Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРН-1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2013 года по делу N А05-4397/2013 (судья Шишова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТОРН-1" (ОГРН 1032900009560; далее - общество, ООО "ТОРН-1") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2013 N 01-10/105 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2013 года по делу N А05-4397/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТОРН-1" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправомерность привлечения к административной ответственности до истечения срока устранения выявленных нарушений по результатам проверки, определенного предписанием. Считает также чрезмерной сумму штрафа.
Инспекция в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жильцов дома N 107, корп. 1, по ул. Воскресенской в г. Архангельске инспекцией 07.03.2013 с участием представителя общества проведена проверка содержания и ремонта общего имущества указанного жилого дома, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- - отсутствует освещение в техподполье с 1 по 4 подъезд;
- - техподполье в районе 1 - 6 подъездов захламлено;
- - отсутствует тепловая изоляция трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в техподполье в районе 1 - 6 подъездов;
- - отсутствует местами тепловая изоляция трубопроводов отопления в техподполье в районе 4 - 6 подъездов;
- - имеет место негерметичность трубопровода канализации в техподполье в районе 4 подъезда;
- - имеется негерметичность трубопровода холодного водоснабжения в районе 5 подъезда;
- - отсутствует крышка на распределительной коробке в техподполье в районе 2 подъезда, в тамбуре 4 подъезда;
- - выявлено наличие посторонних предметов в лестничной клетке между 4 и 5 этажом во 2 подъезде;
- - неисправно покрытие пола в лестничной клетке: 1 подъезда в районе 3, 4 этажей; 2 подъезда в районе 1, 2 этажей; 3 подъезда в районе 3, 4, 5 этажей; 4 подъезда в районе 1, 2, 3 этажей; 5 подъезда в районе 1, 2, 3, 4 этажей; 6 подъезда в районе 1 - 5 этажей;
- - отсутствует электроосветительный прибор при входе в 1 подъезд;
- - отсутствует плафон в лестничной клетке 2 подъезда на 2, 3 этажах, в тамбуре 5 подъезда;
- - неисправны ограждения лестничного марша: 3 подъезда в районе 1, 3, 5 этажей; 4 подъезда в районе 1 - 5 этажей; подъезда в районе 3 - 5 этажей;
- - отсутствуют самозапирающиеся устройства на тамбурных дверях 6 подъезда;
- - неисправно заполнение дверного проема в 6 подъезде (отсутствие наличников на дверной коробке тамбурной двери);
- - отсутствуют самозапирающиеся устройства на слаботочных этажных щитках: в 1 подъезде - на 1, 2, 3 этажах; в 6 подъезде - на 2, 3 этажах;
- - отсутствуют самозапирающиеся устройства на этажных электрощитках: в 1 подъезде - на 1, 2, 3 этажах; в 4 подъезде - на 2, 3 этажах; в 5 подъезде - на 2, 4 этажах; в 6 подъезде - на 1, 3, 5 этажах;
- - отсутствует внутреннее заполнение оконного проема в лестничной клетке 1 подъезда между 3 и 4 этажом;
- - неисправны: кровельное покрытие в районе квартир N 15, 74, 75; выключатель в 4 подъезде в тамбуре; решетка крыльца при входе в 3 подъезд; ступень крыльца при входе в 3 подъезд.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.03.2013 N А-12/02-06/308, выдано предписание от 07.03.2013 N А-12/02-13/308 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.04.2013.
В связи с выявленными нарушениями в отношении общества 12.03.2013 составлен протокол об административном правонарушении N А-12/02-08/120, в котором противоправное деяние общества квалифицировано по статье 7.22 КоАП РФ и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/105, которым ООО "ТОРН-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договору для управления (содержания, обеспечения эксплуатации).
Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ является жилой фонд, его сохранность.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.05.2007 N 107/1-44 ООО "ТОРН-1" приняло на себя обязательства в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, капитальному и текущему ремонту общего имущества дома, расположенного по адресу: город Архангельск, ул. Воскресенская, д. 107, корп. 1, в соответствии с действующими нормативами и установленной периодичностью, предоставлять коммунальные услуги собственнику помещения.
В силу пункта 2.1.1 указанного договора заявитель обязан обеспечить качественное и своевременное выполнение комплекса работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию жилого дома, придомовой территории в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и условиями заключенного договора.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответственность за содержание, ремонт названного выше многоквартирного дома, а также за соответствие его технического состояния действующим требованиям законодательства возложена на заявителя, что обществом не оспаривается.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда собственниками или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пункта 2.6.7 Правил N 170 в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод.
Пунктом 2.6.13 данных Правил установлено, что в летний период должны быть проведены работы по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.
Согласно пункту 3.2.11 Правил N 170 наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающиеся устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
На основании пункта 3.2.12 названных Правил на площадке перед наружными входными дверями рекомендуется устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
В соответствии с пунктом 3.2.16 Правил N 170 размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Согласно пункту 3.2.18 этих же Правил располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты.
Пунктом 3.4.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
В соответствии с пунктом 4.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В силу пункта 4.6.1.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту чердачных помещений и освещенность.
Согласно пункту 4.7.2 Правил N 170 неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах - следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
На основании пункта 4.8.1 названных Правил неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере его появления и не допускать дальнейшего разрушения.
В соответствии с пунктом 4.8.5 Правил N 170 замена поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках новыми должна производиться немедленно после обнаружения дефектов.
На основании пункта 4.8.10 данных Правил входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах, не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
В соответствии с пунктом 4.8.13 Правил N 170 элементы лестницы: минимально допустимое значение опирания на бетонные и металлические поверхности - 50 мм, на кирпичную кладку - 120 мм; допустимое нарушение горизонтальности лестничных площадок - не более 10 мм, а ступеней лестниц - не более 4 мм; отклонение перил от вертикали - не более 6 мм.
На основании пункта 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
В соответствии с пунктом 5.6.6 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающие электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 5.8.3 этих Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
В рассматриваемом случае в ходе проверки жилого дома N 107, корп. 1, по ул. Воскресенской в г. Архангельске административным органом выявлено и судом установлено несоблюдение обществом требований перечисленных пунктов 2.6.7, 2.6.13, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.16, 3.2.18, 3.4.1, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.5, 4.8.10, 4.8.13, 5.6.2, 5.6.6, 5.8.3 Правил N 170, а также пунктов 10 и 11 Правил N 491.
Факт нарушения вышеуказанных требований Правил N 170 обществом по существу не оспаривается.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в деянии общества имеется событие административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований к содержанию и ремонту жилого дома в силу чрезвычайных событий и обстоятельств в материалах дела не имеется.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления не истек срок, установленный предписанием от 07.03.2013 N А-12/02-12/308, выданным инспекцией ООО "ТОРН-1" в связи с выявленным нарушением Правил N 170, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку выдача предписания не является обстоятельством, исключающим обязанность административного органа по вынесению постановления о назначении административного наказания, равно как и устранение нарушений не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении и освобождающим юридическое лицо от ответственности. Неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства образует самостоятельный состав административного правонарушения по статье 19.5 КоАП РФ.
Наличие в тексте оспариваемого постановления технической опечатки, касающейся ошибочного указания адреса места нахождения жилого дома, само по себе не влияет на законность оспариваемого постановления и верные по существу выводы административного органа о наличии состава вменяемого административного правонарушения, а также не влечет ущемления прав лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку материалами административного дела очевидно подтверждается факт совершения вмененного правонарушения по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 107, корп. 1.
Определением от 08.04.2013 ответчиком исправлена опечатка, допущенная в тексте оспариваемого постановления.
Кроме того, по мнению общества, при назначении максимального размера штрафа, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, инспекцией не принято во внимание то обстоятельство, что заявитель оказывал содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
При назначении административного наказания в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, определены статьей 4.3 КоАП РФ.
Смягчающие административную ответственность обстоятельства предусмотрены статьей 4.2 КоАП РФ.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В оспариваемом постановлении в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность и предусмотренного частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, указано привлечение ранее общества к ответственности за совершение однородных административных правонарушений постановлениями от 04.10.2012 N 01-10/306, от 25.10.2012 N 01-10/344, от 07.11.2012 N 01-10/366.
Обществом не оспаривается наличие данного отягчающего обстоятельства.
При этом при вынесении постановления от 27.03.2013 N 01-10/105 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, инспекцией не установлено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельство, предусмотренное указанным пунктом, учитывается при условии, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило в административный орган доказательства совершенного им правонарушения, которые не были известны административному органу и которые позволили установить событие правонарушения и обстоятельства его совершения.
В рассматриваемом случае обществом таких доказательств инспекции представлено не было, доказательств обратного подателем жалобы не представлено.
Следовательно, инспекция обоснованно назначила обществу наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ) с учетом наличия отягчающего ответственность обстоятельства и в отсутствие смягчающих обстоятельств.
Ввиду изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Выводы суда, изложенные в решении от 13.06.2012, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2013 года по делу N А05-4397/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРН-1" - без удовлетворения.
Судья
Н.В.МУРАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2013 ПО ДЕЛУ N А05-4397/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2013 г. по делу N А05-4397/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 августа 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРН-1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2013 года по делу N А05-4397/2013 (судья Шишова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТОРН-1" (ОГРН 1032900009560; далее - общество, ООО "ТОРН-1") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2013 N 01-10/105 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2013 года по делу N А05-4397/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТОРН-1" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправомерность привлечения к административной ответственности до истечения срока устранения выявленных нарушений по результатам проверки, определенного предписанием. Считает также чрезмерной сумму штрафа.
Инспекция в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жильцов дома N 107, корп. 1, по ул. Воскресенской в г. Архангельске инспекцией 07.03.2013 с участием представителя общества проведена проверка содержания и ремонта общего имущества указанного жилого дома, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- - отсутствует освещение в техподполье с 1 по 4 подъезд;
- - техподполье в районе 1 - 6 подъездов захламлено;
- - отсутствует тепловая изоляция трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в техподполье в районе 1 - 6 подъездов;
- - отсутствует местами тепловая изоляция трубопроводов отопления в техподполье в районе 4 - 6 подъездов;
- - имеет место негерметичность трубопровода канализации в техподполье в районе 4 подъезда;
- - имеется негерметичность трубопровода холодного водоснабжения в районе 5 подъезда;
- - отсутствует крышка на распределительной коробке в техподполье в районе 2 подъезда, в тамбуре 4 подъезда;
- - выявлено наличие посторонних предметов в лестничной клетке между 4 и 5 этажом во 2 подъезде;
- - неисправно покрытие пола в лестничной клетке: 1 подъезда в районе 3, 4 этажей; 2 подъезда в районе 1, 2 этажей; 3 подъезда в районе 3, 4, 5 этажей; 4 подъезда в районе 1, 2, 3 этажей; 5 подъезда в районе 1, 2, 3, 4 этажей; 6 подъезда в районе 1 - 5 этажей;
- - отсутствует электроосветительный прибор при входе в 1 подъезд;
- - отсутствует плафон в лестничной клетке 2 подъезда на 2, 3 этажах, в тамбуре 5 подъезда;
- - неисправны ограждения лестничного марша: 3 подъезда в районе 1, 3, 5 этажей; 4 подъезда в районе 1 - 5 этажей; подъезда в районе 3 - 5 этажей;
- - отсутствуют самозапирающиеся устройства на тамбурных дверях 6 подъезда;
- - неисправно заполнение дверного проема в 6 подъезде (отсутствие наличников на дверной коробке тамбурной двери);
- - отсутствуют самозапирающиеся устройства на слаботочных этажных щитках: в 1 подъезде - на 1, 2, 3 этажах; в 6 подъезде - на 2, 3 этажах;
- - отсутствуют самозапирающиеся устройства на этажных электрощитках: в 1 подъезде - на 1, 2, 3 этажах; в 4 подъезде - на 2, 3 этажах; в 5 подъезде - на 2, 4 этажах; в 6 подъезде - на 1, 3, 5 этажах;
- - отсутствует внутреннее заполнение оконного проема в лестничной клетке 1 подъезда между 3 и 4 этажом;
- - неисправны: кровельное покрытие в районе квартир N 15, 74, 75; выключатель в 4 подъезде в тамбуре; решетка крыльца при входе в 3 подъезд; ступень крыльца при входе в 3 подъезд.
По результатам проверки составлен акт проверки от 07.03.2013 N А-12/02-06/308, выдано предписание от 07.03.2013 N А-12/02-13/308 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.04.2013.
В связи с выявленными нарушениями в отношении общества 12.03.2013 составлен протокол об административном правонарушении N А-12/02-08/120, в котором противоправное деяние общества квалифицировано по статье 7.22 КоАП РФ и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/105, которым ООО "ТОРН-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договору для управления (содержания, обеспечения эксплуатации).
Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ является жилой фонд, его сохранность.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.05.2007 N 107/1-44 ООО "ТОРН-1" приняло на себя обязательства в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, капитальному и текущему ремонту общего имущества дома, расположенного по адресу: город Архангельск, ул. Воскресенская, д. 107, корп. 1, в соответствии с действующими нормативами и установленной периодичностью, предоставлять коммунальные услуги собственнику помещения.
В силу пункта 2.1.1 указанного договора заявитель обязан обеспечить качественное и своевременное выполнение комплекса работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию жилого дома, придомовой территории в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и условиями заключенного договора.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответственность за содержание, ремонт названного выше многоквартирного дома, а также за соответствие его технического состояния действующим требованиям законодательства возложена на заявителя, что обществом не оспаривается.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда собственниками или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пункта 2.6.7 Правил N 170 в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод.
Пунктом 2.6.13 данных Правил установлено, что в летний период должны быть проведены работы по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.
Согласно пункту 3.2.11 Правил N 170 наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающиеся устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
На основании пункта 3.2.12 названных Правил на площадке перед наружными входными дверями рекомендуется устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости.
В соответствии с пунктом 3.2.16 Правил N 170 размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Согласно пункту 3.2.18 этих же Правил располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты.
Пунктом 3.4.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
В соответствии с пунктом 4.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В силу пункта 4.6.1.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту чердачных помещений и освещенность.
Согласно пункту 4.7.2 Правил N 170 неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах - следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
На основании пункта 4.8.1 названных Правил неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере его появления и не допускать дальнейшего разрушения.
В соответствии с пунктом 4.8.5 Правил N 170 замена поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках новыми должна производиться немедленно после обнаружения дефектов.
На основании пункта 4.8.10 данных Правил входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах, не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
В соответствии с пунктом 4.8.13 Правил N 170 элементы лестницы: минимально допустимое значение опирания на бетонные и металлические поверхности - 50 мм, на кирпичную кладку - 120 мм; допустимое нарушение горизонтальности лестничных площадок - не более 10 мм, а ступеней лестниц - не более 4 мм; отклонение перил от вертикали - не более 6 мм.
На основании пункта 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
В соответствии с пунктом 5.6.6 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающие электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 5.8.3 этих Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
В рассматриваемом случае в ходе проверки жилого дома N 107, корп. 1, по ул. Воскресенской в г. Архангельске административным органом выявлено и судом установлено несоблюдение обществом требований перечисленных пунктов 2.6.7, 2.6.13, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.16, 3.2.18, 3.4.1, 4.4.1, 4.6.1.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.5, 4.8.10, 4.8.13, 5.6.2, 5.6.6, 5.8.3 Правил N 170, а также пунктов 10 и 11 Правил N 491.
Факт нарушения вышеуказанных требований Правил N 170 обществом по существу не оспаривается.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в деянии общества имеется событие административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований к содержанию и ремонту жилого дома в силу чрезвычайных событий и обстоятельств в материалах дела не имеется.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления не истек срок, установленный предписанием от 07.03.2013 N А-12/02-12/308, выданным инспекцией ООО "ТОРН-1" в связи с выявленным нарушением Правил N 170, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку выдача предписания не является обстоятельством, исключающим обязанность административного органа по вынесению постановления о назначении административного наказания, равно как и устранение нарушений не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении и освобождающим юридическое лицо от ответственности. Неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства образует самостоятельный состав административного правонарушения по статье 19.5 КоАП РФ.
Наличие в тексте оспариваемого постановления технической опечатки, касающейся ошибочного указания адреса места нахождения жилого дома, само по себе не влияет на законность оспариваемого постановления и верные по существу выводы административного органа о наличии состава вменяемого административного правонарушения, а также не влечет ущемления прав лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку материалами административного дела очевидно подтверждается факт совершения вмененного правонарушения по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 107, корп. 1.
Определением от 08.04.2013 ответчиком исправлена опечатка, допущенная в тексте оспариваемого постановления.
Кроме того, по мнению общества, при назначении максимального размера штрафа, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, инспекцией не принято во внимание то обстоятельство, что заявитель оказывал содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
При назначении административного наказания в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, определены статьей 4.3 КоАП РФ.
Смягчающие административную ответственность обстоятельства предусмотрены статьей 4.2 КоАП РФ.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В оспариваемом постановлении в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность и предусмотренного частью 1 статьи 4.3 КоАП РФ, указано привлечение ранее общества к ответственности за совершение однородных административных правонарушений постановлениями от 04.10.2012 N 01-10/306, от 25.10.2012 N 01-10/344, от 07.11.2012 N 01-10/366.
Обществом не оспаривается наличие данного отягчающего обстоятельства.
При этом при вынесении постановления от 27.03.2013 N 01-10/105 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, инспекцией не установлено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельство, предусмотренное указанным пунктом, учитывается при условии, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило в административный орган доказательства совершенного им правонарушения, которые не были известны административному органу и которые позволили установить событие правонарушения и обстоятельства его совершения.
В рассматриваемом случае обществом таких доказательств инспекции представлено не было, доказательств обратного подателем жалобы не представлено.
Следовательно, инспекция обоснованно назначила обществу наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей (в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ) с учетом наличия отягчающего ответственность обстоятельства и в отсутствие смягчающих обстоятельств.
Ввиду изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Выводы суда, изложенные в решении от 13.06.2012, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2013 года по делу N А05-4397/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРН-1" - без удовлетворения.
Судья
Н.В.МУРАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)