Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Антоновой О.И., Волковой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спиридоновой Е.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области",
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 марта 2015 года по делу N А06-10974/2014, (судья Соколова А.М.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2" (ИНН 3013016028, ОГРН 1083022001347)
к Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (ИНН 3013000518, ОГРН 1023000804243)
о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в размере 2 898 руб. 27 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2" (далее - ООО "Домоуправление N 2") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - Администрация ЗАТО Знаменск) о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в размере 2 898 руб. 27 коп.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.11.2014 по делу N А06-10813/2014, в соответствии со статьей 130 АПК РФ, исковые требования ООО "Домоуправление N 2" к Администрации о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в размере 2 898 руб. 27 коп. выделены в отдельное производство с присвоением делу самостоятельного номера N А06-10974/2014.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.03.2015 суд взыскал с МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" в лице администрации Муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" за счет казны МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" в пользу ООО "Домоуправление N 2" задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48 А в размере 2 898 руб. 27 коп.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу N А06-10974/2014 отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, протоколом общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Ленина, 48А избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственников помещений в многоквартирном доме.
В качестве обслуживающей организации избрано ООО "Домоуправление N 2", г. Знаменск, Проспект 9 Мая, д. 10. Принято решение о заключении договора на обслуживание с ООО "Домоуправление N 2".
Протоколом общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Ленина, 48А утверждена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01.05.2013 в сумме 11 руб. 90 коп. в месяц за 1 кв. м.
Между ООО "Домоуправление N 2" (Обслуживающая организация) и собственниками жилых помещений, в том числе, Администрацией ЗАТО Знаменск заключен договор N 5513 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 01.05.2013.
Предметом договора является выполнение обслуживающей организацией работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. Ленина, 48А, согласно Перечня работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 5.2 договора размер платы за содержание и текущий ремонт определен общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Ленина, 48А и составляет 11 руб. 90 коп. за 1 кв. м от общей площади жилого помещения в месяц.
Сторонами согласован перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Между сторонами 01.01.2014 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору от 01.05.2013 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома изложен в новой редакции.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации N 796-р от 08.06.2000 о передаче в муниципальную собственность г. Знаменска объектов коммунально-бытового назначения, жилые дома, в том числе жилой дом по адресу: г. Знаменск, ул. Ленина, 48А, передан в муниципальную собственность МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области". На основании данного Распоряжения право муниципальной собственности на указанный дом в целом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав.
- Согласно представленной в материалы дела справке Администрации "ЗАТО Знаменск" в квартире N 11, находящейся в муниципальной собственности, расположенной по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А период с 01.05.2014 по 03.10.2014, договор найма в указанный период не заключался; в квартире N 23 в период с 16.12.2014 по 31.12.2014 никто не зарегистрирован, договор найма в указанный период не заключался;
- Ответчику начислена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме из расчета 11 руб. 50 коп. за 1 кв. м площади указанной выше квартиры.
Поскольку в добровольном порядке ответчик оплату не производит, истец обратился с настоящим иском в суд.
В нарушение условий договора управления, требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30, пункта 1 статьи 39, статьи 153, пункта 1 статьи 155 и пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик взятые на себя обязательства не выполняет, оплату за содержание общего имущества в многоквартирном доме не производит.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что обязанность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу закона лежит на собственнике данного имущества.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 28 Правил N 491 указано, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения "устанавливается одинаковым для всех собственников помещений".
Согласно пункту 32 Правил N 491, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
Таким образом, собственник жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Материалами дела подтверждается, что собственником указанных выше квартир, расположенных в жилом доме по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А является МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент заключения договора спорные квартиры были заселены жильцами, а потому обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома перед истцом лежала не на собственнике указанного имущества - МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", а на нанимателях, судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованный по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи названного Кодекса.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом.
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался справками Администрации ЗАТО Знаменск, согласно которым в квартире N 11, расположенной по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в период с 01.05.2014 по 03.10.2014, договор найма не заключался; в квартире N 23 в период с 16.12.2014 по 31.12.2014 никто не зарегистрирован, договор найма не заключался.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что администрация МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", как собственник муниципального имущества, должна нести расходы за коммунальные услуги, текущий ремонт и содержание жилья по незаселенным квартирам.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) суд апелляционной инстанции считает несостоятельной по вышеуказанным основаниям.
Оплата расходов за содержание и ремонт общего имущества, имеет специальное правовое регулирование Довод жалобы о том, что истец не представил доказательств фактически оказанных услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома ввиду отсутствия актов выполненных работ, является необоснованным, поскольку составление и направление актов выполненных работ не предусмотрено для такого вида обязательств.
Факт выполнения работ по содержанию и текущему ремонту жилого дома ООО "Домоуправление N 2", заявителем апелляционной жалобы, не оспаривается.
Возражений на представленный расчет, не заявлено.
В решении суд обоснованно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2011 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-Г3, а также определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2011 N ВАС-17947/10, от 23.03.2011 N ВАС-3145/11, так как указанные в них правовые позиции соответствуют вышеуказанным нормам законодательства, в частности, положениям статей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ошибочное применение положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не привело к принятию необоснованного решения.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 марта 2015 года по делу N А06-10974/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Т.В.ВОЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2015 N 12АП-4510/2015 ПО ДЕЛУ N А06-10974/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. по делу N А06-10974/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Антоновой О.И., Волковой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спиридоновой Е.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области",
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 марта 2015 года по делу N А06-10974/2014, (судья Соколова А.М.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2" (ИНН 3013016028, ОГРН 1083022001347)
к Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (ИНН 3013000518, ОГРН 1023000804243)
о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в размере 2 898 руб. 27 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2" (далее - ООО "Домоуправление N 2") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - Администрация ЗАТО Знаменск) о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в размере 2 898 руб. 27 коп.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.11.2014 по делу N А06-10813/2014, в соответствии со статьей 130 АПК РФ, исковые требования ООО "Домоуправление N 2" к Администрации о взыскании убытков в виде неполученной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в размере 2 898 руб. 27 коп. выделены в отдельное производство с присвоением делу самостоятельного номера N А06-10974/2014.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.03.2015 суд взыскал с МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" в лице администрации Муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" за счет казны МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" в пользу ООО "Домоуправление N 2" задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48 А в размере 2 898 руб. 27 коп.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу N А06-10974/2014 отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, протоколом общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Ленина, 48А избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственников помещений в многоквартирном доме.
В качестве обслуживающей организации избрано ООО "Домоуправление N 2", г. Знаменск, Проспект 9 Мая, д. 10. Принято решение о заключении договора на обслуживание с ООО "Домоуправление N 2".
Протоколом общего собрания в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Ленина, 48А утверждена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01.05.2013 в сумме 11 руб. 90 коп. в месяц за 1 кв. м.
Между ООО "Домоуправление N 2" (Обслуживающая организация) и собственниками жилых помещений, в том числе, Администрацией ЗАТО Знаменск заключен договор N 5513 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 01.05.2013.
Предметом договора является выполнение обслуживающей организацией работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. Ленина, 48А, согласно Перечня работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 5.2 договора размер платы за содержание и текущий ремонт определен общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Ленина, 48А и составляет 11 руб. 90 коп. за 1 кв. м от общей площади жилого помещения в месяц.
Сторонами согласован перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Между сторонами 01.01.2014 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору от 01.05.2013 на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома изложен в новой редакции.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации N 796-р от 08.06.2000 о передаче в муниципальную собственность г. Знаменска объектов коммунально-бытового назначения, жилые дома, в том числе жилой дом по адресу: г. Знаменск, ул. Ленина, 48А, передан в муниципальную собственность МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области". На основании данного Распоряжения право муниципальной собственности на указанный дом в целом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав.
- Согласно представленной в материалы дела справке Администрации "ЗАТО Знаменск" в квартире N 11, находящейся в муниципальной собственности, расположенной по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А период с 01.05.2014 по 03.10.2014, договор найма в указанный период не заключался; в квартире N 23 в период с 16.12.2014 по 31.12.2014 никто не зарегистрирован, договор найма в указанный период не заключался;
- Ответчику начислена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме из расчета 11 руб. 50 коп. за 1 кв. м площади указанной выше квартиры.
Поскольку в добровольном порядке ответчик оплату не производит, истец обратился с настоящим иском в суд.
В нарушение условий договора управления, требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30, пункта 1 статьи 39, статьи 153, пункта 1 статьи 155 и пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик взятые на себя обязательства не выполняет, оплату за содержание общего имущества в многоквартирном доме не производит.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что обязанность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу закона лежит на собственнике данного имущества.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 28 Правил N 491 указано, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 31 Правил N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения "устанавливается одинаковым для всех собственников помещений".
Согласно пункту 32 Правил N 491, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
Таким образом, собственник жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Материалами дела подтверждается, что собственником указанных выше квартир, расположенных в жилом доме по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А является МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент заключения договора спорные квартиры были заселены жильцами, а потому обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома перед истцом лежала не на собственнике указанного имущества - МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", а на нанимателях, судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованный по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи названного Кодекса.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом.
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался справками Администрации ЗАТО Знаменск, согласно которым в квартире N 11, расположенной по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ленина, 48А в период с 01.05.2014 по 03.10.2014, договор найма не заключался; в квартире N 23 в период с 16.12.2014 по 31.12.2014 никто не зарегистрирован, договор найма не заключался.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что администрация МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области", как собственник муниципального имущества, должна нести расходы за коммунальные услуги, текущий ремонт и содержание жилья по незаселенным квартирам.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) суд апелляционной инстанции считает несостоятельной по вышеуказанным основаниям.
Оплата расходов за содержание и ремонт общего имущества, имеет специальное правовое регулирование Довод жалобы о том, что истец не представил доказательств фактически оказанных услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома ввиду отсутствия актов выполненных работ, является необоснованным, поскольку составление и направление актов выполненных работ не предусмотрено для такого вида обязательств.
Факт выполнения работ по содержанию и текущему ремонту жилого дома ООО "Домоуправление N 2", заявителем апелляционной жалобы, не оспаривается.
Возражений на представленный расчет, не заявлено.
В решении суд обоснованно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2011 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009-Г3, а также определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2011 N ВАС-17947/10, от 23.03.2011 N ВАС-3145/11, так как указанные в них правовые позиции соответствуют вышеуказанным нормам законодательства, в частности, положениям статей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ошибочное применение положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не привело к принятию необоснованного решения.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 марта 2015 года по делу N А06-10974/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
О.И.АНТОНОВА
Т.В.ВОЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)