Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2014 N 15АП-17665/2014 ПО ДЕЛУ N А32-9400/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. N 15АП-17665/2014

Дело N А32-9400/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 10.06.2014 г. Москаленко И.Е.,
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 30.06.2014 г.
N 01-08/11949-14-17 Замотаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2014 г. по делу N А32-9400/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсал",
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю,
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском, Каневском районах N 122 от 25.02.2014 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 21.06.2014 г. из видов деятельности заявителя указанная деятельность исключена, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.08.2014 г. по договору о передачи объектов инфраструктуры от 21.03.2014 г.
24.03.2014 г. составили акт приема-передачи водоснабжения Челбасского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2014 г. оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части установленной меры ответственности, размер назначенного штрафа уменьшен до 20000 рублей.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственностью и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, полагая его незаконным, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемое постановление управления признать незаконным и отменить полностью.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что выявленные нарушения являются нарушениями прав потребителей на получение информации, ответственность за совершение которых предусмотрена более специальной нормой - частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, по мнению подателя жалобы такие действия не подпадают под квалификацию статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, податель жалобы указывает, что обществом не выдавалось потребителю квитанции в январе месяце 2013 года, выдача квитанций из базы Ермак происходила в начале марта 2014 года за февраль месяц, где в графе задолженность была указана сумма задолженности, о чем общество заявляло при составлении протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, 09.01.2014 г. в 10 час. 20 мин. в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском, Каневском районах при анализе материалов внеплановой проверки, проведенной на основании распоряжения N 254р-23-2013 от 02.12.2013 г., а также обращения гражданки Чикалевой Л.С., проживающей в ст. Челбасской (вх. N 100 от 26.11.2013 г.) о нарушении установленных требований порядка предоставления коммунальных услуг ООО "Универсал" потребителям, в котором гражданка приводит доводы о том, что жителям, несмотря на ежемесячную оплату, приходят счета-извещения от 2-х до 20 тысяч рублей без всякой расшифровки задолженности, обнаружено, что ООО "Универсал" по адресу: Каневской район, ст. Челбасская, ул. Красная, 108-А непринятием мер по соблюдению правил и норм допущено выполнение работ либо оказание населению услуг (холодное водоснабжение), не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, а именно: нарушены требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354), а также закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при выполнении работ (оказании услуг), а именно: в платежных документах по лицевому счету N 1128 (абонент Чикалева Л.С) за оказанную коммунальную услугу - холодное водоснабжение - ООО "Универсал" не указан период образования задолженности, нет полных и достоверных сведений о сумме задолженности, полных и достоверных сведений об основаниях перерасчета. Так в счет-извещении за январь 2013 указана сумма итого к оплате - 3207,12 р., однако сумма начисленная к оплате за январь за воду - 130,82 руб., тогда как задолженность за предыдущий период - 0,00 р., в графе перерасчет указано 3076,30 рублей без указания оснований перерасчета. В счет-извещении за февраль 2013 г. задолженность за предыдущий период -3207,12р., в счет - извещении за март 2013 г. задолженность за предыдущий период -3337,94р., счет - извещении за май 2013 г. задолженность за предыдущий период -3075,58р., счет - извещении за июль 2013 г. задолженность за предыдущий период -2643,22р., счет - извещении за август 2013 г. задолженность за предыдущий период - 2355,29р., счет - извещении за сентябрь 2013 г. задолженность за предыдущий период - 2067,36р., счет - извещении за октябрь 2013 г. задолженность за предыдущий период - 1779,43 указано перерасчет 98,05 без указания оснований перерасчета, в счет - извещении за ноябрь 2013 г. задолженность за предыдущий период - 432,22 рублей, чем нарушены статья 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1, подпункты ж), з) пункт 69, подпункт г) пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354)
По результатам проведенной проверки, составлен акт проверки N 23.4.16-254/254 от 10.01.2014 г.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 000386 от 10.01.2013 г. по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О времени и месте составления данного протокола общество извещено уведомлением от 09.01.2014 г., полученным в этот же день законным представителем общества - Гречка В.В. согласно ее подписи в получении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением N 122 от 25.02.2014 г. общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
О времени и месте вынесения оспариваемого постановления общество извещено определением N 27.4.16-254/254 от 18.02.2014 г., полученным в этот же день представителем общества - Москаленко И.Е. (доверенность от 10.01.2014 г.), согласно ее подписи в получении.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Часть 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными требованиями технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические лица, а также должностные лица. Субъективная сторона характеризуется виной.
Административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягают на общественные отношения, защищаемые путем установления обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются путем осуществления технического регулирования в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г.
N 184-ФЗ "О техническом регулировании"), а также путем установления санитарных правил в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г.
N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В отличие от диспозиции части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоящей в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, диспозиция части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г.
N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), потребитель имеет право:
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;
В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), в платежном документе указываются:
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
- как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в платежных документах по лицевому счету N 1128 (абонент Чикалева Л.С) за оказанную коммунальную услугу - холодное водоснабжение - ООО "Универсал" не указан период образования задолженности, нет полных и достоверных сведений о сумме задолженности, полных и достоверных сведений об основаниях перерасчета. Так, в счет-извещении за январь 2013 указана сумма итого к оплате - 3207,12 рублей, однако сумма, начисленная к оплате за январь за воду - 130,82 рублей, тогда как задолженность за предыдущий период - 0,00 р., в графе перерасчет указано 3076,30 руб. без указания оснований перерасчета. В счет-извещении за февраль 2013 г. задолженность за предыдущий период -3207,12р., в счет - извещении за март 2013 г. задолженность за предыдущий период -3337,94р., счет - извещении за май 2013 г. задолженность за предыдущий период -3075,58р., счет - извещении за июль 2013 г. задолженность за предыдущий период -2643,22р., счет - извещении за август 2013 г. задолженность за предыдущий период - 2355,29р., счет - извещении за сентябрь 2013 г. задолженность за предыдущий период - 2067,36р., счет - извещении за октябрь 2013 г. задолженность за предыдущий период - 1779,43 указано перерасчет 98,05 без указания оснований перерасчета, в счет - извещении за ноябрь 2013 г. задолженность за предыдущий период - 432,22р.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается нарушение обществом вышеуказанных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Довод общества о неправильной квалификации действий по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагая, что указанные действия подпадают под квалификацию части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ссылка на дело N А32-40613/2013 подлежит отклонению судом апелляционной инстанции поскольку в рамках дела N А32-40613/2013 имели место иные фактические обстоятельства, объективная сторона была другая - получение потребителем необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуг), о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В то время как, в рамках настоящего дела обществу вменено нарушение правил оказания коммунальных услуг, в частности необоснованный перерасчет, без указания основания возникновения, периода и суммы задолженности.
Таким образом, административный орган правомерно квалифицировал действия общества по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Имея возможность для недопущения нарушения установленных Правил, общество не приняло необходимых мер по исполнению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность которое установлена частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу управлением не допущено.
О времени и месте составления данного протокола общество извещено уведомлением от 09.01.2014 г., полученным в этот же день законным представителем общества - Гречка В.В. согласно ее подписи в получении.
О времени и месте вынесения оспариваемого постановления общество извещено определением N 27.4.16-254/254 от 18.02.2014 г., полученным в этот же день представителем общества - Москаленко И.Е. (доверенность от 10.01.2014 г.), согласно ее подписи в получении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом или нет.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции исходит из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному вреду. Административный орган не обосновал причину назначения обществу наказания в размере, значительно превышающем минимальный, установленный санкцией статьи.
В связи с этим, вывод суда первой инстанции о необходимости снижения суммы административного штрафа до 20000 рублей является обоснованным.
В данной части административный орган решение суда первой инстанции не оспаривает.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2014 г. по делу N А32-9400/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)