Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2014 N Ф09-2444/14 ПО ДЕЛУ N А07-15097/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. N Ф09-2444/14

Дело N А07-15097/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ, Комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-15097/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", общество) - Федорова Л.С. (доверенность от 18.04.2014 N 119/1-160),
комитета - Тухватуллин И.Х. (доверенность от 31.03.2014 N 73), Гузаирова З.М. (доверенность от 21.04.2014 N 75).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания комитета от 06.08.2013 N ЦО-13-067-048.
Решением суда от 24.10.2013 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 (судьи Костин В.Ю., Баканов В.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что ООО "БашРТС" является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги. Считает, что ссылка судов на положения пп. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" необоснованна, поскольку в городе Уфа горячее водоснабжение осуществляется посредством закрытой системы. Указывает на то, что в нарушение норм процессуального права был лишен возможности представить доказательства и дать письменные возражения на представленное обществом в заседание суда первой инстанции дополнение к заявленному требованию.
ООО "БашРТС" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Как установлено судами, по результатам внепланового мероприятия по контролю за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг гражданам, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу г. Уфа, проспект Октября 60/1, составлен акт от 10.07.2013 N 13-3386 и вынесено предписание 06.08.2013 N ЦО-13-067-048 в связи с превышением установленных сроков продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения по указанному адресу, что является нарушением п. 4 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах", п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В качестве меры по устранению выявленного нарушения предписано обеспечить установленный срок продолжительности перерыва в горячем водоснабжении жилищного фонда в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения (испытаний и текущего ремонтов тепломагистралей) суммарно не более 14 дней, предусмотреть данный срок при утверждении графика испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ - 1, 2, 3, 4 г. Уфы на 2014 год. Указанным предписанием Госкомжилнадзор РБ обязал ООО "БашРТС" представить ему график испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ - 1, 2, 3, 4 г. Уфы на 2014 год.
Не согласившись с предписанием заинтересованного лица, общество обратилось в суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности совокупности условий для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно п. 5 ст. 200 АПК обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах" и утвержденными данным постановлением Правилами с приложениями (далее - Правила).
На основании п. 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1, в необходимых потребителю объемах (подпункты в, г, д п. 3 Правил).
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В силу п. 149 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Пунктом 4 приложения N 1 к Правилам установлены требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно п. 5.1.5 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
На основании пп. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 в компетенцию органов местного самоуправления входит согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
Согласно пп. 8 ч. 1 ст. 6 указанного закона в компетенцию органов местного самоуправления входит также принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Администрацией городского округа г. Уфа был согласован График испытаний, капитального и текущего ремонтов тепломагистралей и КЦ ООО "БашРТС", ТУ ТЭЦ - 1, 23, 3, 4 г. Уфы на 2013 год.
Ресурсоснабжающей организацией по адресу г. Уфа, проспект Октября 60/1 является муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" (далее - МУП "УИС"), с которым обществом заключен договор от 01.08.2012 N 292-652 оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что ООО "БашРТС" не является управляющей компанией указанного выше дома, не является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги, соответственно, не обязан обеспечивать получение гражданами-потребителями коммунальных услуг в необходимых объемах и режимах. Кроме того, в деле отсутствуют доказательства заключения обществом договоров с собственниками спорного жилого дома на оказание услуг по поставке горячего водоснабжения или обращения МУП "УИС" с претензиями к ООО "БашРТС" о несоблюдении условий договора от 01.08.2012 N 292-652.
Таким образом судами правомерно указано, что оспариваемое предписание не основано на законе, а обществом доказано нарушение его прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, доводы жалобы Комитета относительно нарушения судом первой инстанции процессуальных норм не принимаются, поскольку выводы судов не основаны на рассуждениях о ремонте и испытаниях тепломагистралей, не имеющих юридического значения для разрешения данного спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-15097/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
С.Н.ВАСИЛЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)