Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.10.2014 по делу N А53-19638/2014, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"
к заинтересованному лицу Административной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер" (далее - ООО "УК "Лидер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) N Т-00613-14 от 30.07.2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Судом изменена мера ответственности на предупреждение. Суд пришел к выводу о доказанности факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, выразившегося в непринятии мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также замусоренности территории многоквартирного дома N 27 по ул. Гарибальди строительным мусором. Доказательства вины общества в совершении иных вмененных ему нарушений судом не установлены. Однако с учетом фактических обстоятельств по делу посчитал возможным назначить более мягкое наказание в виде предупреждения, установив, что данный вид наказания достигнет основной цели назначения наказания, заключающейся в предупреждении совершения обществом правонарушений в будущем.
Не согласившись с принятым судебным актом, Административная инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что судом неправомерно установлено наличие оснований для применения к обществу наказания в виде предупреждения, поскольку общество ранее привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, что подтверждается решениями Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2013 N А53-23363/2013 и от 27.06.2014 N А53-5514/2014. Кроме того, административный орган указывает, что совершенное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей; установлены отягчающие обстоятельства в виде продолжения противоправного деяния, которые судом во внимание не приняты.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами административного органа не согласилось, просит в удовлетворении требований административного органа отказать.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.07.2014 главным специалистом Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции было установлено, что по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Гарибальди, 27, 35, ООО "УК "Лидер", являясь юридическим лицом, осуществляющим управление многоквартирными домами по указанным адресам, допустило следующие нарушения:
- не приняло мер по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами для сбора ТБО;
- не приняло мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013 N 170;
- не приняло мер по надлежащему содержанию фасадов домов;
- территория многоквартирного дома N 27 по ул. Гарибальди замусорена строительным мусором, что свидетельствуют о нарушении управляющей компанией положений п. 1 ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29, п. 3 ч. 1 ст. 7, ч.ч. 2, 3, 4 ст. 19, ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 12 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Решением Городской Думы от 31.05.2011 N 311.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 22.07.2014, а также на представленных в материалы дела фотоснимках.
В связи с выявленными нарушениями главным специалистом Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области в отношении ООО "УК "Лидер" 23.07.2014 составлен протокол N Т-00613-14 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" N 273-ЗС от 25.10.2002.
30.07.2014, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, начальник Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области вынес постановление N Т-00613-14 о привлечении ООО "УК "Лидер" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 г. N 273-ЗС, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "УК "Лидер" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области суд с настоящим заявлением.
Повторно проверив доказанность факта наличия в действиях общества вмененных нарушений, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Решением Городской думы города Таганрога от 31.05.2011 N 311 утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Правил благоустройства юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Правил для предотвращения засорения улиц, площадей и других мест общего пользования мусором на территории города Таганрога устанавливаются урны на вокзалах, рынках, парках, площадях, оживленных улицах, на остановках транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров и багажа, и других местах массового посещения населения - на расстоянии не более 40 метров одна от другой.
В соответствии с п. 3.7.17 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2013 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояние между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких бытовых отходов (перед входами в магазины и т.д.).
Согласно п. 3.7.18 урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать.
Частью 2 статьи 19 Правил благоустройства предусмотрено, что владельцы должны содержать фасады зданий в надлежащем состоянии, своевременно производить работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб, информационных табличек, памятных досок, порталов арочных проездов, кровель, крылец, ограждений и защитных решеток, навесов, козырьков, окон, входных дверей, ворот, наружных лестниц, эркеров, карнизов, столярных изделий, ставень, водосточных труб, светильников, флагштоков, настенных кондиционеров и другого оборудования, пристроенного к стенам или вмонтированного в них, номерных знаков домов).
Из части 3 статьи 19 Правил благоустройства следует, что фасады зданий (в том числе цокольная часть) не должны иметь местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест), трещин, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушения герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждений или износа металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушений водосточных труб, мокрых и ржавых пятен, потеков и высолов и так далее.
Владельцы устраняют местные разрушения по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу ч. 4 ст. 19 Правил благоустройства фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
Внутренние и наружные поверхности окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах очищаются от загрязнений не реже двух раз в год (весной и осенью).
Из п. 1 ч. 1 ст. 28 Правил благоустройства усматривается, что на территории города Таганрога сбор твердых бытовых отходов осуществляется следующими способами: посредством контейнерных площадок либо отдельно стоящих контейнеров возле каждого многоквартирного жилого дома этажностью 3 этажа и выше и других согласованных в установленном порядке местах.
- Порядок определения мест размещения контейнерных площадок устанавливается постановлением Администрации города Таганрога;
- В соответствии с частью 1 статьи 29 Правил благоустройства контейнерные площадки оборудуются в соответствии с действующими санитарными и противопожарными требованиями.
Контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, быть ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и иметь подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Лидер", в том числе, вменено непринятие мер по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами для сбора ТБО, а также непринятие мер по надлежащему содержанию фасадов домов.
Между тем суд, оценив фактические обстоятельства дела, пришел к выводу, что в части указанных правонарушений, выразившихся в непринятии мер по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами для сбора ТБО и непринятие мер по надлежащему содержанию фасадов домов, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона, по следующим основаниям, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зеленными насаждениями. Для определения числа, устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
Пункт 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает обязанность по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборники отходов.
Согласно ст. ст. 28 и 29 Правил благоустройства на территории города Таганрога сбор твердых бытовых отходов осуществляется следующими способами: посредством контейнерных площадок либо отдельно стоящих контейнеров возле каждого многоквартирного жилого дома этажностью 3 этажа и выше и других согласованных в установленном порядке местах. Порядок определения мест размещения контейнерных площадок устанавливается постановлением Администрации города Таганрога; посредством мусоропроводов во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домах, где такая система сбора твердых бытовых отходов предусмотрена проектом и может обеспечиваться эксплуатирующим предприятием; бесконтейнерным ("поквартирный") сбором твердых бытовых отходов от жителей индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов этажностью до 2-х этажей включительно.
Вывоз твердых бытовых отходов, а также крупногабаритных отходов осуществляется собственниками таких отходов, а в случае сбора отходов посредством контейнерных площадок или мусоросборников - собственниками или балансодержателями соответствующих площадок или мусоропроводов, самостоятельно путем самовывоза в соответствии с нормами накопления на городской полигон или посредством специализированных предприятий путем заключения договора.
Контейнерные площадки оборудуются в соответствии с действующими санитарными и противопожарными требованиями. Контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, быть ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и иметь подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры на контейнерных площадках устанавливаются собственниками или балансодержателями контейнерных площадок исходя из численности жителей, пользующихся контейнерами, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов, а также с учетом требования, предусмотренного абзацем 3 части 1 статьи 29 Правил благоустройства. Контейнерные площадки содержатся за счет средств собственников или балансодержателей, их силами или с привлечением иных лиц на основе договоров.
Судом установлено, что оборудование контейнерных площадок по адресам: ул. Гарибальди, 35 и 37, в силу территориальных особенностей данных домов (отсутствие свободной площадки для их установки) не представляется возможным, поскольку такая установка будет противоречить требованиям норм и правил СанПиН 42-128-4690-88.
Как следует из материалов дела, в пределах землеотвода многоквартирного жилого дома N 27 по ул. Гарибальди в г. Таганроге не оборудована специальная контейнерная площадка для твердых бытовых отходов жильцов данного дома. Специальная контейнерная площадка размещена на придомовой территории многоквартирного жилого дома N 34 по пер. 1-ый Крепостной.
В целях разрешения данного вопроса обществом направлялись письма-обращения на имя руководителей следующих учреждений: территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора в г. Таганроге Ростовской области, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога Ростовской области, Комитета по архитектуре и градостроительства г. Таганрога Ростовской области и МУП "Спецавтохозяйство".
20.08.2014 из Управления ЖКХ администрации города Таганрога РО получен ответ (вх. N 316), в котором указано, что в соответствии со ст. 28 главы 8 решения Городской Думы г. Таганрога N 311 от 31.05.2011 "Об утверждении правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" действует комиссия по определению мест сбора твердых бытовых отходов при администрации города Таганрога. Таким образом, в целях определения мест сбора твердых бытовых отходов по указанным выше адресам 03.09.2014 состоится выездное заседание в 09.30 часов по адресу: г. Таганрог, пер. 1-ый Крепостной, д. 34.
26.08.2013 из Управления ЖКХ администрации г. Таганрога получена факсограмма (вх. N 323), в которой указано на необходимость направления представителя ООО "УК "Лидер" для принятия участия в комиссии по размещению мест сбора твердых бытовых отходов во дворе домов, расположенных по адресу: пер. 1-й Крепостной, д. 34, ул. Чехова, д. 6, пер. Гарибальди, д. 27, 33, 35, которое состоится 03.09.2014.
В этой связи суд обоснованно пришел к выводу о принятии обществом всех необходимых мер для недопущения правонарушения, то есть в действиях общества, относительно установки мусоросборников для ТБО отсутствует вина.
Относительно ненадлежащего содержания фасада многоквартирного жилого дома N 27 по ул. Гарибальди в г. Таганроге судом принято во внимание, что с мая 2014 года в данном доме проводится капитальный ремонт общего имущества, в частности, в соответствии с условиями договора N 2/К на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: г. Таганрог, пер. Гарибальди, 27, заключенного 19.05.2014 между ООО "УК "Лидер" и ООО "Владислава", ООО "Владислава" обязалось обеспечивать в ходе производства работ выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, соблюдению норм экологической безопасности, пожарной безопасности и других норм безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли; содержать рабочую площадку и прилегающую территорию свободными от строительного мусора, образовавшегося в результате выполнения работ и обеспечивать его своевременную уборку. Кроме того, в соответствии с условиями договора подрядчик обязуется провести капитальный ремонт фасада жилого дома.
В связи с изложенным суд также пришел к выводу о недоказанности административным органом вины ООО "УК "Лидер" в выявленном правонарушении, выразившемся в ненадлежащем содержании фасада здания по ул. Гарибальди, 27 в г. Таганроге.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что обществу вменяется нарушение Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "город Таганрог", выразившееся в непринятии мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013 N 170, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Довод общества о том, что вопрос об установке урн принимается только непосредственно на собрании жильцов многоквартирных домов, судом расценивается критически, поскольку нормами действующего законодательства непосредственно закреплена обязанность общества (управляющей компании) организовать установку урн.
При этом наличие или отсутствие принятого решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома не может являться основанием для освобождения управляющей организации от установленных законодательством обязанностей. Вне зависимости от перечня работ, утвержденных общим собранием, управляющая организация обязана исполнять требования законодательства, в том числе с последующим выставлением в адрес собственников жилых помещений требований о возмещении соответствующих расходов, понесенных на надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
В частности, по данному вопросу имеется правовая позиция ВАС РФ, изложенная в Определении ВАС РФ от 05.07.2010 N ВАС-6464/10 по делу N А08-4962/2009-27.
Согласно указанному определению ВАС РФ пришел к выводу, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Относительно оставшихся правонарушений: непринятия мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также замусоренности территории многоквартирного дома N 27 по ул. Гарибальди строительным мусором, суд приходит к выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона.
Выявленное правонарушение подтверждается актом об обнаружении признаков административного правонарушения с приложениями (фототаблицей, схемой), протоколом об административном правонарушении и иными, собранными по делу доказательствами.
Вина заявителя в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Выводы суда первой инстанции в указанной части фактически участвующим в деле лицами не оспариваются.
Нарушений прав и законных интересов ООО "УК "Лидер" при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено
Заявляя требования об отмене решения суда первой инстанции, административный орган указывает, что судом неправомерно установлены основания для применения более мягкого наказания в виде предупреждения.
Административная инспекция указывает, что общество ранее привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, что подтверждается решениями Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2013 N А53-23363/2013 и от 27.06.2014 N А53-5514/2014. Кроме того, административный орган указывает, что совершенное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей; установлены отягчающие обстоятельства в виде продолжения противоправного деяния, которые судом во внимание не приняты.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что указанные доводы являются несостоятельными по следующим основаниям.
В части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведен перечень обстоятельств, которые должны быть в постановлении по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ним относятся обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в постановлении по делу об административном правонарушении, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, имеющие юридическое значение.
Согласно тексту оспариваемого постановления в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность и, соответственно, явившегося основанием для назначения более строго наказания по сравнению с минимальным, установленным санкцией части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", указано продолжение противоправного деяния.
Однако такого обстоятельства, как совершение обществом повторно однородного правонарушения, административным органом согласно тексту оспариваемого постановления не установлено.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что исходя из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган не вправе восполнять пробелы, допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении, в последующем, после вынесения постановления и назначения административного наказания, то есть за рамками производства по делу об административном правонарушении, в том числе на стадии обжалования постановления в судебном порядке.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не установлено наличие в деле доказательств, свидетельствующих о продолжении противоправного деяния. Так, в деле отсутствует предписание об устранении выявленных нарушений, акт о неустранении выявленных нарушений в срок, установленный административным органом и тому подобные доказательства, документально подтверждающие факт продолжения противоправного деяния.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не может принять в качестве доказанных соответствующие обстоятельства, исключающие применение наказания в виде предупреждения, на которые административный орган ссылается только на стадии обжалования постановления в судебном порядке и которые не были установлены им при рассмотрении дела и не указаны в тексте оспариваемого постановления в нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Само по себе утверждение органа о том, что доказанные по делу нарушения, выразившиеся в непринятии мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также уборке мусора, образовавшегося на территории многоквартирного дома, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, не подтвержденное представленными в дело доказательствами, свидетельствующими о действительной опасности образовавшихся отходов для здоровья людей, в том числе с подтверждением класса опасности таких отходов, не принимается судом в качестве доказательства неправомерности применения судом наказания в виде предупреждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2014 по делу N А53-19638/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2014 N 15АП-18933/2014 ПО ДЕЛУ N А53-19638/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. N 15АП-18933/2014
Дело N А53-19638/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.10.2014 по делу N А53-19638/2014, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"
к заинтересованному лицу Административной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер" (далее - ООО "УК "Лидер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, административный орган) N Т-00613-14 от 30.07.2014 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Судом изменена мера ответственности на предупреждение. Суд пришел к выводу о доказанности факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, выразившегося в непринятии мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также замусоренности территории многоквартирного дома N 27 по ул. Гарибальди строительным мусором. Доказательства вины общества в совершении иных вмененных ему нарушений судом не установлены. Однако с учетом фактических обстоятельств по делу посчитал возможным назначить более мягкое наказание в виде предупреждения, установив, что данный вид наказания достигнет основной цели назначения наказания, заключающейся в предупреждении совершения обществом правонарушений в будущем.
Не согласившись с принятым судебным актом, Административная инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, сославшись на то, что судом неправомерно установлено наличие оснований для применения к обществу наказания в виде предупреждения, поскольку общество ранее привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, что подтверждается решениями Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2013 N А53-23363/2013 и от 27.06.2014 N А53-5514/2014. Кроме того, административный орган указывает, что совершенное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей; установлены отягчающие обстоятельства в виде продолжения противоправного деяния, которые судом во внимание не приняты.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами административного органа не согласилось, просит в удовлетворении требований административного органа отказать.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.07.2014 главным специалистом Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции было установлено, что по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Гарибальди, 27, 35, ООО "УК "Лидер", являясь юридическим лицом, осуществляющим управление многоквартирными домами по указанным адресам, допустило следующие нарушения:
- не приняло мер по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами для сбора ТБО;
- не приняло мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013 N 170;
- не приняло мер по надлежащему содержанию фасадов домов;
- территория многоквартирного дома N 27 по ул. Гарибальди замусорена строительным мусором, что свидетельствуют о нарушении управляющей компанией положений п. 1 ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29, п. 3 ч. 1 ст. 7, ч.ч. 2, 3, 4 ст. 19, ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 12 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Решением Городской Думы от 31.05.2011 N 311.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 22.07.2014, а также на представленных в материалы дела фотоснимках.
В связи с выявленными нарушениями главным специалистом Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области в отношении ООО "УК "Лидер" 23.07.2014 составлен протокол N Т-00613-14 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" N 273-ЗС от 25.10.2002.
30.07.2014, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, начальник Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области вынес постановление N Т-00613-14 о привлечении ООО "УК "Лидер" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 г. N 273-ЗС, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "УК "Лидер" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области суд с настоящим заявлением.
Повторно проверив доказанность факта наличия в действиях общества вмененных нарушений, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Решением Городской думы города Таганрога от 31.05.2011 N 311 утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Правил благоустройства юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Правил для предотвращения засорения улиц, площадей и других мест общего пользования мусором на территории города Таганрога устанавливаются урны на вокзалах, рынках, парках, площадях, оживленных улицах, на остановках транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров и багажа, и других местах массового посещения населения - на расстоянии не более 40 метров одна от другой.
В соответствии с п. 3.7.17 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2013 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояние между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких бытовых отходов (перед входами в магазины и т.д.).
Согласно п. 3.7.18 урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать.
Частью 2 статьи 19 Правил благоустройства предусмотрено, что владельцы должны содержать фасады зданий в надлежащем состоянии, своевременно производить работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб, информационных табличек, памятных досок, порталов арочных проездов, кровель, крылец, ограждений и защитных решеток, навесов, козырьков, окон, входных дверей, ворот, наружных лестниц, эркеров, карнизов, столярных изделий, ставень, водосточных труб, светильников, флагштоков, настенных кондиционеров и другого оборудования, пристроенного к стенам или вмонтированного в них, номерных знаков домов).
Из части 3 статьи 19 Правил благоустройства следует, что фасады зданий (в том числе цокольная часть) не должны иметь местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест), трещин, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушения герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждений или износа металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушений водосточных труб, мокрых и ржавых пятен, потеков и высолов и так далее.
Владельцы устраняют местные разрушения по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу ч. 4 ст. 19 Правил благоустройства фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
Внутренние и наружные поверхности окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах очищаются от загрязнений не реже двух раз в год (весной и осенью).
Из п. 1 ч. 1 ст. 28 Правил благоустройства усматривается, что на территории города Таганрога сбор твердых бытовых отходов осуществляется следующими способами: посредством контейнерных площадок либо отдельно стоящих контейнеров возле каждого многоквартирного жилого дома этажностью 3 этажа и выше и других согласованных в установленном порядке местах.
- Порядок определения мест размещения контейнерных площадок устанавливается постановлением Администрации города Таганрога;
- В соответствии с частью 1 статьи 29 Правил благоустройства контейнерные площадки оборудуются в соответствии с действующими санитарными и противопожарными требованиями.
Контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, быть ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и иметь подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Лидер", в том числе, вменено непринятие мер по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами для сбора ТБО, а также непринятие мер по надлежащему содержанию фасадов домов.
Между тем суд, оценив фактические обстоятельства дела, пришел к выводу, что в части указанных правонарушений, выразившихся в непринятии мер по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами для сбора ТБО и непринятие мер по надлежащему содержанию фасадов домов, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона, по следующим основаниям, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зеленными насаждениями. Для определения числа, устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
Пункт 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает обязанность по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборники отходов.
Согласно ст. ст. 28 и 29 Правил благоустройства на территории города Таганрога сбор твердых бытовых отходов осуществляется следующими способами: посредством контейнерных площадок либо отдельно стоящих контейнеров возле каждого многоквартирного жилого дома этажностью 3 этажа и выше и других согласованных в установленном порядке местах. Порядок определения мест размещения контейнерных площадок устанавливается постановлением Администрации города Таганрога; посредством мусоропроводов во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домах, где такая система сбора твердых бытовых отходов предусмотрена проектом и может обеспечиваться эксплуатирующим предприятием; бесконтейнерным ("поквартирный") сбором твердых бытовых отходов от жителей индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов этажностью до 2-х этажей включительно.
Вывоз твердых бытовых отходов, а также крупногабаритных отходов осуществляется собственниками таких отходов, а в случае сбора отходов посредством контейнерных площадок или мусоросборников - собственниками или балансодержателями соответствующих площадок или мусоропроводов, самостоятельно путем самовывоза в соответствии с нормами накопления на городской полигон или посредством специализированных предприятий путем заключения договора.
Контейнерные площадки оборудуются в соответствии с действующими санитарными и противопожарными требованиями. Контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, быть ограничены бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и иметь подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры на контейнерных площадках устанавливаются собственниками или балансодержателями контейнерных площадок исходя из численности жителей, пользующихся контейнерами, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов, а также с учетом требования, предусмотренного абзацем 3 части 1 статьи 29 Правил благоустройства. Контейнерные площадки содержатся за счет средств собственников или балансодержателей, их силами или с привлечением иных лиц на основе договоров.
Судом установлено, что оборудование контейнерных площадок по адресам: ул. Гарибальди, 35 и 37, в силу территориальных особенностей данных домов (отсутствие свободной площадки для их установки) не представляется возможным, поскольку такая установка будет противоречить требованиям норм и правил СанПиН 42-128-4690-88.
Как следует из материалов дела, в пределах землеотвода многоквартирного жилого дома N 27 по ул. Гарибальди в г. Таганроге не оборудована специальная контейнерная площадка для твердых бытовых отходов жильцов данного дома. Специальная контейнерная площадка размещена на придомовой территории многоквартирного жилого дома N 34 по пер. 1-ый Крепостной.
В целях разрешения данного вопроса обществом направлялись письма-обращения на имя руководителей следующих учреждений: территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора в г. Таганроге Ростовской области, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога Ростовской области, Комитета по архитектуре и градостроительства г. Таганрога Ростовской области и МУП "Спецавтохозяйство".
20.08.2014 из Управления ЖКХ администрации города Таганрога РО получен ответ (вх. N 316), в котором указано, что в соответствии со ст. 28 главы 8 решения Городской Думы г. Таганрога N 311 от 31.05.2011 "Об утверждении правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" действует комиссия по определению мест сбора твердых бытовых отходов при администрации города Таганрога. Таким образом, в целях определения мест сбора твердых бытовых отходов по указанным выше адресам 03.09.2014 состоится выездное заседание в 09.30 часов по адресу: г. Таганрог, пер. 1-ый Крепостной, д. 34.
26.08.2013 из Управления ЖКХ администрации г. Таганрога получена факсограмма (вх. N 323), в которой указано на необходимость направления представителя ООО "УК "Лидер" для принятия участия в комиссии по размещению мест сбора твердых бытовых отходов во дворе домов, расположенных по адресу: пер. 1-й Крепостной, д. 34, ул. Чехова, д. 6, пер. Гарибальди, д. 27, 33, 35, которое состоится 03.09.2014.
В этой связи суд обоснованно пришел к выводу о принятии обществом всех необходимых мер для недопущения правонарушения, то есть в действиях общества, относительно установки мусоросборников для ТБО отсутствует вина.
Относительно ненадлежащего содержания фасада многоквартирного жилого дома N 27 по ул. Гарибальди в г. Таганроге судом принято во внимание, что с мая 2014 года в данном доме проводится капитальный ремонт общего имущества, в частности, в соответствии с условиями договора N 2/К на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: г. Таганрог, пер. Гарибальди, 27, заключенного 19.05.2014 между ООО "УК "Лидер" и ООО "Владислава", ООО "Владислава" обязалось обеспечивать в ходе производства работ выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, соблюдению норм экологической безопасности, пожарной безопасности и других норм безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли; содержать рабочую площадку и прилегающую территорию свободными от строительного мусора, образовавшегося в результате выполнения работ и обеспечивать его своевременную уборку. Кроме того, в соответствии с условиями договора подрядчик обязуется провести капитальный ремонт фасада жилого дома.
В связи с изложенным суд также пришел к выводу о недоказанности административным органом вины ООО "УК "Лидер" в выявленном правонарушении, выразившемся в ненадлежащем содержании фасада здания по ул. Гарибальди, 27 в г. Таганроге.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что обществу вменяется нарушение Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "город Таганрог", выразившееся в непринятии мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013 N 170, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Довод общества о том, что вопрос об установке урн принимается только непосредственно на собрании жильцов многоквартирных домов, судом расценивается критически, поскольку нормами действующего законодательства непосредственно закреплена обязанность общества (управляющей компании) организовать установку урн.
При этом наличие или отсутствие принятого решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома не может являться основанием для освобождения управляющей организации от установленных законодательством обязанностей. Вне зависимости от перечня работ, утвержденных общим собранием, управляющая организация обязана исполнять требования законодательства, в том числе с последующим выставлением в адрес собственников жилых помещений требований о возмещении соответствующих расходов, понесенных на надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
В частности, по данному вопросу имеется правовая позиция ВАС РФ, изложенная в Определении ВАС РФ от 05.07.2010 N ВАС-6464/10 по делу N А08-4962/2009-27.
Согласно указанному определению ВАС РФ пришел к выводу, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Относительно оставшихся правонарушений: непринятия мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также замусоренности территории многоквартирного дома N 27 по ул. Гарибальди строительным мусором, суд приходит к выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона.
Выявленное правонарушение подтверждается актом об обнаружении признаков административного правонарушения с приложениями (фототаблицей, схемой), протоколом об административном правонарушении и иными, собранными по делу доказательствами.
Вина заявителя в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Выводы суда первой инстанции в указанной части фактически участвующим в деле лицами не оспариваются.
Нарушений прав и законных интересов ООО "УК "Лидер" при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено
Заявляя требования об отмене решения суда первой инстанции, административный орган указывает, что судом неправомерно установлены основания для применения более мягкого наказания в виде предупреждения.
Административная инспекция указывает, что общество ранее привлекалось к ответственности за аналогичные правонарушения, что подтверждается решениями Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2013 N А53-23363/2013 и от 27.06.2014 N А53-5514/2014. Кроме того, административный орган указывает, что совершенное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей; установлены отягчающие обстоятельства в виде продолжения противоправного деяния, которые судом во внимание не приняты.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что указанные доводы являются несостоятельными по следующим основаниям.
В части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведен перечень обстоятельств, которые должны быть в постановлении по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ним относятся обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в постановлении по делу об административном правонарушении, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, имеющие юридическое значение.
Согласно тексту оспариваемого постановления в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность и, соответственно, явившегося основанием для назначения более строго наказания по сравнению с минимальным, установленным санкцией части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", указано продолжение противоправного деяния.
Однако такого обстоятельства, как совершение обществом повторно однородного правонарушения, административным органом согласно тексту оспариваемого постановления не установлено.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что исходя из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган не вправе восполнять пробелы, допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении, в последующем, после вынесения постановления и назначения административного наказания, то есть за рамками производства по делу об административном правонарушении, в том числе на стадии обжалования постановления в судебном порядке.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не установлено наличие в деле доказательств, свидетельствующих о продолжении противоправного деяния. Так, в деле отсутствует предписание об устранении выявленных нарушений, акт о неустранении выявленных нарушений в срок, установленный административным органом и тому подобные доказательства, документально подтверждающие факт продолжения противоправного деяния.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не может принять в качестве доказанных соответствующие обстоятельства, исключающие применение наказания в виде предупреждения, на которые административный орган ссылается только на стадии обжалования постановления в судебном порядке и которые не были установлены им при рассмотрении дела и не указаны в тексте оспариваемого постановления в нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Само по себе утверждение органа о том, что доказанные по делу нарушения, выразившиеся в непринятии мер по установке урн у подъездов многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также уборке мусора, образовавшегося на территории многоквартирного дома, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, не подтвержденное представленными в дело доказательствами, свидетельствующими о действительной опасности образовавшихся отходов для здоровья людей, в том числе с подтверждением класса опасности таких отходов, не принимается судом в качестве доказательства неправомерности применения судом наказания в виде предупреждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2014 по делу N А53-19638/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)