли решения о способе управления домами - управление управляющей организацией, в качестве которой было выбрано ООО "ФортЛинк". Компания также представила договоры управления указанными многоквартирными домами, заключенными ею с собственниками помещений.
Таким образом, поскольку собственники помещений спорных домов самостоятельно выбрали способ управления домами, у Администрации не имелось правовых оснований для вынесения постановления от 18.07.2013 N 178.
Доводы Администрации относительно противоречий в представленных Компанией протоколах, договорах и недостоверности данных документов получили надлежащую оценку судов и были правомерно отклонены.
Расхождение в наименовании управляющей организации, указанной в протоколах общих собраний собственников помещений домов и выписках из них (вместо Компании указано ООО "ФортЛинк"), как пояснила Компания, обусловлено технической ошибкой и опровергается, в том числе, договорами управления многоквартирными домами, заключенными собственниками жилых помещений домов именно с Компанией. Договоры не были оспорены либо расторгнуты, следовательно, являются действующими.
Тот факт, что отдельные собственники помещений домов не принимали участие в общем собрании и не являлись инициаторами их проведения, сам по себе не является основанием признать протоколы собраний недостоверными.
Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Сведений об оспаривании кем-либо из собственников помещений в многоквартирных домах решений собраний о выборе способа управления домами, оформленных протоколами, либо заключенных договоров в деле не имеется.
Ссылка Администрации на непредставление подлинников протоколов не может быть принята во внимание, поскольку пункт 6 статьи 71 АПК РФ применяется, когда суду представлены несовпадающие копии документа и по копиям невозможно установить подлинное содержание первоисточника. В данном случае иных копий, не тождественных представленным, суду не представлялось, ходатайство о фальсификации доказательств на основании статьи 161 АПК РФ Администрацией заявлено не было. Кроме того, оригиналы части протоколов, бюллетеней голосования и решений обозревались судом. Компания также представила документы, подтверждающие изъятие оригиналов ОБЭП ОМВД России по Тосненскому району.
Администрация не опровергла факта оказания Компанией услуг по управлению домами, доказательства управления домами какой-либо иной управляющей компанией, в том числе ООО "ФортЛинк", также не представлены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно приняли в качестве надлежащих доказательств копии протоколов и иных документов и правомерно удовлетворили заявление Компании. Иные доводы жалобы получили мотивированную оценку судов и обоснованно отклонены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А56-50298/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ
Судьи
М.Г.ВЛАСОВА
О.Ю.НЕФЕДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)