Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прометей+" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года по делу А58-3689/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Прометей+" (ОГРН 1051402064691, ИНН 1435158362) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916 ИНН 1435067108) о признании незаконным предписания,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Олейник В.Ю. - представитель по доверенности от 12.12.2014;
- от заинтересованного лица: Исакова И.И. - представитель по доверенности от 28.11.2014;
- от третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания "СахаИнжСтрой" (ОГРН 1041402031252, ИНН 143501001): Слепцова В.В. - представитель по доверенности от 29.11.2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прометей+" (далее заявитель, ООО "Прометей+", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее административный орган, Госстройнадзор) о признании незаконным и отмене предписания N 08-01-231-14 от 26.03.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что требования Госстройнадзора к Обществу, изложенные в оспариваемом предписании, являются законными, обоснованными и исполнимыми.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Прометей+" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с несоответствием выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, как основанных на неверном толковании и применении норм материального права.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Представитель Госстройнадзора и третьего лица просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании обращения граждан, в соответствии с распоряжением руководителя Госстройнадзора N 01-10-966-14 от 24.03.2014 должностными лицами административного органа проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Прометей+" по вопросу соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В ходе проверки кв. 94 жилого дома N 60 расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова и находящегося в управлении ООО "Прометей+", выявлено следующее:
- - квартира 394 расположена на 2-ом этаже 3-го подъезда. Квартира 1-комнатная общей площадью 29.9. кв. м. Жалобы жильцов на отсутствие вентиляции, а также на образование сквозной трещины по нижнему перекрытию помещения кухни. Со слов жильцов в зимний период по образовавшейся трещине продувает. В ходе осмотра образовавшейся трещины на кухне наблюдается, что жильцами произведена работа по конопатке образовавшегося сквозного отверстия подручными средствами. Сквозное отверстие с шириной раскрытия от 0,5 до 2 см. Трещина очищена от конопатки и произведены замеры скорости воздушного потока на месте отверстия прибором Testo-405-VI (свидетельство о поверке 30185859, действительно до 18.07.2014), величина инфильтрации воздуха варьируется от 0.25 до 0.30 м/с). Произведены замеры диапазона скорости воздушного потока вентиляционных каналов прибором Testo-405-VI (свидетельство о поверке 30185859, действительно до 18.07.2014);
- - на кухне: при закрытых окнах - тяга вентиляции составила 0,61 м/с, температура потока +25.3 градусов Цельсия. При приоткрытых окнах - отмечается увеличение тяги до 2.26 м/с, температура потока +26.1. градусов Цельсия;
- - в санитарном узле (туалет) - отмечается инфильтрация (опрокидывание) воздушного потока в помещение с диапазоном от 0.45 до 0.65 м/с, температура потока +24.1. градусов Цельсия. При приоткрытых окнах и дверях - отмечается изменение тяги и увеличение сброса воздуха до 2.25 м/с, температура потока +25.6. градусов Цельсия;
- - вентиляционная система в помещениях в рабочем состоянии, рекомендуется установить клапан притока воздуха КИВ для обеспечения активной вытяжки по вентиляционным каналам в квартире.
По результатам проверки составлен Акт N 08-01-711-14 от 26.03.2014.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа в адрес ООО "Прометей+" выдано предписание N 08-01-231-14 от 26.03.2014.
Указанным предписанием Обществу предписано в срок до 16.06.2014:
- устранить неисправности герметизации стыков (щели, поврежденные участки, а также воздухопроницаемость стыков), не допуская дальнейшего ухудшения герметизации; теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий устраивать в соответствии с действующими нормативными документами; теплозащиту дефектных участков стен осуществить путем устранения неисправностей в ограждающих конструкциях и утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных интересов заявителя таким предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Из представленных в материалы дела документов следует, что согласно выписки из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в том числе, многоквартирного жилого дома N 60, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.8 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, в том числе, организацию эксплуатации; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское, аварийное, текущий и капитальный ремонт; санитарное содержание.
Согласно раздела II "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пунктам 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природноклиматических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Частями 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, управляющая компания обязана:
- - оказывать услуги и выполнять работа по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2.1.);
- - осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственников и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующих оказание жилищнокоммунальных услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.1.1.);
- - оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем общего имущества согласно приложению N 1 к договору. В случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества управляющая компания обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет (пункт 3.1.2.);
- - при оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме регулярно, не менее одного раза в год производить осмотры общего имущества в многоквартирном доме, на их основе производить анализ и оценку технического состояния общего имущества, разрабатывать планы работ, учитывать их при разработке и корректировке требования и предложения собственника (абзац 2 пункта 3.1.3.);
- - проводить выбор исполнителей (подрядных, в т.ч. специализированных организаций) для оказания услуги выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключать с ними договоры, либо оказывать услуги и выполнять работы самостоятельно (абзац3 пункта 3.1.3);
- - принимать объемы и качество выполненных работ по заключенным с исполнителями договорами (абзац 4 пункта 3.1.3);
- Содержание общего имущества включает работы, выполняемые постоянно или с установленной периодичностью с целью сохранности конструктивных элементов здания, общего внутридомового инженерного оборудования, поддержания их в исправном состоянии, обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического состояния, в том числе: технический надзор за состоянием общего имущества путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний.
В состав общего имущества входят несущие и ограждающие ненесущие конструкции дома, внешние стены, перекрытия и перегородки, отделяющие помещения различных собственников, межпанельные стыки и швы.
Пунктами 4.10.2.8, 4.10.5.1, 4.10.5.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 установлено, что:
- - неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации;
- - теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами;
- - теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия.
Однако, как установлено административным органом и следует из представленных в материалы дела документов, в нарушение вышеуказанных норм права в жилом доме N 60 расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова и находящегося в управлении ООО "Прометей+" допущено наличие сквозной трещины по нижнему перекрытию помещения кухни квартиры N 94.
Факт нарушения Обществом как управляющей организацией норм и правил при исполнении обязательств по ремонту и содержанию общего имущества собственников жилых помещений, в полном объеме подтверждается Актом проверки N 08-01-711-14 от 26.03.2014 и пор существу не отрицается самим заявителем.
При указанных обстоятельствах спорное предписание административного органа N 08-01-231-14 от 26.03.2014 об устранении вышеуказанных нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, является законным и обоснованным.
Довод же заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент обнаружения административным органом выявленных недостатков общего имущества собственников жилья многоквартирного дома не истек гарантийный срок для объекта долевого строительства, является не состоятельным, так как указанное, само по себе не освобождает ООО "Прометей+" от обязанности содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорное предписание, которым ООО "Прометей+" предписано устранить неисправности герметизации стыков (щели, поврежденные участки, а также воздухопроницаемость стыков), не допуская дальнейшего ухудшения герметизации; теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий устраивать в соответствии с действующими нормативными документами; теплозащиту дефектных участков стен осуществить путем устранения неисправностей в ограждающих конструкциях и утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, является законным.
Иные же доводы, приведенные ООО "Прометей+" в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года по делу А58-3689/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года по делу А58-3689/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Прометей+" (ОГРН 1051402064691 ИНН 1435158362) из федерального бюджета, излишне уплаченную по платежному поручению N 713 от 06.10.2014 г. государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2015 N 04АП-5864/2014 ПО ДЕЛУ N А58-3689/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N А58-3689/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прометей+" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года по делу А58-3689/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Прометей+" (ОГРН 1051402064691, ИНН 1435158362) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916 ИНН 1435067108) о признании незаконным предписания,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Олейник В.Ю. - представитель по доверенности от 12.12.2014;
- от заинтересованного лица: Исакова И.И. - представитель по доверенности от 28.11.2014;
- от третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью Инжиниринговая компания "СахаИнжСтрой" (ОГРН 1041402031252, ИНН 143501001): Слепцова В.В. - представитель по доверенности от 29.11.2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прометей+" (далее заявитель, ООО "Прометей+", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее административный орган, Госстройнадзор) о признании незаконным и отмене предписания N 08-01-231-14 от 26.03.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что требования Госстройнадзора к Обществу, изложенные в оспариваемом предписании, являются законными, обоснованными и исполнимыми.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Прометей+" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с несоответствием выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, как основанных на неверном толковании и применении норм материального права.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Представитель Госстройнадзора и третьего лица просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании обращения граждан, в соответствии с распоряжением руководителя Госстройнадзора N 01-10-966-14 от 24.03.2014 должностными лицами административного органа проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Прометей+" по вопросу соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В ходе проверки кв. 94 жилого дома N 60 расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова и находящегося в управлении ООО "Прометей+", выявлено следующее:
- - квартира 394 расположена на 2-ом этаже 3-го подъезда. Квартира 1-комнатная общей площадью 29.9. кв. м. Жалобы жильцов на отсутствие вентиляции, а также на образование сквозной трещины по нижнему перекрытию помещения кухни. Со слов жильцов в зимний период по образовавшейся трещине продувает. В ходе осмотра образовавшейся трещины на кухне наблюдается, что жильцами произведена работа по конопатке образовавшегося сквозного отверстия подручными средствами. Сквозное отверстие с шириной раскрытия от 0,5 до 2 см. Трещина очищена от конопатки и произведены замеры скорости воздушного потока на месте отверстия прибором Testo-405-VI (свидетельство о поверке 30185859, действительно до 18.07.2014), величина инфильтрации воздуха варьируется от 0.25 до 0.30 м/с). Произведены замеры диапазона скорости воздушного потока вентиляционных каналов прибором Testo-405-VI (свидетельство о поверке 30185859, действительно до 18.07.2014);
- - на кухне: при закрытых окнах - тяга вентиляции составила 0,61 м/с, температура потока +25.3 градусов Цельсия. При приоткрытых окнах - отмечается увеличение тяги до 2.26 м/с, температура потока +26.1. градусов Цельсия;
- - в санитарном узле (туалет) - отмечается инфильтрация (опрокидывание) воздушного потока в помещение с диапазоном от 0.45 до 0.65 м/с, температура потока +24.1. градусов Цельсия. При приоткрытых окнах и дверях - отмечается изменение тяги и увеличение сброса воздуха до 2.25 м/с, температура потока +25.6. градусов Цельсия;
- - вентиляционная система в помещениях в рабочем состоянии, рекомендуется установить клапан притока воздуха КИВ для обеспечения активной вытяжки по вентиляционным каналам в квартире.
По результатам проверки составлен Акт N 08-01-711-14 от 26.03.2014.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа в адрес ООО "Прометей+" выдано предписание N 08-01-231-14 от 26.03.2014.
Указанным предписанием Обществу предписано в срок до 16.06.2014:
- устранить неисправности герметизации стыков (щели, поврежденные участки, а также воздухопроницаемость стыков), не допуская дальнейшего ухудшения герметизации; теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий устраивать в соответствии с действующими нормативными документами; теплозащиту дефектных участков стен осуществить путем устранения неисправностей в ограждающих конструкциях и утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- - несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение прав и законных интересов заявителя таким предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Из представленных в материалы дела документов следует, что согласно выписки из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в том числе, многоквартирного жилого дома N 60, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.8 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, в том числе, организацию эксплуатации; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское, аварийное, текущий и капитальный ремонт; санитарное содержание.
Согласно раздела II "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно пунктам 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природноклиматических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Частями 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, управляющая компания обязана:
- - оказывать услуги и выполнять работа по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2.1.);
- - осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственников и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующих оказание жилищнокоммунальных услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.1.1.);
- - оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем общего имущества согласно приложению N 1 к договору. В случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества управляющая компания обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет (пункт 3.1.2.);
- - при оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме регулярно, не менее одного раза в год производить осмотры общего имущества в многоквартирном доме, на их основе производить анализ и оценку технического состояния общего имущества, разрабатывать планы работ, учитывать их при разработке и корректировке требования и предложения собственника (абзац 2 пункта 3.1.3.);
- - проводить выбор исполнителей (подрядных, в т.ч. специализированных организаций) для оказания услуги выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключать с ними договоры, либо оказывать услуги и выполнять работы самостоятельно (абзац3 пункта 3.1.3);
- - принимать объемы и качество выполненных работ по заключенным с исполнителями договорами (абзац 4 пункта 3.1.3);
- Содержание общего имущества включает работы, выполняемые постоянно или с установленной периодичностью с целью сохранности конструктивных элементов здания, общего внутридомового инженерного оборудования, поддержания их в исправном состоянии, обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического состояния, в том числе: технический надзор за состоянием общего имущества путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний.
В состав общего имущества входят несущие и ограждающие ненесущие конструкции дома, внешние стены, перекрытия и перегородки, отделяющие помещения различных собственников, межпанельные стыки и швы.
Пунктами 4.10.2.8, 4.10.5.1, 4.10.5.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 установлено, что:
- - неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации;
- - теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами;
- - теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия.
Однако, как установлено административным органом и следует из представленных в материалы дела документов, в нарушение вышеуказанных норм права в жилом доме N 60 расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова и находящегося в управлении ООО "Прометей+" допущено наличие сквозной трещины по нижнему перекрытию помещения кухни квартиры N 94.
Факт нарушения Обществом как управляющей организацией норм и правил при исполнении обязательств по ремонту и содержанию общего имущества собственников жилых помещений, в полном объеме подтверждается Актом проверки N 08-01-711-14 от 26.03.2014 и пор существу не отрицается самим заявителем.
При указанных обстоятельствах спорное предписание административного органа N 08-01-231-14 от 26.03.2014 об устранении вышеуказанных нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, является законным и обоснованным.
Довод же заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент обнаружения административным органом выявленных недостатков общего имущества собственников жилья многоквартирного дома не истек гарантийный срок для объекта долевого строительства, является не состоятельным, так как указанное, само по себе не освобождает ООО "Прометей+" от обязанности содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорное предписание, которым ООО "Прометей+" предписано устранить неисправности герметизации стыков (щели, поврежденные участки, а также воздухопроницаемость стыков), не допуская дальнейшего ухудшения герметизации; теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий устраивать в соответствии с действующими нормативными документами; теплозащиту дефектных участков стен осуществить путем устранения неисправностей в ограждающих конструкциях и утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, является законным.
Иные же доводы, приведенные ООО "Прометей+" в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года по делу А58-3689/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2014 года по делу А58-3689/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Прометей+" (ОГРН 1051402064691 ИНН 1435158362) из федерального бюджета, излишне уплаченную по платежному поручению N 713 от 06.10.2014 г. государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)