Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.06.2014 ПО ДЕЛУ N 3-8/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. по делу N 3-8/2014


город Иваново

Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Анохиной А.В.,
при секретаре Р.,
с участием прокурора Родионовой О.В.,
представителя заявителя Л.,
представителей Правительства Ивановской области
П., Б.,
представителя временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" о признании недействующей нормы раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии",
установил:

30 декабря 2013 года принято постановление Правительства Ивановской области N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии". Нормативный правовой акт официально опубликован в "Ивановской газете" N 6(5576), 15 января 2014 года.
Некоммерческое партнерство "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" обратилось в суд с заявлением о признании недействующей нормы раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии".
Заявление мотивировано тем, что применение расчетного метода, а не метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета электрической энергии на общедомовые нужды нарушает нормы постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"; установление заниженных тарифов для населения приводит к убыткам исполнителей коммунальных услуг, существенно нарушает права и законные интересы управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, создает дисбаланс интересов населения, исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации.
В судебном заседании представитель заявителя Л. заявление поддержал, дополнительно пояснил, что постановление в оспариваемой части в нарушение пункта 37 раздела II приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг дифференцирует нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в зависимости от этажности многоквартирных домов; что нормативы ежемесячного потребления электрической энергии на общедомовые нужды рассчитаны на основании недостоверных данных в нарушение методических правил установления нормативов.
Представители Правительства Ивановской области П., Б., представитель временно исполняющего обязанности Губернатора Ивановской области Ч. просили в удовлетворении заявления отказать, поскольку право выбора метода для определения нормативов принадлежит органу регулирования; при определении нормативов был применен расчетный метод в связи с невозможностью применения метода аналогов; постановление Правительства Ивановской области в оспариваемой части принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, прав управляющих организаций в сфере экономической и предпринимательской деятельности не нарушает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Разделом 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии на общедомовые нужды: с использованием показателя кВт·ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в месяц; величина норматива потребления коммунальной услуги определена как сумма нормативов по группам оборудования, являющегося общим имуществом конкретного дома; с использованием критерия дифференциации в зависимости от этажности многоквартирных домов.
Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Ивановской области.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Оспариваемые заявителем нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению определены с применением расчетного метода, о чем имеется указание в нормативном правовом акте.
В пояснительной записке к проекту постановления Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п отсутствует указание на примененный метод при определении норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно экспертному заключению Региональной службы по тарифам Ивановской области следует, что для разработки нормативов потребления коммунальных услуг был выбран расчетный метод в связи с невозможностью применения метода аналогов по причине отсутствия данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, необходимых для проведения мероприятий по определению выборки домов по группам и дальнейшего снятия показаний приборов учета в установленные сроки в соответствии с разделом V Правил N 306.
Решение уполномоченного органа о применении одного из методов принимается в соответствии с Правилами N 306, пункты 21 и 22 которых закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом. При этом пунктом 21 вводится процедура оценки представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Необходимое количество многоквартирных домов или жилых домов обнаруживается по результатам анализа выборки и зависит от количества домов, имеющих сходные параметры в группе, в которой можно проводить сравнение.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Отсутствие и недостаточность данных приборного учета связаны с условиями представительности выборки и обнаруживаются в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Доводы представителей Правительства Ивановской области о невозможности применения метода аналогов со ссылкой на непередачу базы данных в отношении потребителей электрической энергии от предыдущего гарантирующего поставщика действующему с 1 февраля 2013 года гарантирующему поставщику ОАО "МРСК Центра и Приволжья"; на непередачу исполнителями коммунальных услуг гарантирующему поставщику показаний приборов учета и на отсутствие информации о списании показаний приборов учета на 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября, несостоятельны по следующим основаниям:
Представителями Правительства Ивановской области в соответствии с положениями статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказана обоснованность применения расчетного метода. Доказательств того, что при выборе метода установления нормативов было проведено соответствующее исследование, в результате которого и было установлено отсутствие или недостаточность данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, не представлено.
Указание инициатором установления нормативов в представленном им расчете при обращении к Губернатору Ивановской области (письмо ОАО "Ивановская городская электрическая сеть" N 01/6168 от 25 сентября 2012 года) на невозможность применения метода аналогов по причине отсутствия сведений; а также показания свидетеля О., ведущего экономиста ОАО "Ивановская городская электрическая сеть", об отсутствии исходных данных для применения метода аналогов не доказывают факт невозможности применения метода аналогов, поскольку носят субъективный характер и не подтверждают конкретные предпринятые меры для установления нормативов с применением метода аналогов.
Обращение в 2014 году после принятия оспариваемых нормативов к гарантирующему поставщику ОАО "МРСК Центра и Приволжья" не является доказательством обоснованности применения расчетного метода.
Согласно представленным представителем заявителя рапортам с показаниями общедомовых приборов учета электроэнергии, установленных в многоквартирных домах ОАО "Многофункциональная управляющая компания", за январь - декабрь 2013 года следует, что необходимые данные для производства выборки для применения метода аналогов в соответствии с действующим законодательством могли быть запрошены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что необходимые данные для производства выборки не запрашивались, какие-либо меры для установления нормативов методом аналогов не предпринимались, что свидетельствует о необоснованном применении расчетного метода при установлении нормативов.
Кроме этого, оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды дифференцированы в зависимости от количества этажей многоквартирных домов, что противоречит пункту 37 раздела II приложения к Правилам N 306, поскольку федеральным законодательством установлена единая формула расчета норматива потребления данного вида коммунальной услуги, не предусматривающая ни применение поправочного коэффициента, характеризующего зависимость величины расхода электрической энергии от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, ни возможности дифференциации норматива.
Положения пункта 11 Правил N 306, на которые в обоснование правомерности дифференциации норматива по этажности многоквартирных домов ссылаются представители Правительства Ивановской области, подлежат применению в совокупности с пунктом 4 Правил N 306 и приведенными выше специальными положениями приложения к Правилам N 306, которые не предусматривают учет этажности здания при определении норматива потребления коммунальной услуги в отношении электроснабжения на общедомовые нужды.
Представленный представителями Правительства Ивановской области сравнительный анализ нормативов, установленных в других регионах, не свидетельствует о соответствии оспариваемой нормы Правилам N 306.
Доводы представителей Правительства Ивановской области о том, что постановление Правительства Ивановской области в оспариваемой части прав управляющих организаций в сфере экономической и предпринимательской деятельности не нарушает, несостоятельны, поскольку оспариваемые нормативы используются при расчете платы за потребленную коммунальную услугу, которую потребители обязаны оплатить, а управляющие организации вправе получить в размере, рассчитанном в установленном законом порядке.
Доводы представителя заявителя о нарушении методических правил установления нормативов расчетным методом, в данном случае не имеют правового значения, так как постановление Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п в оспариваемой части по указанным выше основаниям противоречит Правилам N 306.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемая норма раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 252, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:

Заявление Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" о признании недействующей нормы раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии" удовлетворить.
Признать недействующей норму раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 года N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии" со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий
А.В.АНОХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)