Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3443/2013

Требование: О возложении обязанности устранить препятствия по оплате коммунальных услуг.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик не исполняет свои обязанности надлежащим образом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу N 33-3443/2013


Судья: Дворцова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Костюниной Н.В., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования К.Е.П. Е*** П*** удовлетворить.
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска открыть лицевой счет в Ульяновском филиале общества с ограниченной ответственностью "Р*** ***" для оплаты коммунальных услуг квартиры N *** дома N *** по ул. Р*** г. Ульяновска.
Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска в пользу К.Е.П. Е*** П*** расходы по госпошлине в размере 200 руб.
Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В. по делу, объяснения К.Е.П., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

К.Е.П. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить препятствия по оплате за коммунальные услуги.
В обоснование исковых требований указала, что 01.02.2011 между нею и Комитетом ЖКХ администрации г. Ульяновска был заключен договор социального найма на жилое помещение, общей площадью 32,39 кв. м, в том числе жилой 24,74 кв. м, по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***, ***. По условиям данного договора она (К.Е.П.)обязана своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные платежи. До января 2013 года она осуществляла оплату коммунальных услуг в ООО "Р***". Потом оплату принимать перестали. Ей стало известно, что лицевой счет на ее жилое помещение закрыт и ей было предложено заключить договор напрямую с ресурсными организациями.
Из ответа на ее заявление заместителя председателя Комитета ЖКХ от 13.05.2013 следовало, что поскольку ее квартира является муниципальной, Комитетом ЖКХ администрации г. Ульяновска будут заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями и будет открыт лицевой счет в УФ ООО "Р***", о чем ей сообщат дополнительно.
Поскольку до настоящего времени Комитет ЖКХ не исполняет свои обязанности, просила суд понудить Комитет ЖКХ г. Ульяновска заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, предоставить расчет размера квартплаты и порядок выплат с предоставлением реквизитов, взыскать в ее пользу расходы по госпошлине.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет ЖКХ администрации г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Комитет ЖКХ не оказывает коммунальные услуги и не взимает плату за их предоставление, следовательно, не может чинить препятствия по оплате за жилищно-коммунальные услуги. В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***, д. *** не выбран способ управления.
Судом не учтены те факты, что Комитетом ЖКХ были сделаны запросы в ресурсоснабжающие организации - УМУП "У***", ОАО "У***", ООО "Г*** ***".
Из ответов УМУП "У***", ОАО "У***" следует, что данный дом находится на прямом абонировании у ресурсоснабжающих организаций и на каждого собственника у них открыты счета для взимания платы за коммунальные услуги, в том числе и на кв. *** по ул. Р***, д. ***,г. Ульяновск.
Из ответа ООО "Г*** ***"следует, что согласно п. 7, 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, любое заинтересованное физическое лицо, являющийся собственником или нанимателем помещения, вправе направить газоснабжающей организации оферту в письменной форме для заключения договора по газоснабжению. При обращении потребителя в ООО "Г*** У***" вопрос заключения договора на газоснабжение для бытовых нужд будет рассмотрен в рамках постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549.
Согласно ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договорам социального найма могут вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Договор социального найма, заключенный 01.02.2011 между К.Е.П. и Комитетом ЖКХ администрации г. Ульяновска, не содержит обязанности Комитета ЖКХ заключить договор с УФ ООО "Р***". Коммунальные услуги нанимателю по вышеуказанному адресу ресурсоснабжающими организациями оказываются в полном объеме.
Комитет ЖКХ потребителем коммунальных услуг не является. В соответствии с положением Комитета ЖКХ, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 (с изменениями), заключение договоров на открытие лицевых счетов в ООО "Р***" не входит в полномочия Комитета ЖКХ. Комитет ЖКХ не является собственником муниципальных жилых помещений и не принимает решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу К.Е.П. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В связи с неявкой в заседание апелляционной инстанции администрации г. Ульяновска, Комитета ЖКХ администрации г. Ульяновска, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Судом установлено, что квартира N *** дома N *** по ул. Р*** в г. Ульяновске, в которой проживает К.Е.П. на основании договора социального найма жилого помещения N ***,заключенного 01.02.2011 между нею и Комитетом ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска, является собственностью муниципального образования "Город Ульяновск".
Принимая решение об удовлетворении заявленных истицей требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что только собственник помещения или уполномоченная им управляющая компания имеет право заключать договоры энергоснабжения напрямую с ресурсоснабжающими организациями. Наниматель помещения таким правом не обладает.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 2 ст. 676 ГК РФ предоставление или обеспечение предоставления необходимых нанимателю коммунальных услуг является обязанностью наймодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу положений п. 4 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, а наниматель согласно положениям ч. 1 ст. 67 ЖК РФ имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя предоставления коммунальных услуг.
Согласно ч. 2 ст. 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Положения ст. 161 ЖКРФ предоставляют собственнику помещений в многоквартирном доме право выбора способа управления многоквартирным домом, в том числе посредством управления управляющей организацией, при этом, на основании договора управления управляющая организация выступает исполнителем коммунальных услуг в силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Анализ данных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что законодательством не предусмотрено право нанимателя жилого помещения напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению и оплате коммунальных услуг.
Право на заключение договора энергоснабжения предоставлено непосредственно собственнику помещения в многоквартирном доме либо уполномоченной им организации; наниматель жилого помещения имеет право на получение коммунальных услуг в силу обязательств, возникающих у наймодателя из договора социального найма жилого помещения.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о невозможности возложения на нанимателя жилого помещения К.Е.П. обязанности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями и необходимости возложения на уполномоченного собственником жилого помещения органа местного самоуправления - Комитет ЖКХ администрации г. Ульяновска открыть лицевой счет в УФ ООО "Р***" для оплаты коммунальных услуг квартиры N ***дома N *** по ул. Р*** г. Ульяновска.
Статья 155 ЖК РФ, на которую ссылается автор апелляционной жалобы, не предусматривает право нанимателя жилого помещения напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению и оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения они повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)