Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.12.2014 ПО ДЕЛУ N А60-50765/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А60-50765/2014


Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2014 года
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Ильиных, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-50765/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349)
к Управлению Государственной Жилищной инспекции Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кундикова Е.С., представитель по доверенности N 32/05 от 28.05.2014,
от заинтересованного лица - Логинова Н.В., представитель по доверенности от 18.06.2014 N 29-04-17-34.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ЗАО "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной Жилищной инспекции Свердловской области от 23.11.2014 N 728, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250000 руб.
Заявитель указывает, что на момент проведения проверки стендов в офисе ЗАО "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ" вся информация, подлежащая раскрытию во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 731, размещена в полном объеме на информационных стендах. Ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо возражает, представило отзыв. Полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным. Указывает, что установленные Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими, деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утв. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731) (далее - Стандарт) способы раскрытия информации являются обязательными и не могут быть альтернативными. Полагает, что наличие иных способов получения информации не является обстоятельством, исключающим административную ответственностью за раскрытие ее не полном объеме на информационных стендах (стойках).
Учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, на рассмотрение дела по существу в настоящем судебном заседании, суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

На основании поручения Прокуратуры Свердловской области от 02.10.2014 N 7/2-25-2014 Прокуратурой Кировского района города Екатеринбурга совместно с Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области 13.10.2014 проведена проверка ЗАО "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ" на предмет раскрытия информации в соответствии с требованиями Стандарта на информационных стендах (стойках), находящихся в помещении управляющей организации ЗАО "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ", расположенной по адресу: город Екатеринбург, улица Уральская, дом 82, офис 1.
1. в рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты следующие сведения:
- перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления,
- сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет,
2. в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты следующие сведения:
- сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов),
- сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов),
3. в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты следующие сведения:
- услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491,
- услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом,
4. в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты следующие сведения:
- проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищ строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать существенные условия договора управления,
- сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана, сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год, сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,
5. не раскрыта информация о количестве случаев привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами. Раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций,
6. не раскрыта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации, а именно:
- описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг),
- стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.),
7. в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы не раскрыты следующие сведения:
- перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций,
- тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 Стандарта,
- тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 13.10.2014.
Постановлением заместителя прокурора Кировского района города Екатеринбурга от 15.10.2014 в отношении ЗАО "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 12.11.2014 N 728 ЗАО "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом.
Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Конкретный вид информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, содержится в пунктах 8 - 11 Стандарта.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации.
Факт нарушения обществом требований Стандарта, выразившегося в нарушении порядка раскрытия информации, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 13.10.2014, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.10.2014.
Предусмотренные Стандартом требования о раскрытии управляющими организациями информации направлены, прежде всего, на обеспечение прозрачности отношений между управляющей компанией и потребителями жилищно-коммунальных услуг, предотвращение нарушений прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере, а также осуществление общественного контроля за расходованием уплаченных денежных средств жителей дома.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Действия общества, выразившиеся в нарушении порядка раскрытия информации об управляющей организации на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, нарушающие требования части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 5 Стандарта, образуют объективную сторону административного правонарушения предусмотренную частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившаяся в том, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований Стандарта, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, исследована административным органом при рассмотрении административного дела, данный вопрос отражен в постановлении.
Таким образом, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного деяния, ограничивающего права собственников многоквартирных жилых домов на доступ к информации о деятельности управляющей компании, основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным отсутствуют.
Вместе с тем, принимая во внимание то, что общество, хоть с нарушением установленного порядка, но раскрывало необходимую информацию, что обществом принимаются меры для надлежащего выполнения своей обязанности по раскрытию информации, при рассмотрении настоящего дела об оспаривании постановления о применении ответственности в виде штрафа за совершенное правонарушение возможно изменение наказания и определение его ниже низшего предела санкции, установленной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционного ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Принимая во внимание изложенное, учитывая что санкция части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ является значительной и назначение наказания в размере 250000 руб. не соответствует принципу справедливости и соразмерности назначения наказания, целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, оспариваемое постановление следует изменить в части размера административного штрафа, определив его в размере 50000 рублей, что отвечает принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Изменить постановление Управления Государственной Жилищной инспекции Свердловской области от 23.11.2014 N 728 в части размера штрафа, определив его в размере 50000 (пятьдесят тысяч) руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
С.П.ВОРОНИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)