Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Жапаркановой Н.В. апелляционную жалобу Службы по тарифам Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2015 года по делу N А19-11921/2014 по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 23 (ОГРН 1023801760399, ИНН 3812053241) к Службе по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928) о признании незаконным и отмене постановления N 41-п-14 от 05.03.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Иркутской области:
от Жилищно-строительного кооператива N 23 - Зенковой О.А. - представителя по доверенности от 01.04.2015,
от Службы по тарифам Иркутской области - Беляева В.А. - представителя по доверенности от 09.02.2015,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 23 (далее - заявитель, ЖСК N 23) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Иркутской области (далее - административный орган, Служба) N 41-п-14 от 05.03.2014 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 23 января 2015 года заявленные требования были удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу том, что внесение собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей компании денежных средств за потребление коммунальных услуг в меньшем размере, чем предстоит внести управляющей компании поставщику коммунальной услуги, не охватывается диспозицией статьи 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку Службой по тарифам Иркутской области для ЖСК N 23 какой-либо регулируемый государством тариф не утверждался, административный орган не вправе в отношении данного лица проводить какие-либо проверочные мероприятия, поскольку Постановление Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О Службе по тарифам Иркутской области" этого не предусматривает, так как возлагает контроль только за установленными ею тарифами и в отношении организаций, которым такие тарифы утверждены.
Служба, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Из текста апелляционной жалобы следует, что с учетом того обстоятельства, что ЖСК N 23 оказывает услуги потребителям, проживающим в жилых помещениях по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова 38, то при начислении платы за соответствующий вид коммунальной услуги оно обязано руководствоваться установленными для ресурсоснабжающей организации уполномоченным государственным органом тарифами.
Кроме того, по мнению заявителя, при расчетах с ресурсоснабжающей организацией за приобретаемые коммунальные ресурсы ЖСК N 23 также обязано применять соответствующие тарифы, в связи с чем, обязанность исполнителя коммунальных услуг применять при расчетах с ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг, установленных уполномоченным государственным органом тарифами, законодательно определена.
Также, заявитель указывает, что Служба по тарифам Иркутской области осуществляет государственный контроль за применением, установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, а сведения о нарушении ЖСК N 23 установленного порядка ценообразования были получены Службой не в рамках проверочных мероприятий, а в результате осуществления полномочий по сбору информации о соответствии платы граждан за коммунальные услуги предельными индексами.
Представитель Жилищно-строительного кооператива N 23 в судебном заседании пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, должностными лицами Службы по тарифам Иркутской области по поручению прокуратуры Свердловского района города Иркутска рассмотрено обращение граждан, проживающих по адресу: город Иркутск, бульвар Рябикова, дом 38 по вопросу правильности начисления ЖСК N 23 платы за коммунальные услуги жильцам указанного многоквартирного дома.
Для проверки фактов, изложенных в обращении, в рамках мониторинга размера платы за коммунальные услуги, Службой по тарифам Иркутской области у ЖСК N 23 были запрошены соответствующие материалы, в том числе платежные документы по начислению платы за коммунальные услуги.
По результатам анализа представленных документов выявлены нарушения ЖСК N 23 установленного порядка ценообразования в сфере предоставления коммунальных услуг, а именно: в нарушение требований действующего законодательства плата за услугу отопления за август 2013 года, потребленную в жилом помещении, расположенном по адресу: город Иркутск, бульвар Рябикова, дом 38, квартира 116, ЖСК N 23 предъявлена по тарифу, заниженному по отношению к тарифу, установленному уполномоченным регулирующим органом на указанный период ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания".
17.02.2014 должностным лицом Службы по тарифам Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении серия СТ N 00685, которым установлено совершение ЖСК N 23 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
23.04.2014 заместителем руководителя Службы по тарифам Иркутской области вынесено постановление N 41-п-14 о назначении в отношении заявителя административного наказания, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение об удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что внесение собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей компании денежных средств за потребление коммунальных услуг в меньшем размере, чем предстоит внести управляющей компании поставщику коммунальной услуги, не охватывается диспозицией статьи 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку Службой по тарифам Иркутской области для ЖСК N 23 какой-либо регулируемый государством тариф не утверждался, административный орган не вправе в отношении данного лица проводить какие-либо проверочные мероприятия, поскольку Постановление Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О Службе по тарифам Иркутской области" этого не предусматривает, так как возлагает контроль только за установленными ею тарифами и в отношении организаций, которым такие тарифы утверждены.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом ответственности по данной статье являются лица, обязанные в силу закона применять регулируемые государством тарифы. К указанным лицам относятся те субъекты, которые осуществляют деятельность на основании тарифов утвержденных им Службой в установленном порядке.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и было верно установлено судом первой инстанции, ЖСК N 23 вменяется то, что в августе 2013 года, он при начислении платы за услугу отопления, потребленную в жилом помещении, расположенном по адресу: город Иркутск, бульвар Рябикова, дом 38, квартира 116 (лицевой счет N 8123116), применил тариф в размере 929,47 руб. /Гкал, в то время как приказом Службы по тарифам Иркутской области от 19.06.2013 N 125-спр установлен тариф на тепловую энергию отпускаемую ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" в размере 989,65 руб. /Гкал.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012 N 262-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Иркутская городская 4 теплосбытовая компания", с 1 января 2013 года" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 года N 231-э/4, руководствуясь Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 303-пп, учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на заседании Правления службы по тарифам Иркутской области 28 декабря 2012 года, установлены и введены в действие с 1 января 2013 года на срок не менее одного года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", с календарной разбивкой согласно приложению.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 19.06.2013 N 125-спр "О внесении изменений в приказ службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года N 262- спр" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", в целях приведения ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на заседании Правления службы по тарифам Иркутской области 13 июня 2013 года, внесены в строку 1 тарифной таблицы приложения к приказу службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года N 262-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", с 1 января 2013 года" следующие изменения: 1) цифры "848,31" заменить цифрами "838,69"; 2) цифры "1001,01" заменить цифрами "989,65".
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок, утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Из анализа вышеуказанных Приказов Службы по тарифам Иркутской области следует, что регулируемый государством тариф установлен для ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", который обязан в гражданско-правовых сделках осуществлять продажу товаров (работ, услуг) по указанному тарифу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что названный тариф является обязательным для ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" - лица, оказывающего услугу, стоимость которой подлежит государственному регулированию.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что ЖСК N 23 каких-либо регулируемых приказом N 125-спр от 19.06.2013 услуг потребителям не предоставляет, в связи с чем, с собственников помещений в многоквартирном доме вправе собирать плату, для расчетов с ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Статьей 157.1 Жилищного кодекса установлено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Статьей 155 Жилищного кодекса установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 7.1).
Из выше указанного следует, что, во-первых, запрет установлен только на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов.
Во-вторых, из указанного следует, что контрагент ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", каковым в данном случае является Жилищно-строительный кооператив N 23 вправе рассчитываться с поставщиком услуг средствами, полученными из разных источников исходя из своей хозяйственной деятельности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации допускают, что оплату коммунальных услуг можно осуществлять за счет средств полученных владельцами помещений в многоквартирном жилом доме от использования общего имущества, сэкономленных средствах или полученных из иных источников. Таким образом, внесение собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей компании денежных средств за потребление коммунальных услуг в меньшем размере, чем предстоит внести управляющей компании поставщику коммунальной услуги, не охватывается диспозицией статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку Службой для ЖСК N 23 какой-либо регулируемый государством тариф не утверждался, административный орган не вправе в отношении данного лица проводить какие-либо проверочные мероприятия, поскольку Положение о службе по тарифам Иркутской области утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области", этого не предусматривает, так как возлагает контроль только за установленными ею тарифами и в отношении организаций, которым такие тарифы утверждены.
Статья 20 Жилищного кодекса, относит контроль за ограничениями изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в компетенцию органов жилищного надзора.
При этом сведения о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги являются основанием для проведения внеплановой проверки данным органом (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьями 28.2 и 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности должны быть отражены в числе прочего событие административного правонарушения и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях Кооператива состава правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Данные выводы суда подтверждаются позицией Четвертого арбитражного апелляционного суда (постановление от 22.10.2014 по делу N А19-11784/2014).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2015 года по делу N А19-11921/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2015 N 04АП-1157/2015 ПО ДЕЛУ N А19-11921/2014
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N А19-11921/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Жапаркановой Н.В. апелляционную жалобу Службы по тарифам Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2015 года по делу N А19-11921/2014 по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 23 (ОГРН 1023801760399, ИНН 3812053241) к Службе по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928) о признании незаконным и отмене постановления N 41-п-14 от 05.03.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Иркутской области:
от Жилищно-строительного кооператива N 23 - Зенковой О.А. - представителя по доверенности от 01.04.2015,
от Службы по тарифам Иркутской области - Беляева В.А. - представителя по доверенности от 09.02.2015,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 23 (далее - заявитель, ЖСК N 23) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Иркутской области (далее - административный орган, Служба) N 41-п-14 от 05.03.2014 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 23 января 2015 года заявленные требования были удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу том, что внесение собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей компании денежных средств за потребление коммунальных услуг в меньшем размере, чем предстоит внести управляющей компании поставщику коммунальной услуги, не охватывается диспозицией статьи 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку Службой по тарифам Иркутской области для ЖСК N 23 какой-либо регулируемый государством тариф не утверждался, административный орган не вправе в отношении данного лица проводить какие-либо проверочные мероприятия, поскольку Постановление Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О Службе по тарифам Иркутской области" этого не предусматривает, так как возлагает контроль только за установленными ею тарифами и в отношении организаций, которым такие тарифы утверждены.
Служба, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Из текста апелляционной жалобы следует, что с учетом того обстоятельства, что ЖСК N 23 оказывает услуги потребителям, проживающим в жилых помещениях по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова 38, то при начислении платы за соответствующий вид коммунальной услуги оно обязано руководствоваться установленными для ресурсоснабжающей организации уполномоченным государственным органом тарифами.
Кроме того, по мнению заявителя, при расчетах с ресурсоснабжающей организацией за приобретаемые коммунальные ресурсы ЖСК N 23 также обязано применять соответствующие тарифы, в связи с чем, обязанность исполнителя коммунальных услуг применять при расчетах с ресурсоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг, установленных уполномоченным государственным органом тарифами, законодательно определена.
Также, заявитель указывает, что Служба по тарифам Иркутской области осуществляет государственный контроль за применением, установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, а сведения о нарушении ЖСК N 23 установленного порядка ценообразования были получены Службой не в рамках проверочных мероприятий, а в результате осуществления полномочий по сбору информации о соответствии платы граждан за коммунальные услуги предельными индексами.
Представитель Жилищно-строительного кооператива N 23 в судебном заседании пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, должностными лицами Службы по тарифам Иркутской области по поручению прокуратуры Свердловского района города Иркутска рассмотрено обращение граждан, проживающих по адресу: город Иркутск, бульвар Рябикова, дом 38 по вопросу правильности начисления ЖСК N 23 платы за коммунальные услуги жильцам указанного многоквартирного дома.
Для проверки фактов, изложенных в обращении, в рамках мониторинга размера платы за коммунальные услуги, Службой по тарифам Иркутской области у ЖСК N 23 были запрошены соответствующие материалы, в том числе платежные документы по начислению платы за коммунальные услуги.
По результатам анализа представленных документов выявлены нарушения ЖСК N 23 установленного порядка ценообразования в сфере предоставления коммунальных услуг, а именно: в нарушение требований действующего законодательства плата за услугу отопления за август 2013 года, потребленную в жилом помещении, расположенном по адресу: город Иркутск, бульвар Рябикова, дом 38, квартира 116, ЖСК N 23 предъявлена по тарифу, заниженному по отношению к тарифу, установленному уполномоченным регулирующим органом на указанный период ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания".
17.02.2014 должностным лицом Службы по тарифам Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении серия СТ N 00685, которым установлено совершение ЖСК N 23 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
23.04.2014 заместителем руководителя Службы по тарифам Иркутской области вынесено постановление N 41-п-14 о назначении в отношении заявителя административного наказания, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение об удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что внесение собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей компании денежных средств за потребление коммунальных услуг в меньшем размере, чем предстоит внести управляющей компании поставщику коммунальной услуги, не охватывается диспозицией статьи 14.6 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку Службой по тарифам Иркутской области для ЖСК N 23 какой-либо регулируемый государством тариф не утверждался, административный орган не вправе в отношении данного лица проводить какие-либо проверочные мероприятия, поскольку Постановление Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О Службе по тарифам Иркутской области" этого не предусматривает, так как возлагает контроль только за установленными ею тарифами и в отношении организаций, которым такие тарифы утверждены.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом ответственности по данной статье являются лица, обязанные в силу закона применять регулируемые государством тарифы. К указанным лицам относятся те субъекты, которые осуществляют деятельность на основании тарифов утвержденных им Службой в установленном порядке.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и было верно установлено судом первой инстанции, ЖСК N 23 вменяется то, что в августе 2013 года, он при начислении платы за услугу отопления, потребленную в жилом помещении, расположенном по адресу: город Иркутск, бульвар Рябикова, дом 38, квартира 116 (лицевой счет N 8123116), применил тариф в размере 929,47 руб. /Гкал, в то время как приказом Службы по тарифам Иркутской области от 19.06.2013 N 125-спр установлен тариф на тепловую энергию отпускаемую ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" в размере 989,65 руб. /Гкал.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012 N 262-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Иркутская городская 4 теплосбытовая компания", с 1 января 2013 года" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказом Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 года N 231-э/4, руководствуясь Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 303-пп, учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на заседании Правления службы по тарифам Иркутской области 28 декабря 2012 года, установлены и введены в действие с 1 января 2013 года на срок не менее одного года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", с календарной разбивкой согласно приложению.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 19.06.2013 N 125-спр "О внесении изменений в приказ службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года N 262- спр" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", в целях приведения ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на заседании Правления службы по тарифам Иркутской области 13 июня 2013 года, внесены в строку 1 тарифной таблицы приложения к приказу службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года N 262-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", с 1 января 2013 года" следующие изменения: 1) цифры "848,31" заменить цифрами "838,69"; 2) цифры "1001,01" заменить цифрами "989,65".
Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок, утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Из анализа вышеуказанных Приказов Службы по тарифам Иркутской области следует, что регулируемый государством тариф установлен для ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", который обязан в гражданско-правовых сделках осуществлять продажу товаров (работ, услуг) по указанному тарифу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции о том, что названный тариф является обязательным для ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" - лица, оказывающего услугу, стоимость которой подлежит государственному регулированию.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что ЖСК N 23 каких-либо регулируемых приказом N 125-спр от 19.06.2013 услуг потребителям не предоставляет, в связи с чем, с собственников помещений в многоквартирном доме вправе собирать плату, для расчетов с ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2).
Статьей 157.1 Жилищного кодекса установлено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Статьей 155 Жилищного кодекса установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 7.1).
Из выше указанного следует, что, во-первых, запрет установлен только на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов.
Во-вторых, из указанного следует, что контрагент ООО "Иркутская городская теплосбытовая компания", каковым в данном случае является Жилищно-строительный кооператив N 23 вправе рассчитываться с поставщиком услуг средствами, полученными из разных источников исходя из своей хозяйственной деятельности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации допускают, что оплату коммунальных услуг можно осуществлять за счет средств полученных владельцами помещений в многоквартирном жилом доме от использования общего имущества, сэкономленных средствах или полученных из иных источников. Таким образом, внесение собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей компании денежных средств за потребление коммунальных услуг в меньшем размере, чем предстоит внести управляющей компании поставщику коммунальной услуги, не охватывается диспозицией статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку Службой для ЖСК N 23 какой-либо регулируемый государством тариф не утверждался, административный орган не вправе в отношении данного лица проводить какие-либо проверочные мероприятия, поскольку Положение о службе по тарифам Иркутской области утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области", этого не предусматривает, так как возлагает контроль только за установленными ею тарифами и в отношении организаций, которым такие тарифы утверждены.
Статья 20 Жилищного кодекса, относит контроль за ограничениями изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в компетенцию органов жилищного надзора.
При этом сведения о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги являются основанием для проведения внеплановой проверки данным органом (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьями 28.2 и 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности должны быть отражены в числе прочего событие административного правонарушения и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях Кооператива состава правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Данные выводы суда подтверждаются позицией Четвертого арбитражного апелляционного суда (постановление от 22.10.2014 по делу N А19-11784/2014).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2015 года по делу N А19-11921/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)