Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1234

Требование: О признании бездействия незаконным, обязании инициировать проведение мероприятий по признанию дома аварийным и непригодным для проживания.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор утверждает, что орган местного самоуправления не предпринимает мер по устранению выявленных нарушений технической эксплуатации дома и признанию его аварийным, проживание неопределенного круга лиц в этом доме создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N 33-1234


Судья Чванов О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" об оспаривании бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию дома аварийным и непригодным для проживания, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 12.12.2013 года, которым признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", как собственника помещений в <адрес> литер А по <адрес> в <адрес>, выразившееся в неосуществлении контроля за его использованием и сохранностью и необращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Администрация муниципального образования "Город Саратов" обязана инициировать процедуру, установленную пунктами 8, 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, подготовить и представить документы на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания дом по адресу: <адрес>, литер А в срок до 01.05.2014 года. В удовлетворении требований к администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснение представителя администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" Л., поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района г. Саратова обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация МО "Город Саратов"), администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация Октябрьского района МО "Город Саратов") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию дома аварийным и непригодным для проживания.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по обращению Б.Л.Р., проживающей на основании договора социального найма в <адрес> в <адрес>, прокуратурой Октябрьского района г. Саратова проведена проверка. В ходе проверки установлено, что одним из собственников жилья в <адрес> является муниципальное образование "Город Саратов". В соответствии с актом проверки прокуратуры района и Государственной жилищной инспекции Саратовской области в доме по вышеуказанному адресу выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, а именно: разрушение покрытия отмостки, местные разрушения, износ кровельного покрытия и протечки кровли, нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям, отсутствие водосточной трубы, неисправность входных дверей, оконных блоков, рам лестничных клеток, отсутствие остекления лестничных клеток, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, неисправность конструкций входа в подвал, электрооборудования и внутридомовых электросетей в местах общего пользования, разрушение оголовков и кирпичной кладки вентиляционных и дымовых труб на крышах. Согласно представленным данным МУП "Городское БТИ" дом введен в эксплуатацию в 1917 г., процент износа строительных конструкций 96%. Однако администрация МО "Город Саратов" не предпринимает надлежащих мер к устранению выявленных нарушений технической эксплуатации данного жилого дома, признания его аварийным в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу". Прокурор полагает, что дальнейшее проживание неопределенного круга лиц в указанном доме создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Город Саратов" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приводит доводы, что и в суде первой инстанции. Указывает, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, следовательно, незаконное бездействие со стороны администрации отсутствует. Полагает неправомерным возлагать обязанность по инициированию проведения мероприятий по признанию дома аварийным и непригодным для проживания только на одного собственника.
В возражения на апелляционную жалобу прокуратура Октябрьского района г. Саратова просит решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" Л. поддержал апелляционную жалобу администрации МО "Город Саратов". Вместе с тем указал, что 27.02.2014 года заключением N 17/О межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Собственники жилых помещений за счет собственных средств должны произвести реконструкцию многоквартирного дома в срок до 01.04.2015 года. Полагает, что решение районного суда от 12.12.2013 года исполнено.
Иные участвующие в деле лица в заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в соответствии с техническим паспортом <адрес> литер А по <адрес> в <адрес> построен до 1917 года, здание двухэтажное, общей площадью 560,6 кв. м, относится к объектам культурного наследия.
В соответствии с актом проверки прокуратуры Октябрьского района г. Саратова и Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 03.09.2013 года в доме по вышеуказанному адресу выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, а именно: разрушение покрытия отмостки, местные разрушения, износ кровельного покрытия и протечки кровли, нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям, отсутствие водосточной трубы, неисправность входных дверей, оконных блоков, рам лестничных клеток, отсутствие остекления лестничных клеток, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, неисправность конструкций входа в подвал, электрооборудования и внутридомовых электросетей в местах общего пользования, разрушение оголовков и кирпичной кладки вентиляционных и дымовых труб на крышах.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее Положение), изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7); орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46); по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
В силу пункта 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, распространяется, в том числе и на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан.
Администрацией г. Саратова постановлением от 17.11.2006 года N 357-П было принято решение о создании межведомственной комиссии по признанию находящихся в государственной собственности Саратовской области помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в составе согласно приложению к данному постановлению.
На основании постановления администрации города Саратова от 08.08.2006 года N 212А была создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением главы администрации г. Саратова от 29.01.2007 года N 36 (в редакции от 05.03.2008) утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с п. п. 4.1.10 - 4.1.12, 4.4 указанного Положения по окончанию работы межведомственная комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, направляет 1 экземпляр заключения комиссии в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям. Передает по 1 экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация города Саратова.
В многоквартирном <адрес> в <адрес> выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации. В частности, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к его обрушению, имеют место и другие дефекты, отраженные в акте от 03.09.2013 года. Однако администрация МО "Город Саратов" в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие администрации МО "Город Саратов" по неосуществлению контроля за сохранностью и использованию жилищного фонда, необращению с заявлением в межведомственную комиссию для признания аварийным и подлежащим сносу жилого <адрес> в <адрес>.
Довод жалобы о том, что в полномочия администрации МО "Город Саратов" не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, реконструкции не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании вышеуказанных требований закона.
Судебная коллегия также полагает, что представленное на судебное заседание представителем администрации Октябрьского района МО "Город Саратов" заключение от 27.02.2014 года N 17/О межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, согласно которому <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции может являться лишь доказательством возможного исполнения решения суда, но не влечет за собой отмену состоявшегося до принятого заключения решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям статьи 198 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась администрация в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех доказательств в совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке доказательств не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 12.12.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)