Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2009 N 06АП-3631/2009 ПО ДЕЛУ N А73-6297/2009

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2009 г. N 06АП-3631/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 сентября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Михайловой А.И., Меркуловой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соколовой Е.А., представителя по доверенности от 01.01.2009 N ДЭК-20-15/392Д; Неменко И.В., представителя по доверенности от 01.01.2009 N ДЭК-20-15/302Д; Паршиной В.А., представителя по доверенности от 26.12.2008 N ДЭК-20-15/1316Д
от антимонопольного органа: Морозкиной Е.В., представителя по доверенности от 19.08.2009 N 6/4700
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Мучкаевой И.М., представителя по доверенности от 15.01.2008 N 4-3-7/108
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 03.07.2009
по делу N А73-6297/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Манник С.Д.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
заинтересованные лица: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края; Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании недействительными решения от 17.03.2009 N 6, предписания от 17.03.2009 N 4

Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения от 17.03.2009 N 6 и предписания от 17.03.2009 N 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС, антимонопольный орган).
Заявленные требования мотивированы тем, что данные ненормативные акты не соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет по ценам и тарифам), Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю).
Решением суда от 03.07.2009 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ДЭК" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора и несоответствие вывода суда материалам дела.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и утверждает что, являясь ресурсоснабжающей организацией, не может являться исполнителем коммунальных услуг и отвечать за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, в том числе за техническое состояние и потребительские свойства приборов учета.
Представители ОАО "ДЭК" в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме, а представитель центра Хабаровского УФАС, считая их несостоятельными, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции законно и обоснованно исходя из нижеследующего.
Из материалов дела следует, что ОАО "ДЭК" в лице филиала Хабаровскэнергосбыт приказом Хабаровского УФАС России от 23.04.2007 N 84-П включено в реестр лиц, занимающих доминирующее положение на рынке поставки электроэнергии на территории Хабаровского края с долей более 50 процентов.
Судом установлено, что на основании заявлений (жалоб) граждан-потребителей Хабаровским УФАС в период с 11.11.2008 по 11.12.2008 проведена проверка соблюдения ОАО "ДЭК" антимонопольного законодательства.
Проверкой установлено, что ОАО "ДЭК" в период 2008-2009 годов направляло потребителям электрической энергии на территории Хабаровского края, в том числе и гражданам, письма-предупреждения о замене приборов учета электрической энергии (счетчиков) класса точности 2,5 на класс точности 2,0. в которых указано, что в случае отказа от замены прибора учета, расчеты за электроэнергию будут производиться по нормативу, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-пр. При этом, ОАО "ДЭК" предполагало необходимость замены счетчиков гражданами-потребителями и за их счет, ссылаясь на пункты 139, 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
По итогам проведенной проверки выявлены признаки нарушения ОАО "ДЭК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в связи с чем Хабаровским УФАС вынесено решение от 17.03.2009 N 6 о признании ОАО "ДЭК" нарушившим антимонопольное законодательство и о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства ОАО "ДЭК" предписано совершить ряд действий, направленных на восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства (предписание от 17.03.2009 N 4).
Не согласившись с указанными решением и предписанием ОАО "ДЭК" оспорило их в арбитражном суде.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно статье 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона N 135-ФЗ, определяющей полномочия антимонопольного органа, антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно части 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Порядок ресурсоснабжения граждан электрической энергией предусмотрен Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Пунктом 139 Правил N 530, на которые ссылается ОАО "ДЭК", предусмотрено, что в случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность, и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, что не относится к его замене.
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация обеспечивает на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей (пункт 140 постановления N 530).
Согласно имеющимся в материалах дела сообщениям Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.04.2007 N 4.0-2489, от 24.10.2008 N 2-1-12/3588 при формировании тарифов на электрическую энергию на 2007 год предусматривались расходы на плановую замену однофазных приборов учета электрической энергии, предназначенных для расчетов с населением за потребленную энергию, и находящихся на балансе и обслуживании энергоснабжающей организации, в многоквартирных жилых домах, а также трехфазных счетчиков на вводах частного сектора в общей сумме 32,4 млн. рублей для "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "ДЭК". При формировании тарифов на электрическую энергию на 2008 для филиала "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "ДЭК" комитетом предусмотрены расходы на установку и замену приборов учета электрической энергии класса точности 2,0 для расчетов с населением края в размере 33,8 млн. рублей. В тарифах на электрическую энергию на 2006 год для ОАО "Хабаровскэнерго" расходы на замену приборов учета учитывались в составе статьи "вспомогательные материалы".
Между ОАО "ДЭК" и гражданами-потребителями заключены публичные договоры энергоснабжения (пункт 5 постановления N 530), где в цены на электроэнергию включены расходы, как на техническое обслуживание, так и на замену приборов учета электроэнергии. Следовательно, договором предусмотрена обязанность ОАО "ДЭК" на замену приборов учета.
Кроме того, из письма Региональной энергетической комиссии - комитет цен Правительства Хабаровского края от 23.03.2005 N 2-1-12/448 следует, что расчетные электросчетчики в жилых домах (за исключением домов принадлежащих гражданам на праве их личной собственности), предназначенные для расчетов населения с энергоснабжающей организацией за потребленную электроэнергию, должны находиться на балансе и обслуживании энергоснабжающей организации.
Пунктом 2 статьи 543 ГК РФ предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Также необходимо отметить следующее.
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), определено понятие коммунальных услуг - деятельность исполнителя коммунальных услуг по, в том числе, электроснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Следовательно, перечень организаций, которые могут быть исполнителями коммунальных услуг, названным нормативным актом не ограничен только организациями, которые осуществляют управление многоквартирным домом, такой организацией может быть и юридическое лицо, производящее коммунальные ресурсы.
Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг дано понятие ресурсоснабжающей организации - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; потребителя - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а также внутридомовых инженерных систем - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
Доказательства, что собственниками жилых помещений - гражданами обратившимися в Хабаровский УФАС с жалобами на действия ОАО "ДЭК" избран способ управления названным домом в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела не усматривается, что ОАО "ДЭК" не заключен договор с иным исполнителем коммунальных услуг, указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг, в связи с чем, общество приняло на себя функции по предъявлению к оплате платежных документов, сбор платежей за оказанные услуги энергоснабжения, замену устаревших и вышедших из строя электросчетчиков, изменения тарифа, по которому исчисляется оплата за электроэнергию. Названные выводы общество также не опровергло соответствующими доказательствами.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрены обязанности исполнителя, в частности подпунктом "г" установлена обязанность самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, подпунктом "л" предусмотрена обязанность исполнителя информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности приборов учета с очевидностью предполагает, что при установлении факта несоответствия приборов учета потребления энергии техническим требованиям (кроме случаев выхода из строя электросчетчиков по вине граждан-абонентов) энергоснабжающая организация обязана обеспечивать гражданина-абонента приборами учета надлежащего технического состояния, в том числе и путем его замены, не противоречит нормам гражданского законодательства и поддерживается апелляционным судом.
Предупреждение, направленное ОАО "ДЭК" гражданам-потребителям о расчете за электроэнергию по нормативу, а не по показаниям электросчетчика ущемляют права потребителей, что является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора, поскольку энергоснабжающая организация не вправе обуславливать приобретение электрической энергии, обязательным приобретением другого товара -электросчетчиков заданного класса точности и даты выпуска.
Следовательно, оспариваемые решение и предписание приняты Хабаровским УФАС в пределах компетенции и соответствуют вышеприведенному законодательству.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, положения норм материального права, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2009 по делу N А73-6297/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)