Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Председатель ликвидационной комиссии ТСЖ ссылается на незаконность решений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С., при участии председателя ликвидационной комиссии товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" Игнатенко Игоря Николаевича, от товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" Крыловой О.П. (протокол заседания правления от 24.03.2014 N 3), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Ивановой О.В. (доверенность от 31.12.2014 N 03-02/072998), рассмотрев 19.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2014 (судья Жбанов В.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 (судьи Медведева И.Г., Бурденков Д.В., Копылова Л.С.) по делу N А56-38692/2014,
установил:
Председатель ликвидационной комиссии товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" Игнатенко Игорь Николаевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - регистрирующий орган, МИФНС N 15) с иском о признании недействительными решений правления товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" (далее - ТСЖ "Фонтанка 90", ТСЖ), оформленных протоколом от 24.03.2014 N 3, о признании недействительными решений МИФНС N 15 от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147844058452, от 24.03.2014 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица ГРН 6147847058463, от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147847072620.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено товарищество собственников жилья "Фонтанка 90" (далее - ТСЖ "Фонтанка 90", ТСЖ).
Решением от 26.10.2014 суд удовлетворил иск.
Постановлением от 23.01.2015 апелляционный суд оставил решение от 26.10.2014 без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Фонтанка 90", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы считает, что дело неподведомственно арбитражному суду, поскольку Игнатенко И.Н. в спорных правоотношениях с МИФНС N 15 и ТСЖ "Фонтанка 90" выступает не как субъект экономической деятельности, а как физическое лицо, деятельность председателя ликвидационной комиссии юридического лица не является профессиональной, отсутствуют доказательства, подтверждающие какую-либо предпринимательскую, экономическую деятельность.
По мнению подателя жалобы, ни сообщество собственников помещений в многоквартирном доме, ни ТСЖ не отвечают критериям юридического лица корпоративного спора, предусмотренным статьей 225.1 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Игнатенко И.Н. просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.05.2015.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержала доводы, приведенные в кассационной жалобе, а Игнатенко И.Н. возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме 90 корп. 1 лит. "А", корп. 3 лит. "В" по набережной реки Фонтанки в г. Санкт-Петербурге 11.09.2012 принято решение о ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", назначении ликвидационной комиссии, были так же утверждены порядок и сроки ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", председателем ликвидационной комиссии избран Игнатенко И.Н.
Повторным внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме 90 корп. 1 лит. "А", корп. 3 лит. "В" по набережной реки Фонтанки в г. Санкт-Петербурге, проведенным 28.12.2012, предметом которого было подтверждение решения о ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", назначении ликвидационной комиссии, были также утверждены порядок и сроки ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", сформирована ликвидационная комиссия, председателем которой назначен Игнатенко И.Н.
Сведения о начале процедуры ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора ТСЖ "Фонтанка 90" внесены в ЕГРЮЛ 18.01.2013.
Гражданами Крыловой О.П., Орской Н.Ф., Петровым А.А. 07.01.2014 проведено заседание правления ТСЖ "Фонтанка 90", результаты которого оформлены протоколом N 1, согласно которому общим Собранием членов ТСЖ членами правления ТСЖ "Фонтанка 90" избраны Крылова Ольга Петровна, Орская Надежда Федоровна, Петров Александр Анатольевич. Решениями заседания Правления ТСЖ "Фонтанка 90" от 07.01.2014 председателем правления ТСЖ "Фонтанка 90" избрана Крылова Ольга Петровна, секретарем правления ТСЖ "Фонтанка 90" - Орская Надежда Федоровна.
Из протокола N 2 собрания членов ТСЖ "Фонтанка 90" от 07.01.2014 следует, что Крылова Ольга Петровна избрана ликвидатором, а также принято решение отменить ликвидацию юридического лица и возвратить форму управления - товарищество собственников жилья.
Гражданами Крыловой О.П., Орской Н.Ф., Петровым А.А. 24.03.2014 проведено заседание правления ТСЖ "Фонтанка 90", оформленное протоколом N 3, на котором приняты следующие решения: об избрании председателя и секретаря собрания, о восстановлении деятельности ТСЖ "Фонтанка 90"; об избрании уполномоченного лица для осуществления юридических и фактических действий во исполнение решений ТСЖ "Фонтанка 90".
На основании подписанного Крыловой О.П. заявления регистрирующим органом (МИФНС N 15) приняты решения от 24.03.2014 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Изменения касались в том числе отмены ранее принятого решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующим органом осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице - ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 24.03.2014 регистрирующим органом в отношении ТСЖ "Фонтанка 90" внесены записи ГРН 6147847058452 от 24.03.2014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147847058463 от 24.03.2014 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица, ГРН 6147847072620 от 24.03.2014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Игнатенко И.Н. оспорил в арбитражный суд решение правления ТСЖ "Фонтанка 90", оформленное протоколом от 24.03.2014 N 3, решения МИФНС N 15 от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147844058452, от 24.03.2014 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица ГРН 6147847058463, от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147847072620.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что обжалуемые решения являются незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно статье 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Пунктом 2 части 2 статьи 145 ЖК РФ предусмотрено, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
В силу части 2 статьи 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Согласно материалам дела в соответствии с решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 04.09.2013 по делу N 20221/13 Санкт-Петербург владеет количеством голосов на общем собрании собственников многоквартирного дома N 90, корп. 1, лит. "А", корп. 3, лит. "В", по наб. р. Фонтанки, соответствующим 7552,6+74,5 кв. м, из 9518,8 кв. м.
Таким образом, более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в указанном жилом доме принадлежит Санкт-Петербургу, и указанное лицо выступило за ликвидацию ТСЖ "Фонтанка 90".
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что на собрании, оформленном протоколом от 07.01.2014, отсутствовал представитель Санкт-Петербурга, которому принадлежит большинство голосов при решении вопросов, отнесенных к компетенции членов ТСЖ, пришли к обоснованному выводу о том, что решение об отмене ликвидации не имеет юридической силы, поскольку принято при отсутствии кворума.
При этом суды отметили, что из протокола от 07.01.2014 не следует, какие именно члены ТСЖ присутствовали на собрании.
Кроме того, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, то, как правомерно отметили суды, с момента назначения ликвидационной комиссии ТСЖ протоколом внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28.12.2012, иные лица, в частности, принявшие оспариваемое решение правления ТСЖ, лишились права выступать в качестве органов управления ТСЖ, даже в случае, если ранее это право у них имелось.
Таким образом, исходя из содержания пункта 4 статьи 62 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) является единственным полномочным представителем ТСЖ, следовательно, оспариваемыми решениями нарушаются его права.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решение правления ТСЖ "Фонтанка 90", оформленное протоколом от 24.03.2014 N 3, и решения МИФНС N 15 от 24.03.2014, внесенные на его основании, не соответствуют закону.
Поскольку принятые по названному делу судебные акты являются законными и обоснованными, само по себе рассмотрение названного дела в арбитражном суде не может служить безусловным основанием к их отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А56-38692/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
А.Г.КУДИН
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.05.2015 N Ф07-2520/2015 ПО ДЕЛУ N А56-38692/2014
Требование: О признании недействительными решений правления ТСЖ о восстановлении деятельности ТСЖ; об избрании уполномоченного лица для осуществления юридических и фактических действий во исполнение решений ТСЖ и решений налогового органа о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о ТСЖ.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Председатель ликвидационной комиссии ТСЖ ссылается на незаконность решений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу N А56-38692/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С., при участии председателя ликвидационной комиссии товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" Игнатенко Игоря Николаевича, от товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" Крыловой О.П. (протокол заседания правления от 24.03.2014 N 3), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Ивановой О.В. (доверенность от 31.12.2014 N 03-02/072998), рассмотрев 19.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2014 (судья Жбанов В.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 (судьи Медведева И.Г., Бурденков Д.В., Копылова Л.С.) по делу N А56-38692/2014,
установил:
Председатель ликвидационной комиссии товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" Игнатенко Игорь Николаевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - регистрирующий орган, МИФНС N 15) с иском о признании недействительными решений правления товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" (далее - ТСЖ "Фонтанка 90", ТСЖ), оформленных протоколом от 24.03.2014 N 3, о признании недействительными решений МИФНС N 15 от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147844058452, от 24.03.2014 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица ГРН 6147847058463, от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147847072620.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено товарищество собственников жилья "Фонтанка 90" (далее - ТСЖ "Фонтанка 90", ТСЖ).
Решением от 26.10.2014 суд удовлетворил иск.
Постановлением от 23.01.2015 апелляционный суд оставил решение от 26.10.2014 без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Фонтанка 90", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы считает, что дело неподведомственно арбитражному суду, поскольку Игнатенко И.Н. в спорных правоотношениях с МИФНС N 15 и ТСЖ "Фонтанка 90" выступает не как субъект экономической деятельности, а как физическое лицо, деятельность председателя ликвидационной комиссии юридического лица не является профессиональной, отсутствуют доказательства, подтверждающие какую-либо предпринимательскую, экономическую деятельность.
По мнению подателя жалобы, ни сообщество собственников помещений в многоквартирном доме, ни ТСЖ не отвечают критериям юридического лица корпоративного спора, предусмотренным статьей 225.1 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Игнатенко И.Н. просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.05.2015.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержала доводы, приведенные в кассационной жалобе, а Игнатенко И.Н. возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме 90 корп. 1 лит. "А", корп. 3 лит. "В" по набережной реки Фонтанки в г. Санкт-Петербурге 11.09.2012 принято решение о ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", назначении ликвидационной комиссии, были так же утверждены порядок и сроки ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", председателем ликвидационной комиссии избран Игнатенко И.Н.
Повторным внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме 90 корп. 1 лит. "А", корп. 3 лит. "В" по набережной реки Фонтанки в г. Санкт-Петербурге, проведенным 28.12.2012, предметом которого было подтверждение решения о ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", назначении ликвидационной комиссии, были также утверждены порядок и сроки ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", сформирована ликвидационная комиссия, председателем которой назначен Игнатенко И.Н.
Сведения о начале процедуры ликвидации ТСЖ "Фонтанка 90", о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора ТСЖ "Фонтанка 90" внесены в ЕГРЮЛ 18.01.2013.
Гражданами Крыловой О.П., Орской Н.Ф., Петровым А.А. 07.01.2014 проведено заседание правления ТСЖ "Фонтанка 90", результаты которого оформлены протоколом N 1, согласно которому общим Собранием членов ТСЖ членами правления ТСЖ "Фонтанка 90" избраны Крылова Ольга Петровна, Орская Надежда Федоровна, Петров Александр Анатольевич. Решениями заседания Правления ТСЖ "Фонтанка 90" от 07.01.2014 председателем правления ТСЖ "Фонтанка 90" избрана Крылова Ольга Петровна, секретарем правления ТСЖ "Фонтанка 90" - Орская Надежда Федоровна.
Из протокола N 2 собрания членов ТСЖ "Фонтанка 90" от 07.01.2014 следует, что Крылова Ольга Петровна избрана ликвидатором, а также принято решение отменить ликвидацию юридического лица и возвратить форму управления - товарищество собственников жилья.
Гражданами Крыловой О.П., Орской Н.Ф., Петровым А.А. 24.03.2014 проведено заседание правления ТСЖ "Фонтанка 90", оформленное протоколом N 3, на котором приняты следующие решения: об избрании председателя и секретаря собрания, о восстановлении деятельности ТСЖ "Фонтанка 90"; об избрании уполномоченного лица для осуществления юридических и фактических действий во исполнение решений ТСЖ "Фонтанка 90".
На основании подписанного Крыловой О.П. заявления регистрирующим органом (МИФНС N 15) приняты решения от 24.03.2014 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Изменения касались в том числе отмены ранее принятого решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующим органом осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице - ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 24.03.2014 регистрирующим органом в отношении ТСЖ "Фонтанка 90" внесены записи ГРН 6147847058452 от 24.03.2014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147847058463 от 24.03.2014 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица, ГРН 6147847072620 от 24.03.2014 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Игнатенко И.Н. оспорил в арбитражный суд решение правления ТСЖ "Фонтанка 90", оформленное протоколом от 24.03.2014 N 3, решения МИФНС N 15 от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147844058452, от 24.03.2014 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица ГРН 6147847058463, от 24.03.2014 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице ТСЖ "Фонтанка 90", не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ГРН 6147847072620.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что обжалуемые решения являются незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно статье 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Пунктом 2 части 2 статьи 145 ЖК РФ предусмотрено, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
В силу части 2 статьи 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Согласно материалам дела в соответствии с решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 04.09.2013 по делу N 20221/13 Санкт-Петербург владеет количеством голосов на общем собрании собственников многоквартирного дома N 90, корп. 1, лит. "А", корп. 3, лит. "В", по наб. р. Фонтанки, соответствующим 7552,6+74,5 кв. м, из 9518,8 кв. м.
Таким образом, более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в указанном жилом доме принадлежит Санкт-Петербургу, и указанное лицо выступило за ликвидацию ТСЖ "Фонтанка 90".
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что на собрании, оформленном протоколом от 07.01.2014, отсутствовал представитель Санкт-Петербурга, которому принадлежит большинство голосов при решении вопросов, отнесенных к компетенции членов ТСЖ, пришли к обоснованному выводу о том, что решение об отмене ликвидации не имеет юридической силы, поскольку принято при отсутствии кворума.
При этом суды отметили, что из протокола от 07.01.2014 не следует, какие именно члены ТСЖ присутствовали на собрании.
Кроме того, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, то, как правомерно отметили суды, с момента назначения ликвидационной комиссии ТСЖ протоколом внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28.12.2012, иные лица, в частности, принявшие оспариваемое решение правления ТСЖ, лишились права выступать в качестве органов управления ТСЖ, даже в случае, если ранее это право у них имелось.
Таким образом, исходя из содержания пункта 4 статьи 62 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) является единственным полномочным представителем ТСЖ, следовательно, оспариваемыми решениями нарушаются его права.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решение правления ТСЖ "Фонтанка 90", оформленное протоколом от 24.03.2014 N 3, и решения МИФНС N 15 от 24.03.2014, внесенные на его основании, не соответствуют закону.
Поскольку принятые по названному делу судебные акты являются законными и обоснованными, само по себе рассмотрение названного дела в арбитражном суде не может служить безусловным основанием к их отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А56-38692/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Фонтанка 90" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
А.Г.КУДИН
И.С.ЛЮБЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)