Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган местного самоуправления нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с непроведением открытого конкурса по выбору способа управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2014 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А57-11883/2014
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950 ИНН 6450049166), г. Саратов) заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580), г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "СаратовРегионСтройС" (ОГРН 1036405115010, ИНН 6451404790), г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Береж" ОГРН 1086451002110, ИНН 6451421980), г. Саратов, о признании незаконным и подлежащим отмене решения,
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) по делу от 05.03.2014 N 25 о/в.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015, в удовлетворении требований Комитета отказано.
Комитет, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением ФАС России (от 07.08.2013 N ИА/30892) УФАС по Саратовской области проведена документарная проверка органов местного самоуправления, направленная на выявление нарушений при организации ими открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в ходе которой Администрацией муниципального образования "Город Саратов" по многоквартирному жилому дому N 15 "А" по ул. Ленинградской города Саратова представлено разрешение на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома от 26.12.2011 и протокол общего собрания от 04.04.2012, содержащий решение собственников многоквартирного дома о выборе способа управления данным многоквартирным домом и управляющей организации. Из представленных документов следует, что органом местного самоуправления в установленный срок конкурс по отбору управляющей организации проведен не был.
На основании изложенного, 30.10.2013 было возбуждено дело N 25/ов в отношении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в непроведении открытого конкурса по выбору способа управления вновь введенного в эксплуатацию многоквартирного дома.
По результатам проверки УФАС России по Саратовской области принято решение 05.03.2014 N 25/ов о признании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписание не выдавалось.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Арбитражный суд Саратовской области с вышеизложенными требованиями.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Комитета, правомерно указали на следующее.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Данные условия должны быть обеспечены путем проведения конкурса, так как по результатам его проведения может быть определена управляющая компания, предложившая лучшие условия оказания услуг.
Выбор способа управления многоквартирным домом и порядок заключения договора управления этим домом определен в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 353), а именно части 9.1, вступившей в силу с 01.03.2012 года и действовавшей в период спорных правоотношений, непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания) (далее - Правила N 75).
Как следует из материалов дела, 26.12.2011 администрацией муниципального образования "Город Саратов" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N RU64304000-74 объекта капитального строительства - многоэтажных жилых домов (II очередь, блок-секции "А", "Б", "В"), расположенного по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", ул. Ленинградская, застройщиком которого является ООО "СаратовРегионСтройС". 13.01.2012 распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" указанному многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А".
Однако, как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, органом местного самоуправления в установленный срок конкурс по отбору управляющей организации проведен не был.
Комитет по ЖКХ в обоснование заявленных требований ссылается на то, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления рассматриваемым многоквартирным домом не проводился, поскольку после ввода в эксплуатацию данного многоквартирного дома собственниками на общем собрании 09.01.2012 было принято решение о выборе способа управления домом в виде управляющей организации ООО "Управляющая компания Береж" (далее ООО "УК Береж").
Также в материалы дела Комитетом по ЖКХ были представлены копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская (2 очередь, блок-секции "А" "Б", "В"), проходившего в форме открытого голосования от 09.01.2012, письмо Горбачевой Валентины Дмитриевны от 30.12.2011 в адрес председателя Комитета по ЖКХ с уведомлением о предстоящем общем собрании собственников помещений введенного в эксплуатацию многоквартирного дома по ул. Ленинградской (2-я очередь, блок-секции "А", "Б", "В") и просьбой не проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом, письмо Горбачевой Валентины Дмитриевны от 10.01.2012 в тот же адрес, информирующего о проведенном собрании, о выборе способа управления и утверждении управляющей организации и иные документы.
Согласно протоколу от 09.01.2012, собственниками помещений многоквартирного жилого дома по ул. Ленинградской (2-я очередь, блок-секции "А", "Б", "В") г. Саратова было проведено общее собрание, на котором был выбран способ управления данным домом - управляющей организацией, и ООО "УК Береж" предварительно утверждено в качестве управляющей организации. Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали, что представленный заявителем в материалы дела протокол от 09.01.2012 не является надлежащим доказательством в силу нижеследующего.
Из протокола заседания комиссии УФАС по Саратовской области от 30.12.2013 следует, что участвующие на заседании Комиссии Лукьянов С.Ю. и Горбачева В.Д. (председатель и секретарь общего собрания, подписавшие протокол от 09.01.2012), привлеченные к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, пояснили, что они не организовывали и не проводили общее собрание 09.01.2012, на данном собрании не присутствовали, Комитет по ЖКХ ни о чем не уведомляли, а подписи в протоколе от 09.01.2012 и уведомлениях от 30.12.2011 и 10.01.2012 поставлены не ими.
Кроме того, данные лица заявили, что не располагают информацией о проведении собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 15а по ул. Ленинградской г. Саратова 09.01.2012 общего собрания.
Также, из представленных ООО "СаратовРегионСтройС" документов следует, что передаточные акты на объект долевого строительства - многоквартирный жилой дом N 15а по ул. Ленинградской г. Саратова начали выдаваться застройщиком с 23.01.2012.
Абзацем 1 пункта 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830, абзац 1 пункта 39 Правил N 75 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Судами отмечено, что Комитет в сроки, установленные жилищным законодательством, конкурс не провел.
Согласно части 13 статьи 161 ЖК РФ бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об участии в долевом строительстве передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Частью 2 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве участник долевого строительства или его наследники вправе обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства, построенный (созданный) за счет денежных средств такого участника долевого строительства в соответствии с договором, после подписания застройщиком и участником долевого строительства или его наследниками передаточного акта либо иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу, что на момент проведения общего собрания от 09.01.2012 собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А", в понимании Правил и ст. 161 Жилищного кодекса РФ не существовало, в связи с чем принятое 09.01.2012 решение не подтверждает реализацию собственниками помещений многоквартирного жилого дома в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ своего права на выбор способа управления с целью обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (далее - Положение) отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Пунктом 3.2.2 Положения (в редакции, действовавшей на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU64304000-74) установлено, что комитет по ЖКХ в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управлением данным домом, однако в период с 27.12.2011 по 10.01.2012, открытый конкурс не объявлен, установленная обязанность не выполнена.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что бездействие Комитета по ЖКХ, выразившееся в непроведении обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А", в срок, установленный в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами.
С позиции изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А57-11883/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2015 N Ф06-23282/2015 ПО ДЕЛУ N А57-11883/2014
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган местного самоуправления нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с непроведением открытого конкурса по выбору способа управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. N Ф06-23282/2015
Дело N А57-11883/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2014 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А57-11883/2014
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950 ИНН 6450049166), г. Саратов) заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580), г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "СаратовРегионСтройС" (ОГРН 1036405115010, ИНН 6451404790), г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Береж" ОГРН 1086451002110, ИНН 6451421980), г. Саратов, о признании незаконным и подлежащим отмене решения,
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) по делу от 05.03.2014 N 25 о/в.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015, в удовлетворении требований Комитета отказано.
Комитет, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением ФАС России (от 07.08.2013 N ИА/30892) УФАС по Саратовской области проведена документарная проверка органов местного самоуправления, направленная на выявление нарушений при организации ими открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в ходе которой Администрацией муниципального образования "Город Саратов" по многоквартирному жилому дому N 15 "А" по ул. Ленинградской города Саратова представлено разрешение на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома от 26.12.2011 и протокол общего собрания от 04.04.2012, содержащий решение собственников многоквартирного дома о выборе способа управления данным многоквартирным домом и управляющей организации. Из представленных документов следует, что органом местного самоуправления в установленный срок конкурс по отбору управляющей организации проведен не был.
На основании изложенного, 30.10.2013 было возбуждено дело N 25/ов в отношении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в непроведении открытого конкурса по выбору способа управления вновь введенного в эксплуатацию многоквартирного дома.
По результатам проверки УФАС России по Саратовской области принято решение 05.03.2014 N 25/ов о признании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписание не выдавалось.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Арбитражный суд Саратовской области с вышеизложенными требованиями.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Комитета, правомерно указали на следующее.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Основной целью проведения конкурса по выбору управляющей организации является соблюдение прав собственников жилых помещений на благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Данные условия должны быть обеспечены путем проведения конкурса, так как по результатам его проведения может быть определена управляющая компания, предложившая лучшие условия оказания услуг.
Выбор способа управления многоквартирным домом и порядок заключения договора управления этим домом определен в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 353), а именно части 9.1, вступившей в силу с 01.03.2012 года и действовавшей в период спорных правоотношений, непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания) (далее - Правила N 75).
Как следует из материалов дела, 26.12.2011 администрацией муниципального образования "Город Саратов" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N RU64304000-74 объекта капитального строительства - многоэтажных жилых домов (II очередь, блок-секции "А", "Б", "В"), расположенного по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", ул. Ленинградская, застройщиком которого является ООО "СаратовРегионСтройС". 13.01.2012 распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" указанному многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А".
Однако, как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, органом местного самоуправления в установленный срок конкурс по отбору управляющей организации проведен не был.
Комитет по ЖКХ в обоснование заявленных требований ссылается на то, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления рассматриваемым многоквартирным домом не проводился, поскольку после ввода в эксплуатацию данного многоквартирного дома собственниками на общем собрании 09.01.2012 было принято решение о выборе способа управления домом в виде управляющей организации ООО "Управляющая компания Береж" (далее ООО "УК Береж").
Также в материалы дела Комитетом по ЖКХ были представлены копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская (2 очередь, блок-секции "А" "Б", "В"), проходившего в форме открытого голосования от 09.01.2012, письмо Горбачевой Валентины Дмитриевны от 30.12.2011 в адрес председателя Комитета по ЖКХ с уведомлением о предстоящем общем собрании собственников помещений введенного в эксплуатацию многоквартирного дома по ул. Ленинградской (2-я очередь, блок-секции "А", "Б", "В") и просьбой не проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом, письмо Горбачевой Валентины Дмитриевны от 10.01.2012 в тот же адрес, информирующего о проведенном собрании, о выборе способа управления и утверждении управляющей организации и иные документы.
Согласно протоколу от 09.01.2012, собственниками помещений многоквартирного жилого дома по ул. Ленинградской (2-я очередь, блок-секции "А", "Б", "В") г. Саратова было проведено общее собрание, на котором был выбран способ управления данным домом - управляющей организацией, и ООО "УК Береж" предварительно утверждено в качестве управляющей организации. Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали, что представленный заявителем в материалы дела протокол от 09.01.2012 не является надлежащим доказательством в силу нижеследующего.
Из протокола заседания комиссии УФАС по Саратовской области от 30.12.2013 следует, что участвующие на заседании Комиссии Лукьянов С.Ю. и Горбачева В.Д. (председатель и секретарь общего собрания, подписавшие протокол от 09.01.2012), привлеченные к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, пояснили, что они не организовывали и не проводили общее собрание 09.01.2012, на данном собрании не присутствовали, Комитет по ЖКХ ни о чем не уведомляли, а подписи в протоколе от 09.01.2012 и уведомлениях от 30.12.2011 и 10.01.2012 поставлены не ими.
Кроме того, данные лица заявили, что не располагают информацией о проведении собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 15а по ул. Ленинградской г. Саратова 09.01.2012 общего собрания.
Также, из представленных ООО "СаратовРегионСтройС" документов следует, что передаточные акты на объект долевого строительства - многоквартирный жилой дом N 15а по ул. Ленинградской г. Саратова начали выдаваться застройщиком с 23.01.2012.
Абзацем 1 пункта 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830, абзац 1 пункта 39 Правил N 75 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Судами отмечено, что Комитет в сроки, установленные жилищным законодательством, конкурс не провел.
Согласно части 13 статьи 161 ЖК РФ бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об участии в долевом строительстве передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Частью 2 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве участник долевого строительства или его наследники вправе обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства, построенный (созданный) за счет денежных средств такого участника долевого строительства в соответствии с договором, после подписания застройщиком и участником долевого строительства или его наследниками передаточного акта либо иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу, что на момент проведения общего собрания от 09.01.2012 собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А", в понимании Правил и ст. 161 Жилищного кодекса РФ не существовало, в связи с чем принятое 09.01.2012 решение не подтверждает реализацию собственниками помещений многоквартирного жилого дома в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ своего права на выбор способа управления с целью обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (далее - Положение) отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Пунктом 3.2.2 Положения (в редакции, действовавшей на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU64304000-74) установлено, что комитет по ЖКХ в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управлением данным домом, однако в период с 27.12.2011 по 10.01.2012, открытый конкурс не объявлен, установленная обязанность не выполнена.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что бездействие Комитета по ЖКХ, выразившееся в непроведении обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А", в срок, установленный в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами.
С позиции изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А57-11883/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)