Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2014 N Ф09-7241/13 ПО ДЕЛУ N А07-881/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 г. N Ф09-7241/13

Дело N А07-881/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - Совет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- муниципального унитарного предприятия "Дюртюлинские электрические и тепловые сети" (далее - Предприятие) - Сахибзадин К.М. (доверенность от 26.05.2014 N 386);
- Совета - Сахибзадин К.М. (доверенность от 07.10.2014 N 154).

Общество с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим с 01.01.2010 п. 2 решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и по подогреву воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли, как не соответствующего подп. "а" п. 5, п. 17 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306); (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 11.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Предприятие.
Согласно определению суда от 27.02.2013 в порядке ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура).
Решением суда от 08.05.2013 (судьи Боброва С.А., Сафиуллина Р.Н., Валеев К.В.) заявление удовлетворено. Пункт 2 решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 нормативов потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли (п. 2) и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по городу Дюртюли признан недействующим, как не соответствующий имеющему большую юридическую силу подп. "а" п. 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), п. 17 Приложения к указанным Правилам и Постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам N 1548 от 30.11.2010.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.08.2013 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013 отменено. Производство по делу N А07-881/2013 прекращено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.09.2014 постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.08.2013 по делу N А07-881/2013 отменено по новым обстоятельствам.
Поскольку новых доводов по сути спора от лиц, участвующих в настоящем деле не поступило, дело рассмотрено по ранее заявленным доводам кассационной жалобы Совета.
В кассационной жалобе Совет просил решение суда от 08.05.2013 отменить, ссылаясь на то, что при отмене утвержденного Советом норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, утвержденного Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам 30.11.2010, затрагиваются экономические интересы населения г. Дюртюли и ресурсоснабжающей организации - Предприятия; применение в расчетах показателей индивидуальных приборов учета в отсутствие общедомовых приборов учета будет нарушать интересы ресурсоснабжающих организаций.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 20.11.2009 Советом принято решение N 15/190 "Об утверждении платы за жилищно-коммунальные услуги на 2010 год".
Названное решение опубликовано в газете "Юлдаш" от 26.11.2009, являющейся официальным печатным изданием муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Пунктом 2 названного решения с 01.01.2010 установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения. В том числе - норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли (приложение N 2).
Решением Совета от 09.12.2010 N 30/338 названное решение признано утратившим силу.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим с 01.01.2010 п. 2 решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 в части.
Суд, сделав вывод о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Поскольку решение Совета от 20.11.2009 N 15/190 устанавливало норматив потребления коммунальных услуг горячего водоснабжения и за подогрев воды по городу Дюртюли, адресовано неопределенному кругу лиц, содержало предписания обязательного характера и было рассчитано на неоднократное применение, данное решение обоснованно признано судом нормативным правовым актом и принято к рассмотрению по правилам, установленным гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из системного толкования ч. 1 ст. 192, ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых актов не действующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).
Правилами N 306 урегулированы порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).
В силу подп. "а" п. 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Согласно п. 14 Правил N 306 для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. Формула для расчета норматива горячего водоснабжения (кубических метров в месяц на 1 человека) изложена в п. 17 приложения к Правилам N 306.
Из названной формулы следует, что количество этажей в многоквартирном доме является одним из параметров, учитываемых при определении величины норматива горячего водоснабжения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что норматив горячего водоснабжения на 1 человека в месяц составляет:
- - для 1-этажного жилого дома - 2,97 куб. м;
- - для 2-хэтажного жилого дома - 3,02 куб. м;
- - для 3-хэтажного жилого дома - 3,06 куб. м;
- - для 4-хэтажного жилого дома - 3,11 куб. м;
- - для 5-этажного жилого дома - 3,16 куб. м;
- - для 6-этажного жилого дома - 3,20 куб. м.
Однако Советом принят усредненный показатель - 3 куб. м в месяц на 1 человека вне зависимости от этажности многоквартирных жилых домов.
Согласно справке Государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" от 16.01.2013 N 23 на территории г. Дюртюли имеются многоквартирные дома с этажностью "1", "2", "3", "4", "5", "6".
В соответствии с п. 2 Правил N 306 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Таким образом, Правила N 306 не допускают установление нормативов потребления коммунальных ресурсов с определением средних значений тех или иных показателей (параметров).
Пунктом 10 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что норматив потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли, указанный в п. 2 оспариваемого решения, утвержденный на основании расчетов без учета этажности многоквартирных домов, не соответствует п. 17 Приложения и подп. "а" п. 5 Правил N 306, то есть нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.
Кроме того, суд, проанализировав материалы дела, установив, что Предприятием взыскана с общества задолженность за потребленный коммунальный ресурс "горячая вода" на основании договора по обеспечению жилищного фонда г. Дюртюли услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2011 N 15, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290, согласно которой объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета горячей воды, верно указал, что оспариваемое положение решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 затрагивает и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В связи с этим, оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что п. 2 решения Совета от 20.11.2009 N 15/190 в части утверждения с 01.01.2010 нормативов потребления на услуги горячего водоснабжения в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли и за подогрев воды в объеме 100 литров на человека в сутки по г. Дюртюли не соответствует имеющему большую юридическую силу подп. "а" п. 5 Правил N 306, п. 17 Приложения к указанным Правилам и постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30.11.2010 N 1548.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.05.2013 по делу N А07-881/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Н.Н.СУХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)