Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2014 года по делу N А12-36273/2014 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания" (400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, д. 96Б, ОГРН 1083461004670, ИНН 3448045507)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. Чуйкова, 15, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673)
о признании недействительным предписания от 31.07.2014 N 1427-7-П,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания" (далее - ООО "УК Кировская жилищная компания", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - департамент, административный орган) от 31.07.2014 N 1427-7-П.
Решением суда первой инстанции от 24 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Кировская жилищная компания" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда Козина К.А. от 25.07.2014 N 1427-п с целью проверки доводов обращений граждан, проверки исполнения ранее выданных предписаний, в период с 28.07.2014 по 31.07.2014 проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК Кировская жилищная компания" по вопросу соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), по результатам которой составлен акт проверки от 31.07.2014 N 1427-П
В ходе проверки административным органом, в том числе, установлено, что обществом не исполнен пункт 4 предписания от 28.04.2014 N 591-П-1 (срок исполнения - до 01.06.2014): в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, не выполнены работы по ремонту и восстановлению межэтажных тамбурных дверей и дверной фурнитуры, на момент проверки на всех тамбурных дверях имеются механические повреждения, отсутствует дверная фурнитура, что свидетельствует о нарушении ООО "УК Кировская жилищная компания" пункта 4.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
31.07.2014 департаментом обществу выдано предписание N 1427-7-П об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "УК Кировская жилищная компания" надлежит в срок до 01.09.2014 во исполнение требований 4.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда выполнить работы по ремонту и восстановлению межэтажных тамбурных дверей многоквартирного дома.
ООО "УК Кировская жилищная компания", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя обязанности по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилого дома, в связи с чем признал вынесенное департаментом предписание законным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками жилых помещений в доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
30.01.2013 между собственниками жилых помещений в указанном доме и ООО "УК Кировская жилищная компания" заключен договор управления многоквартирным домом N 06-110-40, по условиям пункта 1.1 которого общество обязуется в течение согласованного договором срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, а также в соответствии с отдельно принятыми решениями общего собрания собственников помещений указанного дома выполнять работы по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.
Приложением N 4 к договору от 31.01.2013 N 06-110-40 определены перечень обязательных работ, входящих в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, и периодичность работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, перечень дополнительных работ по содержанию и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16, 17 Правил содержания общего имущества определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являющимися обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда перечислено, какие именно виды работ должны быть включены в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Пунктом 4.7.2. Правил и нормах технической эксплуатации жилищного фонда определено, что неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
Кроме того, в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами организаций по обслуживанию жилищного фонда, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 6464/10 от 29.09.2010, основываясь на системном толковании вышеизложенных правовых норм, разъяснил, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 2.1.8 договора от 30.01.2013 N 06-110-40 ООО "УК Кировская жилищная компания" обязано выполнять профилактические осмотры технического состояния общего имущества многоквартирного дома в установленные нормативные сроки с составлением соответствующих актов.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции ООО "УК Кировская жилищная компания" правомерно признал лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом изложенного обязанность управляющей компании по надлежащему содержанию общего имущества жилого дома не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия решения общего собрания собственников помещений о проведении текущего ремонта.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в 2012 году проведен капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, в ходе которого, в том числе были установлены новые тамбурные двери, которые впоследствии повреждены третьими лицами. Договором управления многоквартирным домом не предусмотрено выполнение обществом работ, указанных предписании департамента, решение собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости выполнения соответствующих работ, отсутствует.
Апелляционная коллегия считает данный несостоятельным, поскольку расходы, понесенные заявителем при осуществлении ремонта с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений, в силу положений статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 28 Правил содержания имущества должны быть компенсированы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, если выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) вызвано обстоятельствами, которые общество не могло предвидеть и предотвратить и за возникновение которых оно не отвечает.
При этом ООО "УК Кировская жилищная компания" не освобождается от обязанности по выполнению работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "УК Кировская жилищная компания" по платежному поручению от 20.01.2015 N 1449 уплачена государственная пошлина в размере 2000 (две тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 500 (пятьсот) руб. подлежит возврату ООО "УК Кировская жилищная компания" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2014 года по делу N А12-36273/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 500 (пятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 20.01.2015 N 1449.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2015 N 12АП-1325/2015 ПО ДЕЛУ N А12-36273/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу N А12-36273/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2014 года по делу N А12-36273/2014 (судья Романов С.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания" (400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, д. 96Б, ОГРН 1083461004670, ИНН 3448045507)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. Чуйкова, 15, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673)
о признании недействительным предписания от 31.07.2014 N 1427-7-П,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания" (далее - ООО "УК Кировская жилищная компания", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - департамент, административный орган) от 31.07.2014 N 1427-7-П.
Решением суда первой инстанции от 24 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Кировская жилищная компания" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда Козина К.А. от 25.07.2014 N 1427-п с целью проверки доводов обращений граждан, проверки исполнения ранее выданных предписаний, в период с 28.07.2014 по 31.07.2014 проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК Кировская жилищная компания" по вопросу соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), по результатам которой составлен акт проверки от 31.07.2014 N 1427-П
В ходе проверки административным органом, в том числе, установлено, что обществом не исполнен пункт 4 предписания от 28.04.2014 N 591-П-1 (срок исполнения - до 01.06.2014): в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, не выполнены работы по ремонту и восстановлению межэтажных тамбурных дверей и дверной фурнитуры, на момент проверки на всех тамбурных дверях имеются механические повреждения, отсутствует дверная фурнитура, что свидетельствует о нарушении ООО "УК Кировская жилищная компания" пункта 4.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
31.07.2014 департаментом обществу выдано предписание N 1427-7-П об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "УК Кировская жилищная компания" надлежит в срок до 01.09.2014 во исполнение требований 4.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда выполнить работы по ремонту и восстановлению межэтажных тамбурных дверей многоквартирного дома.
ООО "УК Кировская жилищная компания", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя обязанности по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилого дома, в связи с чем признал вынесенное департаментом предписание законным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками жилых помещений в доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
30.01.2013 между собственниками жилых помещений в указанном доме и ООО "УК Кировская жилищная компания" заключен договор управления многоквартирным домом N 06-110-40, по условиям пункта 1.1 которого общество обязуется в течение согласованного договором срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, а также в соответствии с отдельно принятыми решениями общего собрания собственников помещений указанного дома выполнять работы по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.
Приложением N 4 к договору от 31.01.2013 N 06-110-40 определены перечень обязательных работ, входящих в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, и периодичность работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, перечень дополнительных работ по содержанию и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16, 17 Правил содержания общего имущества определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являющимися обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда перечислено, какие именно виды работ должны быть включены в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Пунктом 4.7.2. Правил и нормах технической эксплуатации жилищного фонда определено, что неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
Кроме того, в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами организаций по обслуживанию жилищного фонда, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 6464/10 от 29.09.2010, основываясь на системном толковании вышеизложенных правовых норм, разъяснил, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 2.1.8 договора от 30.01.2013 N 06-110-40 ООО "УК Кировская жилищная компания" обязано выполнять профилактические осмотры технического состояния общего имущества многоквартирного дома в установленные нормативные сроки с составлением соответствующих актов.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции ООО "УК Кировская жилищная компания" правомерно признал лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом изложенного обязанность управляющей компании по надлежащему содержанию общего имущества жилого дома не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия решения общего собрания собственников помещений о проведении текущего ремонта.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в 2012 году проведен капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Курчатова, д. 18, в ходе которого, в том числе были установлены новые тамбурные двери, которые впоследствии повреждены третьими лицами. Договором управления многоквартирным домом не предусмотрено выполнение обществом работ, указанных предписании департамента, решение собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости выполнения соответствующих работ, отсутствует.
Апелляционная коллегия считает данный несостоятельным, поскольку расходы, понесенные заявителем при осуществлении ремонта с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений, в силу положений статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 28 Правил содержания имущества должны быть компенсированы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, если выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) вызвано обстоятельствами, которые общество не могло предвидеть и предотвратить и за возникновение которых оно не отвечает.
При этом ООО "УК Кировская жилищная компания" не освобождается от обязанности по выполнению работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "УК Кировская жилищная компания" по платежному поручению от 20.01.2015 N 1449 уплачена государственная пошлина в размере 2000 (две тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 500 (пятьсот) руб. подлежит возврату ООО "УК Кировская жилищная компания" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 декабря 2014 года по делу N А12-36273/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК Кировская жилищная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 500 (пятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 20.01.2015 N 1449.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)