Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2008 N 11АП-6592/2008 ПО ДЕЛУ N А55-9691/2008

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2008 г. по делу N А55-9691/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Исхаковой Э.Г., с участием:
от ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис" - (до и после перерыва) представитель Советникова В.А., доверенность от 01 августа 2008 г. N 101,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - (до и после перерыва) представитель Коршунова В.В., доверенность от 06 декабря 2007 г. N 12-05/11773,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24-28 октября 2008 г. апелляционную жалобу ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2008 г. по делу N А55-9691/2008, судья Исаев А.В., принятое по заявлению ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис", г. Самара, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 16 июня 2008 г. N 291/04-1 о назначении административного наказания по ст. 6.3 КоАП РФ,

установил:

Закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (далее - ЗАО "ПТС - Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 16 июня 2008 г. N 291/04-1 о назначении административного наказания по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением суда от 19 августа 2008 г. в удовлетворении заявления Обществу отказано на том основании, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
В апелляционной жалобе ЗАО "ПТС - Сервис" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку не доказана вина Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку ЗАО "ПТС - Сервис" на возмездной основе взяло на себя бремя по содержанию общего имущества жилого дома и несет ответственность за поддержание помещений переданного ему в управление дома (общего имущества) в надлежащем санитарном состоянии.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебном заседании 24 октября 2008 г. объявлялся перерыв до 14 час. 45 мин. 28 октября 2008 г., рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 28 октября 2008 г.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, заявление Общества удовлетворить.
Представитель Управления Роспотребнадзора возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2008 г. на основании распоряжения от 02 июня 2008 г. N 04-1/528 Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая проверка по жалобе жильцов дома N 2 "В" по ул. Осипенко деятельности Общества по вопросу соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки 06 июня 2008 г. в 14.00 установлено, что подвальное помещение дома N 2 "В" по ул. Осипенко находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, а именно: грунт сырой, местами стоит вода, имеется строительный и бытовой мусор, обитают насекомые (комары) (л.д. 38-41).
В связи с выявленными нарушениями 09 июня 2008 г. в отсутствие ЗАО "ПТС-Сервис", надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 04-1/123, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 42).
Судом первой инстанции установлено, что о времени и месте составления протокола Общество было извещено 06 июня 2008 г., что подтверждается оттиском штампа Общества и указанием даты и входящего номера на уведомлении Управления Роспотребнадзора, копия которого приобщена к материалам дела (л.д. 44). Согласно п. 3.29 постановления Госстандарта РФ от 03 марта 2003 г. N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации "Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" отметка о поступлении документа в организацию содержит очередной порядковый номер и дату поступления документа (при необходимости - часы и минуты). Допускается отметка о поступлении документа в организацию проставлять в виде штампа.
В связи с изложенным довод Общества о том, что оно не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не основан на фактических обстоятельствах дела и опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Управлением Роспотребнадзора 16 июня 2008 г. вынесено постановление N 291/04-1 о привлечении ЗАО "ПТС-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, о назначении административного наказания в виде штрафа в минимальном размере - 10 000 рублей (л.д. 43).
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Общество было привлечено к административной ответственности в связи с тем, что в подвальном помещении дома N 2 "В" по ул. Осипенко г. Самары Управлением Роспотребнадзора выявлены нарушения требований санитарных правил: грунт сырой, местами стоит вода, имеется строительный и бытовой мусор, обнаружены насекомые (комары). Тем самым нарушены ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. п. 3.1, 3.3 СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации", пп. 9.1, 9.2, СанПиН 2.1.2. 1002-00 "Санитарно-эпидемиологических требований к жилым зданиям и помещениям", п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих".
Частями 1 и 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пп. 1.2, 1.3, 3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04 июня 2003 г. и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 июня 2003 г. N 126, указанные Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению мероприятий по защите от синантропных членистоногих производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, территорий городских и сельских поселений, прилегающих к ним участков открытой природы, а также к порядку проведения дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарные правила обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих дезинсекционные мероприятия.
К числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся: устройство автономных вентиляционных систем; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; устройство незаглубленных мусорокамер; применение при устройстве мусоропроводов материалов, пригодных для их постоянной механической очистки.
При эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.
Пункт 9 СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" устанавливает следующие требования: не допускается хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух; захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования.
Факт нарушения Обществом санитарных норм и правил подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, заявлением жильцов дома N 2 "В" по ул. Осипенко г. Самары, протоколом об административном правонарушении (л.д. 38-41).
Управление данным домом, в котором обнаружено нарушение санитарных норм и правил, ЗАО "ПТС-Сервис" осуществляет на основании договоров управления многоквартирным домом, заключенных с жильцами дома. Согласно условиям данных договоров (пункт 2.2) управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с приложениями к договору и условиями проведенного конкурса, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить предоставление коммунальных услуг, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Как следует из п. 2.1 договора, цель договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Кроме того, в договоре управления многоквартирным домом (пункт 3.2.1) закреплено право управляющей организации самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по договору.
В силу требований п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество не отрицает сам факт выявления нарушения санитарного состояния помещения и не оспаривает объективную сторону административного правонарушения, но полагает, что субъектом вменяемого правонарушения должен быть определен собственник жилищного фонда. ЗАО "ПТС-Сервис" собственником не является, поскольку, по его мнению, оно только занимается управлением дома.
В соответствии со ст. 39, пп. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пп. 18 и 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), текущий и капитальный ремонта общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
ЗАО "ПТС-Сервис" ошибочно исходит из того, что проведение ремонта элементов общедомового имущества, можно провести только при наличии положительного решения общего собрания собственников помещений, принятого большинством голосов - не менее 2/3 от числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Общество полагает, что в соответствии со п. 41 Правил собственники помещений несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ, то есть перед контролирующими органами, в то время как управляющая организация отвечает за нарушение своих обязательств по договору именно перед собственником. Следовательно, субъектом вменяемого правонарушения, по мнению Общества, должен быть определен собственник жилищного фонда.
Однако учитывая, что согласно пп. 2.1, 3.1.1 договора управления многоквартирным домом ЗАО "ПТС-Сервис" взяло на себя обязанности по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему содержанию общего имущества, именно данное Общество должно нести ответственность за надлежащее (в т.ч. санитарное) содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений ст. 6.3 КоАП РФ, ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" и п. п. 1.2, 1.3, 3.2 и 3.3 Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. СанПиН 3.5.2.1376-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04 июня 2003 г. и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 июня 2003 г. N 126, сделал правильный вывод о том, что в данном случае ЗАО "ПТС-Сервис" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Управляющая компания несет ответственность за невыполнение обязанностей, установленных не только договором об управлении жилым домом, но и законодательством непосредственно.
Согласно постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (пункт 1.8) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования (к числу которых относятся подвалы). В силу требований, изложенных в пп. 3.4.1, 4.1.1 того же постановления Госстроя РФ, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья, предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий. Пункт 4.1.3 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 предусматривает, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Выполнение вышеозначенных требований законодательства и обязательств по договору управления многоквартирным домом управляющей организацией не было обеспечено, причин невозможности соблюдения Обществом требований санитарных правил не приведено.
Ссылки Общества на проведение дезинсекционных работ в подвальных помещениях жилого дома N 2 "В" по ул. Осипенко г. Самары не принимаются, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие надлежащих мер по дезинсекции для обеспечения надлежащего санитарного состояния подвала (для уничтожения насекомых (комаров). Договор от 01 января 2008 г. N 07/1 на выполнение работ по дезинсекции подвалов, лестничных клеток и мусорных камер жилищного фонда заключен ООО "Научно-производственное объединение "Профцентр ХХ1" с ООО "Альтернатива", которое по агентскому договору от 25 декабря 2007 г. N 01/А-2007 с ЗАО "ПТС-Сервис" обязано подобрать по согласованию с ЗАО "ПТС-Сервис" организацию для оказания услуг по дезинсекции мест общего пользования, от своего имени заключить соответствующие договоры с выбранными организациями. Однако заключения указанных договоров недостаточно для обеспечения надлежащего содержания мест общего пользования. Представленные в материалы дела копии нарядов на дезинсекцию/дератизацию свидетельствуют о проведении работ по дератизации, а не дезинспекции. При этом в актах не указано, какие именно помещения были подвергнуты соответствующей обработке, их площадь, количество использованных дезсредств. Иных доказательств реального выполнения работ по дезинсекции помещений, а также осушению подвальных помещений в материалы дела не представлено.
При вынесении оспариваемого постановления Управлением Роспотребнадзора соблюдены требования КоАП РФ к порядку привлечения к административной ответственности, вина ЗАО "ПТС-Сервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, судом не установлено.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 19 августа 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "ПТС-Сервис" - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 августа 2008 г. по делу N А55-9691/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)