Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А49-8486/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А49-8486/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца: Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области - Волкова И.М. (доверенность от 02.09.2014 N 1-15-973),
- Киндарева А.А. (доверенность от 29.08.2014 N 1-15-961);
- Прокуратуры Пензенской области - Беляковой Л.Н. (удостоверение от 18.04.2012 N 135927),
ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" - Постновой И.А. (доверенность от 09.01.2014 б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза, открытого акционерного общества "МРСК Волги", г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1", г. Пенза
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.03.2014 (судья Радин С.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Липкинд Е.Я., Радушева О.Н.)
по делу N А49-8486/2013
по иску Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г. Пенза (ИНН 5836013072, ОГРН 1035803005732) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1", г. Пенза, (ИНН 5836626689, ОГРН 1075836003286), открытому акционерному обществу "МРСК Волги", г. Саратов (ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280), обществу с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714) о признании соглашений недействительными, объединенного с делом N А49-10484/2013 по иску заместителя прокурора Пензенской области, действующего в интересах муниципального образования г. Пенза в лице администрации г. Пензы к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1", открытому акционерному обществу "МРСК Волги" в лице филиала "Пензаэнергосбыт", обществу с ограниченной ответственностью "Горводоканал" о признании сделок недействительными,

установил:

Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Госжилстройтехинспекция Пензенской области) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-11-1" (далее - ООО "УО "Жилье-11-1") о признании соглашения от 31.05.2013 о расторжении договора на отпуск питьевой воды и отвод бытовых стоков (для управляющих организаций) от 26.10.2011 N 111-18/11, заключенного между ООО "УО "Жилье-11-1" и обществом с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - ООО "Горводоканал"), недействительным и о признании соглашения от 12.04.2013 о расторжении договора энергоснабжения от 03.11.2010 N 3009, заключенного между ООО "УО "Жилье-11-1" и открытым акционерным обществом "Межрегиональная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги"), недействительным.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 24.12.2013 по ходатайству истца привлечены соответчики по делу - ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Пензаэнерго" и ООО "Горводоканал" с исключением их из числа третьих лиц по делу.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 09.01.2014 дело N А49-8486/2013 объединено с делом N А49-10484/2013 по иску заместителя прокурора Пензенской области к ООО "УО "Жилье-11-1", ОАО "МРСК Волги" и ООО "Горводоканал" о признании недействительными соглашения от 12.04.2013 о расторжении договора энергоснабжения от 03.11.2010 N 3009, заключенного между ООО "УО "Жилье-11-1" и ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Пензаэнерго", и соглашения от 31.05.2013 о расторжении договора на отпуск питьевой воды и отвод бытовых стоков от 26.10.2011 N 111-18/11, заключенного между ООО "УО "Жилье-11-1" и ООО "Горводоканал".
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 04.02.2014 принят отказ Госжилстройтехинспекции Пензенской области от исковых требований. Производство по делу в этой части было прекращено. Госжилстройтехинспекция Пензенской области этим же определением была привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.03.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014, исковые требования заместителя прокурора Пензенской области удовлетворены. Оспариваемые соглашения признаны недействительными.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО УО "Жилье 11-1", ООО "Горводоканал", ООО "МРСК Волги" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО УО "Жилье 11-1" на основании протоколов собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 22.05.2010 является управляющей организацией в отношении 42 жилых домов в городе Пензе.
Во исполнение указанных протоколов общих собраний управляющей организацией с собственниками жилых помещений заключены договоры управления многоквартирными домами.
С момента принятия решения 22.05.2010 о выборе управляющей организации собственники помещений иного решения о смене формы управления своими многоквартирными домами не принимали.
Установлено также, что с 01.02.2013 года ОАО "МРСК Волги" на основании соглашения о передаче прав и обязанностей стало гарантирующим поставщиком в договоре энергоснабжения N 3009, заключенным 03.11.2010 между ООО "Маяк-Энергосервис" и ООО УО "Жилье 11-1" (с учетом соглашения от 30.01.2012 о передаче прав и обязанностей гарантирующего поставщика ОАО "Пензаэнергосбыт"). Предметом указанного договора является поставка электрической энергии управляющей организации, действующей в интересах и за счет потребителей - собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении покупателя.
ОАО "МРСК Волги" и ООО УО "Жилье 11-1" 12.04.2013 по соглашению сторон с 01.03.2013 расторгли вышеуказанный договор энергоснабжения от 03.11.2010 N 3009.
Между ООО "Горводоканал" и ООО УО "Жилье 11-1" 26.10.2011 заключен договор N 111-18/11 на отпуск питьевой воды и отвод бытовых стоков (для управляющих организаций). Предметом указанного договора является обеспечение управляющей организации холодной питьевой водой, в том числе на общедомовые нужды, и для нужд ГВС в многоквартирных домах, а также отвод бытовых стоков по присоединенной сети.
По соглашению от 31.05.2013 указанный договор от 26.10.2011 между ООО "Горводоканал" и ООО УО "Жилье 11-1" был расторгнут с 01.06.2013.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что иск подан в соответствии со статьей 52 АПК РФ в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов неопределенного круга лиц для устранения нарушений законодательства.
Также в иске указано, что часть помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УО "Жилье 11-1", находится в собственности муниципального образования города Пензы, что свидетельствует о нарушении прав указанного муниципального образования.
Указанные сделки противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с которыми исполнителю - управляющей организации и поставщикам коммунальных услуг без решения общего собрания собственников многоквартирного дома не предоставлено право на расторжение договоров на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и т.д., которые были заключены ими в установленном порядке. Расторжение договоров на поставку коммунальных ресурсов привело к выставлению счетов ресурсоснабжающими организациями на оплату коммунальных ресурсов непосредственно собственникам и нанимателям жилых помещений, что фактически привело к повышению платы за соответствующий коммунальный ресурс за счет неправомерного включения в состав платы объемов коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частями 1, 2, 2.3, 3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 354 (аналогичные нормы содержались и в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) предусмотрено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно пункту 31 Правил N 354, исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении и т.д.
На основании заключенных между ответчиками договоров коммунальные ресурсы в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УО "Жилье-11-1", поставлялись.
В результате расторжения спорных договоров начисление платы за коммунальные ресурсы собственникам многоквартирных домов стало осуществляться не управляющей организацией, а непосредственно ресурсоснабжающими организациями. При этом управляющая организация продолжала осуществлять иные функции по управлению многоквартирными домами, а именно выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе внутридомовых инженерных сетей, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления.
В соответствии с пунктом 6.3 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Однако, как установлено судами, общие собрания жильцами многоквартирных домов, управляющей организацией которых выступает ООО "УО "Жилье-11-1", на предмет расторжения договоров с управляющей организацией и выбора непосредственного способа управления жилыми домами или изменения порядка внесения платы за вышеуказанные коммунальные услуги и определения ее внесения непосредственно ресурсоснабжающим организациям не проводились.
Кроме того, в силу пункта 6.3 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не может начисляться ресурсоснабжающими организациями в силу прямого указания закона.
Фактически, в рассматриваемом случае управляющая организация отказалась от функций исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению и электроснабжению, нарушив требования части 2 статьи 162 ЖК РФ.
Вследствие заключения соглашений о расторжении договоров, проживающие в многоквартирных домах граждане стали выступать абонентами ресурсоснабжающих организаций, а те, в свою очередь, по отношению к гражданам в качестве исполнителей коммунальных услуг.
Однако, как правильно отмечено судами, такие отношения между гражданами и ресурсоснабжающими организациями возможны только в прямо предусмотренных действующим законодательством случаях.
Судами установлено, что поводом к заключению оспариваемых соглашений о расторжении договоров с ресурсоснабжающими организациями явилось внесение Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 44 названного Постановления распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Постановления N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Заключение ООО "УО "Жилье-11-1" оспариваемых соглашений о расторжении договоров с ресурсоснабжающими организациями повлекло многочисленные обращения жильцов домов в органы государственного контроля.
По результатам проведенной проверки многоквартирного дома N 66 по пр. Строителей г. Пензы, в адрес ООО "УО "Жилье-11-1" Госжилстройтехинспекцией Пензенской области было выдано соответствующее предписание от 26.09.2013 N ПР-233 с обязанием произвести собственникам многоквартирного дома перерасчет размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению и холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (пункт 44 Правил N 354).
Согласно позиции прокуратуры в результате заключения оспариваемых соглашений были нарушены также права муниципального образования город Пенза.
Принадлежность некоторых квартир жилого фонда, обслуживаемого ООО УО "Жилье 11-1" муниципальному образованию подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-9365/2012.
Также из приложений к письму Управления муниципального имущества администрации города Пензы от 28.04.2014 N 8/3263, представленного при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, следует, что жилых домах, в отношении которых были расторгнуты договоры энергоснабжения, имеются жилые помещения, значащиеся в Реестре муниципальной собственности города Пензы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частями 1, 1.1, 4, 5 статьи 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
1) обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
2) могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
3) содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность.
Орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны предоставлять органам местного самоуправления информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты потребителями услуг в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах их оплаты, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг.
С учетом вышеизложенного судами обоснованно не приняты доводы ответчиков о том, что в результате заключения оспариваемых соглашений не были нарушены права и законные интересы граждан и муниципального образования.
В соответствии со статьей 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Из распечатки с сайта ОАО "МРСК Волги" следует, что доля государства данного акционерного общества составляет 0,53%.
Из выписки ЕГРЮЛ в отношении ООО "Горводоканал" следует, что уставный капитал общества составляет 10 000 руб. Учредителями общества выступают МУП г. Пензы "Коммунальные сети" с размером вклада 4900 руб., ООО "Водоканал" с размером вклада 200 руб., ООО "Инвестресурс" с размером вклада 4900 руб.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МУП "Коммунальные сети" выступает Управление муниципального имущества администрации г. Пензы.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы от 04.07.2006 N 583 муниципальному унитарному предприятию было дано согласие на участие в ООО "Горводоканал" с долей уставного капитала 49%, а также согласие на внесение в уставный капитал общества денежных средств.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о правомерности предъявления прокурором иска в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерацией прав и законных интересов неопределенного круга лиц для устранения нарушений законодательства.
Из представленной в материалы дела копии решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 09.01.2014 N 7-2 следует, что группа лиц, среди которых ООО УО "Жилье 11-1" и ООО "Горводоканал", признана нарушившими положения части 4 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" в результате заключения и участия в соглашениях, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке управления многоквартирными домами.
Судами обоснованно отклонены доводы ответчиков, приведенные в том числе и в кассационных жалобах, о соответствии заключенных соглашений принципу свободы договора, закрепленному в статье 421 ГК РФ и общим положениям ГК РФ о возможности расторжения договора по соглашению сторон согласно положениям статьи 450 ГК РФ, так как заключенные между ответчиками соглашения о расторжении договоров на поставку коммунальных ресурсов противоречат вышеуказанным требованиям ЖК РФ.
Приведенные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Указанные доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А49-8486/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)