Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Овчарова А.И., доверенность от 13.02.2014,
от 3-го лица: Глазкова Е.Ю., доверенность от 30.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12916/2014) Администрации МО "Новодевяткинское сельское поселение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-6938/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Администрации МО "Новодевяткинское сельское поселение"
заинтересованное лицо: Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
3-е лицо: ЗАО "Арсенал-3"
об оспаривании распоряжения,
установил:
Администрация МО "Новодевяткинское сельское поселение" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными распоряжения Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет) от 14.01.2014 N 1зос "Об утверждении заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации" и заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов N 1 от 14.01.2014.
Определением от 18.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Арсенал-3" (далее - Общество).
Решением суда от 11.04.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что Комитет выдал заключение о соответствии Объекта проектной документации на основании акта проверки, осуществленной до изменения проектной документации и окончания строительства дома. Также Администрация указывает, что Комитет должен обеспечивать контроль за соблюдением застройщиком требований к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того Администрация полагает, что объект построен не в соответствии с разрешением на строительство.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Общества и Комитета возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Арсенал-3" является застройщиком многоквартирного жилого дома N 3 со встроенными помещениями, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0722001:272, Ленинградская область, Всеволожский район, земли САОЗТ "Ручьи", уч. 5.1.
Строительство жилого дома осуществлялось на основании разрешения на строительство от 24.05.2011 N RU 47504308-37, выданного Администрацией.
В связи с завершением строительства Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области распоряжением от 14.01.2014 N 1зос утвердил заключение от 14.01.2014 N 1 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
Полагая, что распоряжение и утвержденное Комитетом Заключение являются незаконными, поскольку обязывают Администрацию выдать застройщику ЗАО "Арсенал-3" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Жилой квартал "Девяткино", 1-й этап строительства, 3-я очередь, жилой дом N 3" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, ул. Арсенальная, д. 2 (далее - Объект), проектная документация которого не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к обеспечению качества воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в заседании лиц, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 данной статьи.
Объект капитального строительства "Жилой квартал "Девяткино", 1-й этап строительства, 3-я очередь, жилой дом N 3" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, ул. Арсенальная, д. 2 (далее - Объект) представляет собой 16-17-19-этажный многоквартирный дом общей площадью 22 567,28 кв. м, проектная документация которого в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ подлежит экспертизе.
В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
На основании извещения о начале строительства от 24.05.2011 N 0007 комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области осуществлял государственный строительный надзор в отношении Объекта.
Согласно части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; проверка наличия разрешения на строительство; проверка выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (п. 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54).
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
В силу пункта 17 Положения орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
По результатам рассмотрения представленных застройщиком документов в соответствии с пунктом 3.4.5 Административного регламента Комитет выдал Заключение от 14.01.2014 N 1 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
При этом, согласно подпункту "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, предусмотренные статьей 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия относятся к исходным данным и условиям для подготовки проектной документации, оценка которых не является ни предметом экспертизы проектной документации в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, ни предметом государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.
Рассматривая проектную документацию, организации по проведению экспертизы, органы государственного строительного надзора не вправе и не обязаны проверять обоснованность исходных данных для проектирования, в том числе обоснованность технических условий, выдаваемых организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. На основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
Внесенные ЗАО "Арсенал-3" изменения в проектную документацию не касаются надежности и безопасности здания, а связаны с изменением источника водоснабжения многоквартирного жилого дома, т.е. повторная экспертиза не требовалась и соответственно повторной проверки строительного надзора также не требуется при наличии всех документов подтверждающих подключения объекта к сетям инженерного обеспечения.
Согласно ч. 6 ст. 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, акт итоговой проверки является основанием для выдачи предписания с нарушениями, в случае ЗАО "Арсенал-3" нарушений выявлено не было, соответственно составление еще одного акта итоговой проверки не требовалось.
Относительно довода Администрации о различных показателях этажности в разрешении на строительство многоквартирного жилого дома и показателя количества этажей в заключении о соответствии. Согласно п. 1.6 Свода правил СП 54.13330.201 "Жилые здания многоквартирные", утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778 и введенных в действие 20.05.2011 г., приложения В при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
В разрешении на строительство указана этажность здания 16-17-19 (т.е. количество надземных этажей включая чердак), а в заключении о соответствии указано максимальное количество этажей т.е. количество надземных этажей 3-ей секции плюс подвал (итого 20).
Администрация в обоснование заявленных требований указывает со ссылкой на утвержденное постановление Правительства Ленинградской области от 22.03.2012 N 12 (далее - РНГП), что застройщиком занижен норматив потребления холодной воды.
Данный довод не соответствует действительности, поскольку в соответствии с п. 1.1.1 РНГП настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Ленинградской области, физическими и юридическими лицами, а также судебными органами, как основание для разрешения споров по вопросам градостроительной деятельности.
Т.е. данные нормы не применяются при проектировании зданий и сооружений, требования относительно применения РНГП при проведения экспертизы проектной документации так же отсутствуют. Проектная документация относительно норматива потребления холодной воды разработана согласно требованиям Свода правил СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 626 и введенным в действие 01.01.2013 г. Нормативы водопотребления приняты согласно приложению А, таблица А2 СП 30.13330.2012, что соответствует действующему законодательству.
Соответствие проектной документации Объекта с учетом внесенных изменений требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий подтверждается положительным заключением негосударственной экспертизы проектной документации от 09.12.2013 N 2-1-1-0057-13.
Таким образом, основания для отказа в выдаче Заключения, предусмотренные пунктом 17 Положения, у Комитета отсутствовали, поскольку наличие отступлений от проектной документации не является безусловным основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии, если такие отступления не затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности объекта. Таких отступлений Комитетом установлено не было.
При таких обстоятельствах, заключение о соответствии выдано Комитетом правомерно, а распоряжение об утверждении заключения является законным.
Более того, заключение о соответствии является лишь одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно частям 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо заключения о соответствии, необходимы следующие документы:
- - акт приемки объекта капитального строительства;
- - документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям;
- - схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;
- - предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, Заключение само по себе не обязывает Администрацию выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, в настоящее время Обществу выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU47504308-40.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-6938/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2014 ПО ДЕЛУ N А56-6938/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. по делу N А56-6938/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Овчарова А.И., доверенность от 13.02.2014,
от 3-го лица: Глазкова Е.Ю., доверенность от 30.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12916/2014) Администрации МО "Новодевяткинское сельское поселение" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-6938/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Администрации МО "Новодевяткинское сельское поселение"
заинтересованное лицо: Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
3-е лицо: ЗАО "Арсенал-3"
об оспаривании распоряжения,
установил:
Администрация МО "Новодевяткинское сельское поселение" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными распоряжения Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет) от 14.01.2014 N 1зос "Об утверждении заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации" и заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов N 1 от 14.01.2014.
Определением от 18.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "Арсенал-3" (далее - Общество).
Решением суда от 11.04.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что Комитет выдал заключение о соответствии Объекта проектной документации на основании акта проверки, осуществленной до изменения проектной документации и окончания строительства дома. Также Администрация указывает, что Комитет должен обеспечивать контроль за соблюдением застройщиком требований к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того Администрация полагает, что объект построен не в соответствии с разрешением на строительство.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Общества и Комитета возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Арсенал-3" является застройщиком многоквартирного жилого дома N 3 со встроенными помещениями, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0722001:272, Ленинградская область, Всеволожский район, земли САОЗТ "Ручьи", уч. 5.1.
Строительство жилого дома осуществлялось на основании разрешения на строительство от 24.05.2011 N RU 47504308-37, выданного Администрацией.
В связи с завершением строительства Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области распоряжением от 14.01.2014 N 1зос утвердил заключение от 14.01.2014 N 1 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
Полагая, что распоряжение и утвержденное Комитетом Заключение являются незаконными, поскольку обязывают Администрацию выдать застройщику ЗАО "Арсенал-3" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Жилой квартал "Девяткино", 1-й этап строительства, 3-я очередь, жилой дом N 3" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, ул. Арсенальная, д. 2 (далее - Объект), проектная документация которого не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к обеспечению качества воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в заседании лиц, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 данной статьи.
Объект капитального строительства "Жилой квартал "Девяткино", 1-й этап строительства, 3-я очередь, жилой дом N 3" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, ул. Арсенальная, д. 2 (далее - Объект) представляет собой 16-17-19-этажный многоквартирный дом общей площадью 22 567,28 кв. м, проектная документация которого в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ подлежит экспертизе.
В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
На основании извещения о начале строительства от 24.05.2011 N 0007 комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области осуществлял государственный строительный надзор в отношении Объекта.
Согласно части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; проверка наличия разрешения на строительство; проверка выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (п. 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54).
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
В силу пункта 17 Положения орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
По результатам рассмотрения представленных застройщиком документов в соответствии с пунктом 3.4.5 Административного регламента Комитет выдал Заключение от 14.01.2014 N 1 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
При этом, согласно подпункту "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, предусмотренные статьей 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия относятся к исходным данным и условиям для подготовки проектной документации, оценка которых не является ни предметом экспертизы проектной документации в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, ни предметом государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.
Рассматривая проектную документацию, организации по проведению экспертизы, органы государственного строительного надзора не вправе и не обязаны проверять обоснованность исходных данных для проектирования, в том числе обоснованность технических условий, выдаваемых организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. На основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
Внесенные ЗАО "Арсенал-3" изменения в проектную документацию не касаются надежности и безопасности здания, а связаны с изменением источника водоснабжения многоквартирного жилого дома, т.е. повторная экспертиза не требовалась и соответственно повторной проверки строительного надзора также не требуется при наличии всех документов подтверждающих подключения объекта к сетям инженерного обеспечения.
Согласно ч. 6 ст. 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, акт итоговой проверки является основанием для выдачи предписания с нарушениями, в случае ЗАО "Арсенал-3" нарушений выявлено не было, соответственно составление еще одного акта итоговой проверки не требовалось.
Относительно довода Администрации о различных показателях этажности в разрешении на строительство многоквартирного жилого дома и показателя количества этажей в заключении о соответствии. Согласно п. 1.6 Свода правил СП 54.13330.201 "Жилые здания многоквартирные", утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778 и введенных в действие 20.05.2011 г., приложения В при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
В разрешении на строительство указана этажность здания 16-17-19 (т.е. количество надземных этажей включая чердак), а в заключении о соответствии указано максимальное количество этажей т.е. количество надземных этажей 3-ей секции плюс подвал (итого 20).
Администрация в обоснование заявленных требований указывает со ссылкой на утвержденное постановление Правительства Ленинградской области от 22.03.2012 N 12 (далее - РНГП), что застройщиком занижен норматив потребления холодной воды.
Данный довод не соответствует действительности, поскольку в соответствии с п. 1.1.1 РНГП настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Ленинградской области, физическими и юридическими лицами, а также судебными органами, как основание для разрешения споров по вопросам градостроительной деятельности.
Т.е. данные нормы не применяются при проектировании зданий и сооружений, требования относительно применения РНГП при проведения экспертизы проектной документации так же отсутствуют. Проектная документация относительно норматива потребления холодной воды разработана согласно требованиям Свода правил СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 626 и введенным в действие 01.01.2013 г. Нормативы водопотребления приняты согласно приложению А, таблица А2 СП 30.13330.2012, что соответствует действующему законодательству.
Соответствие проектной документации Объекта с учетом внесенных изменений требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий подтверждается положительным заключением негосударственной экспертизы проектной документации от 09.12.2013 N 2-1-1-0057-13.
Таким образом, основания для отказа в выдаче Заключения, предусмотренные пунктом 17 Положения, у Комитета отсутствовали, поскольку наличие отступлений от проектной документации не является безусловным основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии, если такие отступления не затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности объекта. Таких отступлений Комитетом установлено не было.
При таких обстоятельствах, заключение о соответствии выдано Комитетом правомерно, а распоряжение об утверждении заключения является законным.
Более того, заключение о соответствии является лишь одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно частям 3 и 4 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо заключения о соответствии, необходимы следующие документы:
- - акт приемки объекта капитального строительства;
- - документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям;
- - схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;
- - предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, Заключение само по себе не обязывает Администрацию выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, в настоящее время Обществу выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU47504308-40.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-6938/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)