Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11293/2015

Требование: О признании незаконным и подлежащим отмене распоряжения в части перевода жилого помещения (квартиры) в нежилое помещение.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Как указали истцы, ответчиками произведена незаконная реконструкция квартир.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N 33-11293


Судья: Каржавина Н.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
Судей Грибовой Е.Н., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Б.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе истцов Ж., Б.А., Ф., Е. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Ж., Б.А., Е., Ф. к Департаменту городского имущества г. Москвы, В., Г., Р., Б.Л., Ш.К. о признании незаконным и подлежащим отмене Распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы в части перевода жилого помещения (квартиры), расположенного в многоквартирном доме, в нежилое помещение, и об обязании собственника привести жилые помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, обязании ответчиков привести ограждающие несущие и ненесущие конструкции и жилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, демонтировать вновь возведенные металлоконструкции, рекультивировать землю и восстановить зеленые насаждения в зоне строительства - отказать.

установила:

Истцы Ж., Б.А., Е., Ф. обратились в суд с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, В., Г., Р., Б.Л., Ш.К. о признании незаконным и подлежащим отмене распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы в части перевода жилого помещения (квартиры), расположенного в многоквартирном доме, в нежилое помещение, и об обязании собственника привести жилые помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, обязании ответчиков привести ограждающие несущие и ненесущие конструкции и жилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, демонтировать вновь возведенные металлоконструкции, рекультивировать землю и восстановить зеленые насаждения в зоне строительства. В обоснование своих требований указывали, что Ж., Б.А., Е. и Ф., являются собственниками квартир N *, расположенных в многоквартирном доме N * по улице *. В марте 2014 года истец Ж. получил письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26.03.2014 N ДЖП-17-15408/4, в котором сообщалось, что Департаментом приняты решения о переводе в нежилой фонд квартир N в доме N *. Распоряжением Департамента от 25.10.2013 N Д-РП-915/3 - о переводе квартиры N * (в редакции распоряжения от 29.10.2013) и *. Распоряжением Департамента от 31.10.2013 N Д-РП-35/3 - о переводе квартиры N *. Распоряжением Департамента от 20.11.2013 N Д-РП-993/3 - о переводе квартиры N *. Квартира N * принадлежит на праве собственности Г. Квартира N * принадлежит на праве собственности Р. Квартира N * принадлежит на праве собственности Б.Л. и Ш.К. Квартира N * принадлежит на праве собственности В. Истцы считают перевод жилых помещений (квартир) N * в нежилые помещения незаконным. Как указали истцы собственниками - ответчиками, произведена незаконная реконструкция квартир N * и продолжается незаконная реконструкция квартир N * с выполнением, в том числе, следующих работ: на первом этаже снесены на значительных участках капитальные несущие наружные кирпичные стены, и устроено одинарное витражное остекление, не имеющее несущей способности; демонтированы подоконные зоны оконных проемов с устройством дверных блоков; к дому пристроены 4 сооружения из легких металлоконструкций с лестницами. Проходы от лестниц к тротуару выложены плиткой. В местах проведения работ уничтожены зеленые насаждения, в том числе более десятка взрослых деревьев, а также взрослые кусты элитной сирени редких сортов селекции К. В силу пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решения о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, для этого требуется согласие не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункта 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Истцы считают, что указанные нормы жилищного законодательства ответчиками существенно нарушены, поскольку общего собрания по вопросу принятия решения о реконструкции многоквартирного дома не проводилось и согласие собственников на реконструкцию не получено. Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по вопросу перевода жилых помещений (квартир) N * дома N * не проводилось, что подтверждают письмо Дирекции единого заказчика района Измайлово от 25.11.2013 N 776 и справка Инженерной службы района Измайлово от 02.12.2013 N 4630.
Истцы просили суд:
- - Признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 25.10.2013 N Д-РП-915/3 в части перевода жилого помещения (квартиры) N *, расположенного в многоквартирном доме N * по улице *, в нежилое помещение;
- - Признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 25.10.2013 N Д-РП-915/3 (в редакции распоряжения от 29.10.2013) в части перевода жилого помещения (квартиры) N 6, расположенного в многоквартирном доме N * по улице *, в нежилое помещение;
- - Признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 31.10.2013 N Д-РП-935/3 в части перевода жилого помещения (квартиры) N *, расположенного в многоквартирном доме N * по улице *, в нежилое помещение;
- - Признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 20.11.2013 N Д-РП-993/3 в части перевода жилого помещения (квартиры) N *, расположенного в многоквартирном доме N * по улице *, в нежилое помещение;
- - Обязать ответчика В. - собственника квартиры N *, расположенной в многоквартирном доме N *, привести ограждающие несущие и ненесущие конструкции и жилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, демонтировать вновь возведенные металлоконструкции, рекультивировать землю и восстановить зеленые насаждения в зоне строительства;
- - Обязать ответчика Г. - собственника квартиры N *, расположенной в многоквартирном доме N * по улице *, привести ограждающие несущие и ненесущие конструкции и жилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, демонтировать вновь возведенные металлоконструкции, рекультивировать землю и восстановить зеленые насаждения в зоне строительства;
- - Обязать ответчика Р. - собственника квартиры N *, расположенной в многоквартирном доме N * по улице *, привести ограждающие несущие и ненесущие конструкции и жилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, демонтировать вновь возведенные металлоконструкции, рекультивировать землю и восстановить зеленые насаждения в зоне строительства;
- - Обязать ответчика Б.Л. - собственника доли квартиры N *, расположенной в многоквартирном доме N * по улице *, привести ограждающие несущие и ненесущие конструкции и жилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, демонтировать вновь возведенные металлоконструкции, рекультивировать землю и восстановить зеленые насаждения в зоне строительства.
Обязать ответчика Ш.К. - собственника доли квартиры N *, расположенной в многоквартирном доме N *, привести ограждающие несущие и ненесущие конструкции и жилое помещение в прежнее состояние, существовавшее до производства незаконной реконструкции, ремонтировать вновь возведенные металлоконструкции, рекультивировать землю и восстановить зеленые насаждения в зоне строительства.
- Взыскать судебные расходы по делу с ответчиков.
В судебном заседании суда первой инстанции истцы Ж., Ф., Б.А., представители истцов исковые требования поддержали, просили суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков Г. и Р. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчиков Б.Л. и Ш.К. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 01 июня 2015 года Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы был заменен на правопреемника Департамент городского имущества г. Москвы.
В заседание судебной коллегии истцы Ж., Ф., Е., представитель третьего лица Госжилинспекции не явились, представителей не направили. От Ж. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Ответчик Б.А. в заседании судебной коллегии подтвердил, что истцы извещены надлежащим образом, в заседание присутствовать не могут, просят рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просят истцы Ж., Б.А., Ф., Е. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, указывая на то, что имеет место недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Б.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Б.Л. и Ш.К. по доверенности М. и представителя Г., Р. по доверенности С.А., представителей ДГИ г. Москвы Ш.Р. и С.И., возражавших против отмены решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из материалов дела усматривается, что Ж., Б.А., Е. и Ф., являются собственниками квартир N * расположенных в многоквартирном доме N *.
В марте 2014 года истец Ж. получил письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26.03.2014 N ДЖП-17-15408/4, в котором сообщалось, что Департаментом приняты решения о переводе в нежилой фонд квартир N * в доме N *. Распоряжением Департамента от 25.10.2013 N Д-РП-915/3 - о переводе квартир N * (в редакции распоряжения от 29.10.2013) и *. Распоряжением Департамента от 31.10.2013 N Д-РП-935/3 - о переводе квартиры N *. Распоряжением Департамента от 20.11.2013 N Д-РП-993/3 - о переводе квартиры N *.
Из материалов дела также следует, что в установленном законном порядке собственниками жилых помещений - Г., которому принадлежит на праве собственности квартира N *, Р., которой принадлежит на праве собственности квартира N *, Б.Л. и Ш.К., которым принадлежит на праве собственности квартира N *, В., которому принадлежит на праве собственности квартира N *, в 2013 году, были поданы заявления о переводе жилых помещений в нежилые.
Департаментом жилищной политики и жилого фонда города Москвы было принято решение N Д-РП-915/3 от 25.10.2013 о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в нежилое.
Департамент известил об этом собственника квартиры В. уведомлением N ОК-Ф-801/3 от 28.10.2013. Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого/нежилого помещения подписан.
Департаментом было принято решение N Д-РП-935/3 от 31.10.2013 г. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. * в нежилое.
Департамент известил об этом собственников квартиры - Б.Л., Ш.К., уведомлением N ОК-Ф-801/3 от 28.10.2013 г. Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого/нежилого помещения подписан 15.04.2014 г.
Департаментом было принято решение N Д-РП-993/3 от 20.11.2013 о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: *, в нежилое. Департамент известил об этом собственника квартиры - Р. уведомлением N СЖ-Ф-801/3 от 28.10.2013. Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке жилого/нежилого помещения подписан 23.04.2014 г.
Департаментом было принято решение N Д-РП-915/3 от 25.10.2013 о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: *, в нежилое. Департамент известил об этом собственника квартиры Г. уведомлением СЖ-Ф-801/3 от 28.10.2013.
Согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве производятся с соблюдением требований федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 16 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", перевод жилого помещения в нежилое в городе Москве допускается в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения жилого помещения и о переводе его в нежилое. Рассмотрение вопросов, подготовка протоколов о переводе жилого помещения в нежилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Организация и порядок проведения работ по переводу жилых помещений в нежилые определяются федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
В силу п. 1.4 и п. 1.5 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП "Об утверждении Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение", рассмотрение вопросов по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение осуществляется Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы (далее - Городская МВК), состав и деятельность которой регламентируются Положением о Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы. Решение Городской МВК о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение утверждается распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
В силу п. 2.1 указанного Постановления Правительства Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы принимает от заявителя соответствующее заявление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение для оформления запрашиваемых документов через службу "одного окна".
Согласно п. 3.1 этого же Постановления Правительства Москвы, перечень документов, представляемых заявителем в службу "одного окна", для получения запрашиваемого документа: заявление установленной формы о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение; правоустанавливающие документы (копии с предъявлением оригинала) на переводимое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) в двух экземплярах; доверенность, оформленная в установленном порядке, в случае обращения представителя заявителя.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП "Об утверждении Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение", запрашиваемый документ, выдаваемый службой "одного окна", оформляется на бланке письма Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за подписью заместителя руководителя департамента и заверяется печатью департамента.
Судом установлено, что проектная документация по каждой конкретной квартире выполнена организацией, имеющей право на проведение таких работ, согласована всеми участвующими в процессе согласования органами и организациями, в том числе: ГУП "МосжилНИИпроект", ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, ОПС ГУП "Мосгоргеотрест", ОАО "Мосгаз" и другими. В процессе согласования неоднократно проверялись все требования, предъявляемые к таким работам, а также проверялось соответствие проводимых работ требованиям законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 г. N 382-ПП проектная документация рассматривается Мосжилинспекцией в целях дачи заключения о возможности переустройства и (или) перепланировки.
На представленные проектные материалы по вышеуказанным квартирам Мосжилинспекцией даны положительные заключения.
В судебном заседании, истцы пояснили, что не оспаривают техническую документацию по переводу спорных жилых помещений в нежилые, они не согласны с тем, что вопрос о переводе помещений был рассмотрен по несуществующим протоколам общего собрания собственников жилья, поскольку данных собраний не проводилось; истцы, как собственники жилых помещений в многоквартирном доме, своего согласия на перевод помещений в нежилой фонд, не давали. Кроме того, полагают, что ответчиками проведена незаконная реконструкция, задевающая общее имущество, в том числе земельный участок, расположенный под домом.
Учитывая изложенное, суд обоснованно не нашел оснований для истребования подлинников технической документации.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии со статьей 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и/или перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпунктами 1, 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, при уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 (п. 1.7.1) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, понятия которых определены в статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).
Учитывая положения указанных норм, суд правильно посчитал необоснованными доводы истцов о том, что собственниками спорных помещений произведена незаконная реконструкция квартир N 45, 65 и продолжается незаконная реконструкция квартир N 6, 28, поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцами не представлено доказательств указанным обстоятельствам.
Согласно ч. 3 ст. 22 ЖК РФ, перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
В соответствии с ч. ч. 1. 2, 3 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Поскольку ответчики проводили работы по перепланировке и переоборудованию, а не по реконструкции объекта капитального строительства, суд пришел к правильному выводу о том, что для проведения указанных работ, согласия собственников помещений многоквартирного дома не требуется.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются (части 1 и 2).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3); для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П часть 5 статьи 16 определено, что признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд пришел к выводу, что поскольку доказательств формирования и проведения кадастрового учета земельного участка, как имущества, подлежащего передаче его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, истцами не представлено, то решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме по предоставлению ответчикам части земельного участка для размещения на нем 4 сооружений из легких строительных конструкций, устройства лестниц и подходов к ним с тротуаров, не требуется.
Также судом правильно принято во внимание, что истцами не представлено доказательств необходимости использования земельного участка, занятого устройством входной группой, для нужд эксплуатации жилого дома.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку истцы узнали о принятии оспариваемых решений в марте 2014 года, с иском в суд обратились в мае 2014 года, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что не имеется оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что ответчиками произведены работы по реконструкции объекта капитального строительства, направлены на иную оценку доказательств, исследованных судом.
Кроме того, проведение реконструкции при наличии согласия собственников многоквартирного дома либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, допускается.
Истцы обращались в Измайловский районный суд г. Москвы с иском о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме было дано согласие на перевод вышеуказанных помещений в нежилой фонд (л.д. 238 - 241).
Как пояснил в заседании судебной коллегии истец Б.А. в удовлетворении вышеуказанных требований решением суда было отказано, решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Данную информацию подтвердили представители ответчиков.
Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что вышеуказанные решения общих собраний являются недействительными, не состоятельны.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж., Б.А., Ф., Е. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)