Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При проведении прокурорской проверки было выявлено бесхозяйное теплофикационное оборудование - объект (бойлер), а также иные объекты в здании насосной, расположенной рядом с многоквартирным домом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Орехова Т.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Шигаповой С.В.,
судей: Смолина А.А., Зариповой Ю.С.,
при секретаре: Б.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, апелляционное представление прокурора Курчатовского района г. Челябинска на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21 января 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Курчатовского района г. Челябинска, действующего в интересах С., А.Ю.А., Ю., к администрации города Челябинска о возложении обязанности по включению объектов в реестр муниципальной собственности,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска, действуя в интересах С., А.Ю.И., Ю., обратился в суд с иском (с учетом изменений) к администрации города Челябинска о возложении обязанности по включению в реестр муниципальной собственности следующих объектов: бойлер Д100, расположенный в насосной станции рядом с многоквартирным домом N *** по ***; трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома N *** по *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка), теплофикационное оборудование, расположенное в здании насосной в следующем составе: кран латунный муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001 - 2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм - 2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300) - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., насос повысительный 5,5 кВт - 2 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., задвижка диаметром 50 мм - 2 шт., обратный клапан диаметр 50 мм - 1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт., кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м.
В обоснование заявленных требований указано, что при проведении прокурорской проверки выявлено бесхозяйное теплофикационное оборудование - объект (бойлер), а также иные объекты в количестве 32 позиций в здании насосной расположенной, рядом с многоквартирным домом ***, предназначенные для решения вопросов местного значения, по электро-, водо-, теплоснабжению населения, которые не включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования "город Челябинск". Отсутствие документов о принятии объекта в муниципальную собственность подтверждает бездействие органа местного самоуправления в решении данного вопроса. Указанный бойлер предназначен для решения вопросов местного значения, относится к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем подлежит включению в реестр муниципальной собственности г. Челябинска. Отсутствие хозяина бойлера, обеспечивающего надлежащее обслуживание и сохранность объекта привело к тому, что жители многоквартирного дома *** остаются без горячего водоснабжения на протяжении длительного времени, чем нарушается их право на нормальное обеспечение населения коммунальными услугами, отвечающего требованиям жилищно-коммунального законодательства.
В судебном заседании прокурор Жинжина Т.Н. заявленные требования поддержала.
Истцы С., А.Ю.И., Ю. в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель истцов С., Ю. - Б.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица ООО УК "Строитель-97" - К. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска), МУП "ЧКТС", ООО "ПЖРЭО Курчатовского района" в судебное заседание не явились, извещены.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований в части. Возложена на администрацию города Челябинска обязанность включить в реестр муниципальной собственности объект: бойлер Д100, расположенный в насосной станции рядом с многоквартирным домом ***; трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома N *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка), теплофикационное оборудование, расположенное в здании насосной в следующем составе: кран латунный муфтовый диаметров 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001 - 2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм - 2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300) - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм-2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., обратный клапан диаметром 50 мм -1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт., кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м. В удовлетворении остальной части исковых требований о возложении на администрацию города Челябинска обязанности по включению в реестр муниципальной собственности задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., насоса повысительного 5,5 кВт - 2 шт., отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КУИиЗО г. Челябинска обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что нагревательный прибор (бойлер) и сети горячего водоснабжения от насосной станции до дома *** входят в состав общего имущества и являются внутренней системой теплоснабжения и горячего водоснабжения. Считает, что в силу ст. 210 ЖК РФ, поскольку водонагревательный прибор (бойлер) сети ГВС данного дома принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир данного дома, то бремя содержания данного прибора и сетей ГВС возложено на собственников квартир рассматриваемого дома.
В апелляционном представлении прокурор Курчатовского района г. Челябинска просит решение суда изменить, в измененной части принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов представления указывает, что вывод суда о включении в реестр муниципальной собственности имущества, а именно: задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., насоса повысительного 5,5 кВт - 2 шт., сделан без учета всех обстоятельств по делу, поскольку каких-либо распорядительных документов о принятии в реестр муниципальной собственности указанного имущества в судебное заседание не представлено.
В суде апелляционной инстанции прокурор Соколова Н.Ф. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Представитель истцов С., Ю. - Б.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержала, в удовлетворении требований апелляционной жалобы просила отказать.
Представитель ООО УК "Строитель-97" К. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержал в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Истцы С., А.Ю.И., Ю., администрация города Челябинска, представители третьих лиц КУИиЗО г. Челябинска, МУП "ЧКТС", ООО "ПЖРЭО Курчатовского района" в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" электро-, водо-, тепло-снабжение населения относится к вопросам местного значения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что рядом с многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***, находится трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка); насосная станция со следующим оборудованием, в том числе и теплофикационным: бойлер Д 100; кран латунный муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001 - 2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм - 2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм - 2 шт. грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300) - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт. кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., насос повысительный 5,5 кВт - 2 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., задвижка диаметром 50 мм - 2 шт., обратный клапан диаметр 50 мм - 1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт., кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м.
Сведения о зарегистрированных правах на данные объекты отсутствуют (т. 1 л.д. 198 - 201, т. 2 л.д. 136), надлежащего подтверждения того, что данные объекты включены в реестр муниципальной собственности г. Челябинска, материалы дела также не содержат.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Челябинска по состоянию на 16 декабря 2014 года содержит сведения о том, что в реестр муниципальной собственности, включено здание насосной станции и водопроводное оборудование насосной станции г. ***, имеющие следующие характеристики: размер здания в плане - 12,0 x 6,0. S = 72 кв. м, H = 30 кв. м заглубленная отметка уровня пола - 1,5 кв. м, материал стен - сборный ж/б, насосы: КМ100-80-160 с электронным двигателем 15 кВт - 1 шт., К 80-65-160 с электронным двигателем 7,5 кВт - 1 шт., задвижки Д100 мм - 5 шт.; а также теплофикационное оборудование насосной и участок теплотрассы насосной, с наличием следующих объектов: насосов с электронным двигателем 5,5 кВт - 2 шт., с электронным двигателем 0,3 кВт - 2 шт., бойлер Д100, задвижки Д50 - 4 шт., Д150 - 2 шт., Д100 - 6 шт., Д80 - 6 шт., магистрали отопления длина 9 п. м Д80, длина 9 п. м Д100 (т. 2 л.д. 85). Вместе с тем данная выписка обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку приказ КУИиЗО г. Челябинска от 15 января 2010 года N 31, явившийся основанием включения, содержит указание на внесение в агентский договор N *** от 25 ноября 2004 года заключенный между КУИЗО г. Челябинска и ООО "ПЖРЭО Курчатовского района", Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска изменений в части характеристики объектов согласно приложению (т. 1 л.д. 245, 246 - 249).
Приказом КУИиЗО г. Челябинска от 15 января 2010 года N 33, из муниципальной казны г. Челябинска на баланс и в хозяйственное ведение МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее МУП "ПОВВ") передано имущество балансовой стоимостью *** руб. Согласно приложению к приказу передано следующее имущество: здание насосной станции и водопроводное оборудование насосной станции г. ***: размер здания в плане - 12,0 x 6,0, S = 72 кв. м, H = 30 кв. м заглубленная отметка уровня пола - 1,5 кв. м, материал стен - сборный ж/бетон, насос КМ100-80-160 с эл. двиг. 15 кВт - 1 шт., насос К 80-65-160 с эл. двиг. 7,5 кВт задвижки Д100 мм - 5 шт. (т. 2 л.д. 132 - 134).
Сведений о том, что иное спорное имущество передавалось на баланс МУП "ПОВВ" в материалы дела не представлено.
Приказом КУИиЗО г. Челябинска от 09 сентября 2011 года N 986, из муниципальной казны г. Челябинска муниципальное имущество передано на баланс МУП "ЧКТС" по договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, в том числе теплофикационное оборудование насосной и участок теплотрассы по насосной: г. *** - насосы с электродвигателем 5,5 кВт - 2 шт., задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., диаметром 100 мм - 3 шт., магистраль отопления L = 4,5 м, D = 80 мм, L = 4,5 м, D = 80 мм (т. 2 л.д. 85 - 88).
Однако сведений о том, что на баланс МУП "ЧКТС" было передано иной спорное имущество, материалы дела также не содержат.
Удовлетворяя в части исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорные объекты в реестре муниципальной собственности, собственности иных субъектов по данным Управления Росреестра по Челябинской области, не значатся.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции. Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, дал оценку представленным в дело доказательствам, выводы суда мотивированы.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года N 424.
Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (пункт 3 Порядка).
Пунктом 12 части 4 статьи 36 Устава города Челябинска ведение учета и реестра муниципального имущества отнесено к полномочиям администрации города Челябинска.
В соответствии с Положением о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Челябинск", утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 29 июня 2010 года N 15/5, в собственности муниципального образования "Город Челябинск" может находиться имущество, указанное в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставе города Челябинска, которое формируется, в том числе за счет объектов государственной собственности в порядке разграничения (пункты 7, 10).
К компетенции администрации города Челябинска в области управления муниципальным имуществом относится принятие муниципальных правовых актов по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (пункт 15 Положения). Полномочия по ведению реестра муниципального имущества от имени муниципального образования "Город Челябинск" администрация города осуществляет в пределах своей компетенции (п. 16 Положения).
Из материалов дела усматривается, что спорные объекты для коммунального обслуживания жителей многоквартирного дома в г. Челябинске, расположены на территории, находящейся в ведении городского округа, доказательств того, что бойлер Д100, расположенный в насосной станции рядом с многоквартирным домом ***; трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка), теплофикационное оборудование, расположенное в здании насосной в следующем составе: кран латунный муфтовый диаметров 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001-2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм-2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм-2 шт., грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300)-1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм-2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., обратный клапан диаметр 50 мм - 1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт. кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м находятся в собственности иных хозяйствующих субъектов администрацией г. Челябинска представлено не было.
Кроме того, осуществление ведения реестра муниципальной собственности в силу положений части 2 статьи 131 Гражданского кодекса РФ не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество. Более того, в силу пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Включение спорных объектов в реестр муниципальной собственности позволит исключить бесконтрольное состояние данных объектов и создаст условия для беспрепятственного обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения жителей многоквартирного дома. Отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности спорных объектов, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, и другим неблагоприятным последствиям для граждан.
Учитывая, что включение спорных объектов недвижимости в реестр муниципальной собственности представляет собой процедуру, связанную со сбором необходимых сведений и принятием соответствующего ненормативного правового акта, судебная коллегия полагает, что обязанность включить в реестр муниципальной собственности спорные объекты должна быть возложена на администрацию города Челябинска.
При этом суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения на администрацию г. Челябинска обязанности по включению в реестр муниципальной собственности следующих объектов: задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., насоса повысительного 5,5 кВт - 2 шт., поскольку согласно приказу КУИиЗО г. Челябинска от 09 сентября 2011 года N 986, данное имущество из муниципальной казны г. Челябинска передано на баланс МУП "ЧКТС" (т. 2 л.д. 86 - 88).
Отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт включения указанного выше имущества в реестр муниципальной собственности г. Челябинска не свидетельствует о бесхозяйности указанного теплофикационного оборудования насосной, расположенной по адресу: *** и об отсутствии на балансе МУП "ЧКТС" данного имущества, в связи с чем доводы апелляционного представления об отсутствии в материалах дела каких-либо распорядительных документов о принятии в реестр муниципальной собственности указанного имущества отмену решения суда в оспариваемой прокурором части не влекут.
Доводы апелляционной жалобы КУИиЗО г. Челябинска о том, что бойлер и сети горячего водоснабжения являются общедомовым имуществом многоквартирного дома, являются несостоятельными.
На основании ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил).
Таким образом, общее имущество является атрибутом конкретного многоквартирного дома, если оно предназначено для обслуживания помещений именно в этом доме.
Вместе с тем, исходя из системного толкования названных правовых норм, бойлер и сети горячего водоснабжения, расположенные за пределами внешней границы стены многоквартирного дома, расположенного по ***, не могут, включаться в состав общего имущества указанного жилого объекта, а следовательно не имеется оснований для возложения на собственников квартир рассматриваемого дома бремени содержания указанного имущества.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражений на заявленные требования, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба так же не содержит.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, апелляционного представления и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, апелляционное представление прокурора Курчатовского района г. Челябинска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.05.2015 ПО ДЕЛУ N 11-4291/2015
Требование: Об обязании включить объекты в реестр муниципальной собственности.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При проведении прокурорской проверки было выявлено бесхозяйное теплофикационное оборудование - объект (бойлер), а также иные объекты в здании насосной, расположенной рядом с многоквартирным домом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. по делу N 11-4291/2015
Судья: Орехова Т.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Шигаповой С.В.,
судей: Смолина А.А., Зариповой Ю.С.,
при секретаре: Б.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, апелляционное представление прокурора Курчатовского района г. Челябинска на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21 января 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Курчатовского района г. Челябинска, действующего в интересах С., А.Ю.А., Ю., к администрации города Челябинска о возложении обязанности по включению объектов в реестр муниципальной собственности,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Курчатовского района г. Челябинска, действуя в интересах С., А.Ю.И., Ю., обратился в суд с иском (с учетом изменений) к администрации города Челябинска о возложении обязанности по включению в реестр муниципальной собственности следующих объектов: бойлер Д100, расположенный в насосной станции рядом с многоквартирным домом N *** по ***; трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома N *** по *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка), теплофикационное оборудование, расположенное в здании насосной в следующем составе: кран латунный муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001 - 2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм - 2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300) - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., насос повысительный 5,5 кВт - 2 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., задвижка диаметром 50 мм - 2 шт., обратный клапан диаметр 50 мм - 1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт., кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м.
В обоснование заявленных требований указано, что при проведении прокурорской проверки выявлено бесхозяйное теплофикационное оборудование - объект (бойлер), а также иные объекты в количестве 32 позиций в здании насосной расположенной, рядом с многоквартирным домом ***, предназначенные для решения вопросов местного значения, по электро-, водо-, теплоснабжению населения, которые не включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования "город Челябинск". Отсутствие документов о принятии объекта в муниципальную собственность подтверждает бездействие органа местного самоуправления в решении данного вопроса. Указанный бойлер предназначен для решения вопросов местного значения, относится к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем подлежит включению в реестр муниципальной собственности г. Челябинска. Отсутствие хозяина бойлера, обеспечивающего надлежащее обслуживание и сохранность объекта привело к тому, что жители многоквартирного дома *** остаются без горячего водоснабжения на протяжении длительного времени, чем нарушается их право на нормальное обеспечение населения коммунальными услугами, отвечающего требованиям жилищно-коммунального законодательства.
В судебном заседании прокурор Жинжина Т.Н. заявленные требования поддержала.
Истцы С., А.Ю.И., Ю. в судебное заседание не явились, извещены.
Представитель истцов С., Ю. - Б.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица ООО УК "Строитель-97" - К. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска), МУП "ЧКТС", ООО "ПЖРЭО Курчатовского района" в судебное заседание не явились, извещены.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований в части. Возложена на администрацию города Челябинска обязанность включить в реестр муниципальной собственности объект: бойлер Д100, расположенный в насосной станции рядом с многоквартирным домом ***; трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома N *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка), теплофикационное оборудование, расположенное в здании насосной в следующем составе: кран латунный муфтовый диаметров 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001 - 2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм - 2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300) - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм-2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., обратный клапан диаметром 50 мм -1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт., кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м. В удовлетворении остальной части исковых требований о возложении на администрацию города Челябинска обязанности по включению в реестр муниципальной собственности задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., насоса повысительного 5,5 кВт - 2 шт., отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КУИиЗО г. Челябинска обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что нагревательный прибор (бойлер) и сети горячего водоснабжения от насосной станции до дома *** входят в состав общего имущества и являются внутренней системой теплоснабжения и горячего водоснабжения. Считает, что в силу ст. 210 ЖК РФ, поскольку водонагревательный прибор (бойлер) сети ГВС данного дома принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир данного дома, то бремя содержания данного прибора и сетей ГВС возложено на собственников квартир рассматриваемого дома.
В апелляционном представлении прокурор Курчатовского района г. Челябинска просит решение суда изменить, в измененной части принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов представления указывает, что вывод суда о включении в реестр муниципальной собственности имущества, а именно: задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., насоса повысительного 5,5 кВт - 2 шт., сделан без учета всех обстоятельств по делу, поскольку каких-либо распорядительных документов о принятии в реестр муниципальной собственности указанного имущества в судебное заседание не представлено.
В суде апелляционной инстанции прокурор Соколова Н.Ф. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Представитель истцов С., Ю. - Б.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержала, в удовлетворении требований апелляционной жалобы просила отказать.
Представитель ООО УК "Строитель-97" К. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержал в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Истцы С., А.Ю.И., Ю., администрация города Челябинска, представители третьих лиц КУИиЗО г. Челябинска, МУП "ЧКТС", ООО "ПЖРЭО Курчатовского района" в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" электро-, водо-, тепло-снабжение населения относится к вопросам местного значения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что рядом с многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***, находится трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка); насосная станция со следующим оборудованием, в том числе и теплофикационным: бойлер Д 100; кран латунный муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001 - 2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм - 2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм - 2 шт. грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300) - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт. кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм - 2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., насос повысительный 5,5 кВт - 2 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., задвижка диаметром 50 мм - 2 шт., обратный клапан диаметр 50 мм - 1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт., кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м.
Сведения о зарегистрированных правах на данные объекты отсутствуют (т. 1 л.д. 198 - 201, т. 2 л.д. 136), надлежащего подтверждения того, что данные объекты включены в реестр муниципальной собственности г. Челябинска, материалы дела также не содержат.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Челябинска по состоянию на 16 декабря 2014 года содержит сведения о том, что в реестр муниципальной собственности, включено здание насосной станции и водопроводное оборудование насосной станции г. ***, имеющие следующие характеристики: размер здания в плане - 12,0 x 6,0. S = 72 кв. м, H = 30 кв. м заглубленная отметка уровня пола - 1,5 кв. м, материал стен - сборный ж/б, насосы: КМ100-80-160 с электронным двигателем 15 кВт - 1 шт., К 80-65-160 с электронным двигателем 7,5 кВт - 1 шт., задвижки Д100 мм - 5 шт.; а также теплофикационное оборудование насосной и участок теплотрассы насосной, с наличием следующих объектов: насосов с электронным двигателем 5,5 кВт - 2 шт., с электронным двигателем 0,3 кВт - 2 шт., бойлер Д100, задвижки Д50 - 4 шт., Д150 - 2 шт., Д100 - 6 шт., Д80 - 6 шт., магистрали отопления длина 9 п. м Д80, длина 9 п. м Д100 (т. 2 л.д. 85). Вместе с тем данная выписка обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку приказ КУИиЗО г. Челябинска от 15 января 2010 года N 31, явившийся основанием включения, содержит указание на внесение в агентский договор N *** от 25 ноября 2004 года заключенный между КУИЗО г. Челябинска и ООО "ПЖРЭО Курчатовского района", Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска изменений в части характеристики объектов согласно приложению (т. 1 л.д. 245, 246 - 249).
Приказом КУИиЗО г. Челябинска от 15 января 2010 года N 33, из муниципальной казны г. Челябинска на баланс и в хозяйственное ведение МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее МУП "ПОВВ") передано имущество балансовой стоимостью *** руб. Согласно приложению к приказу передано следующее имущество: здание насосной станции и водопроводное оборудование насосной станции г. ***: размер здания в плане - 12,0 x 6,0, S = 72 кв. м, H = 30 кв. м заглубленная отметка уровня пола - 1,5 кв. м, материал стен - сборный ж/бетон, насос КМ100-80-160 с эл. двиг. 15 кВт - 1 шт., насос К 80-65-160 с эл. двиг. 7,5 кВт задвижки Д100 мм - 5 шт. (т. 2 л.д. 132 - 134).
Сведений о том, что иное спорное имущество передавалось на баланс МУП "ПОВВ" в материалы дела не представлено.
Приказом КУИиЗО г. Челябинска от 09 сентября 2011 года N 986, из муниципальной казны г. Челябинска муниципальное имущество передано на баланс МУП "ЧКТС" по договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, в том числе теплофикационное оборудование насосной и участок теплотрассы по насосной: г. *** - насосы с электродвигателем 5,5 кВт - 2 шт., задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., диаметром 100 мм - 3 шт., магистраль отопления L = 4,5 м, D = 80 мм, L = 4,5 м, D = 80 мм (т. 2 л.д. 85 - 88).
Однако сведений о том, что на баланс МУП "ЧКТС" было передано иной спорное имущество, материалы дела также не содержат.
Удовлетворяя в части исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорные объекты в реестре муниципальной собственности, собственности иных субъектов по данным Управления Росреестра по Челябинской области, не значатся.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции. Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, дал оценку представленным в дело доказательствам, выводы суда мотивированы.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 года N 424.
Согласно пункту 2 названного Порядка объектами учета в реестрах является находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (пункт 3 Порядка).
Пунктом 12 части 4 статьи 36 Устава города Челябинска ведение учета и реестра муниципального имущества отнесено к полномочиям администрации города Челябинска.
В соответствии с Положением о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Челябинск", утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 29 июня 2010 года N 15/5, в собственности муниципального образования "Город Челябинск" может находиться имущество, указанное в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставе города Челябинска, которое формируется, в том числе за счет объектов государственной собственности в порядке разграничения (пункты 7, 10).
К компетенции администрации города Челябинска в области управления муниципальным имуществом относится принятие муниципальных правовых актов по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (пункт 15 Положения). Полномочия по ведению реестра муниципального имущества от имени муниципального образования "Город Челябинск" администрация города осуществляет в пределах своей компетенции (п. 16 Положения).
Из материалов дела усматривается, что спорные объекты для коммунального обслуживания жителей многоквартирного дома в г. Челябинске, расположены на территории, находящейся в ведении городского округа, доказательств того, что бойлер Д100, расположенный в насосной станции рядом с многоквартирным домом ***; трубопровод горячего водоснабжения от насосной станции до многоквартирного дома *** длинной 26 м и внешним диаметром 59 мм (ведущий воду к дому - подача) и трубопровод горячего водоснабжения от многоквартирного дома *** к насосной длинной 26 м и внешним диаметром 57 мм (ведущий воду от дома - обратка), теплофикационное оборудование, расположенное в здании насосной в следующем составе: кран латунный муфтовый диаметров 15 мм - 10 шт., датчик давления КРТ 5-1 - 2 шт., датчик температуры КТСПР 001-2 шт., термометр ТТЖ-М - 5 шт., манометр МП-100 - 7 шт., кран шаровой фланцевый диаметром 100 мм-2 шт., расходометр ПРЭМ-100 - 2 шт., задвижка диаметром 150 мм-2 шт., грязевик абонентский диаметром 125 мм (бочка 300)-1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 15 мм - 10 шт., обратный клапан диаметром 100 мм - 1 шт., задвижка диаметром 100 мм - 7 шт., вибровставка диаметром 100 мм - 1 шт., кран шаровой муфтовый диаметром 25 мм - 1 шт., регулятор давления диаметром 50 мм-2 шт., грязевик абонентский диаметром 80 мм (бочка 150) - 1 шт., задвижка диаметром 80 мм - 12 шт., тепловычислитель "Теплокон-01" - 1 шт., обратный клапан диаметром 80 мм - 4 шт., обратный клапан диаметр 50 мм - 1 шт., кран чугунный муфтовый диаметром 15 мм - 2 шт., насос на циркуляцию ГВС диаметром 40 мм (нет электродвигателя) - 2 шт. кран чугунный фланцевый диаметром 40 мм - 3 шт., щиты управления насосами - 5 шт., щит автоматики (у входа) - 1 шт., труба диаметром 108 мм - 39 м, труба диаметром 89 мм - 51 м, труба диаметром 57 мм - 13 м, труба диаметром 40 мм - 4 м находятся в собственности иных хозяйствующих субъектов администрацией г. Челябинска представлено не было.
Кроме того, осуществление ведения реестра муниципальной собственности в силу положений части 2 статьи 131 Гражданского кодекса РФ не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество. Более того, в силу пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Включение спорных объектов в реестр муниципальной собственности позволит исключить бесконтрольное состояние данных объектов и создаст условия для беспрепятственного обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения жителей многоквартирного дома. Отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности спорных объектов, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, и другим неблагоприятным последствиям для граждан.
Учитывая, что включение спорных объектов недвижимости в реестр муниципальной собственности представляет собой процедуру, связанную со сбором необходимых сведений и принятием соответствующего ненормативного правового акта, судебная коллегия полагает, что обязанность включить в реестр муниципальной собственности спорные объекты должна быть возложена на администрацию города Челябинска.
При этом суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения на администрацию г. Челябинска обязанности по включению в реестр муниципальной собственности следующих объектов: задвижки диаметром 50 мм - 2 шт., насоса повысительного 5,5 кВт - 2 шт., поскольку согласно приказу КУИиЗО г. Челябинска от 09 сентября 2011 года N 986, данное имущество из муниципальной казны г. Челябинска передано на баланс МУП "ЧКТС" (т. 2 л.д. 86 - 88).
Отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт включения указанного выше имущества в реестр муниципальной собственности г. Челябинска не свидетельствует о бесхозяйности указанного теплофикационного оборудования насосной, расположенной по адресу: *** и об отсутствии на балансе МУП "ЧКТС" данного имущества, в связи с чем доводы апелляционного представления об отсутствии в материалах дела каких-либо распорядительных документов о принятии в реестр муниципальной собственности указанного имущества отмену решения суда в оспариваемой прокурором части не влекут.
Доводы апелляционной жалобы КУИиЗО г. Челябинска о том, что бойлер и сети горячего водоснабжения являются общедомовым имуществом многоквартирного дома, являются несостоятельными.
На основании ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил).
Таким образом, общее имущество является атрибутом конкретного многоквартирного дома, если оно предназначено для обслуживания помещений именно в этом доме.
Вместе с тем, исходя из системного толкования названных правовых норм, бойлер и сети горячего водоснабжения, расположенные за пределами внешней границы стены многоквартирного дома, расположенного по ***, не могут, включаться в состав общего имущества указанного жилого объекта, а следовательно не имеется оснований для возложения на собственников квартир рассматриваемого дома бремени содержания указанного имущества.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам возражений на заявленные требования, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба так же не содержит.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, апелляционного представления и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 21 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, апелляционное представление прокурора Курчатовского района г. Челябинска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)