Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 N 08АП-6529/2014 ПО ДЕЛУ N А81-692/2014

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. N 08АП-6529/2014

Дело N А81-692/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6529/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Северный дом"
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2014 года по делу N А81-692/2014 (судья Кустова А.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Северный дом" (ИНН 8904062693, ОГРН 1098904004044)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
об оспаривании постановления от 29.01.2014 N 22/14 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Северный дом" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Северный дом" (далее по тексту - заявитель, управляющая компания, ООО "УК Северный дом") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - департамент, административный орган) об оспаривании постановления от 29.01.2014 N 22/14 по делу об административном правонарушении.
Решением от 20 мая 2014 года по делу N А81-692/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 не содержит указания на срок, в течение которого управляющая компания должна опубликовать обязательную информацию в сети "интернет".
По поводу непредставления информации ТСЖ на запрос, заявитель указал на незаконность созданного ТСЖ, в связи с чем, у управляющей компании не возникла обязанность по представлению информации.
Также податель жалобы отмечает, что вся обязательная информация была в полном объеме размещена ООО "Управляющая компания Северный дом" на официальном сайте в сети Интернет (www.reformagkh.ru) на момент составления обжалуемого постановления. Представитель ООО "Управляющая компания Северный дом" поставила в известность административный орган.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Административный орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы было проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
На основании коллективного обращения граждан, проживающих по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Оптимистов, д. 10, корп. 1, в соответствии с приказом Департамента от 09.01.2014 N 8-од должностными лицами департамента в период с 10.01.2014 по 24.01.2014 проведена внеплановая проверка ООО "УК Северный дом".
В ходе проверки установлено, что указанная организация осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами, на территории города Новый Уренгой, на основании заключенных в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договоров управления многоквартирными домами.
В нарушение части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 11 12, 17, 21 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", юридическим лицом ООО "УК Северный дом" не опубликована на официальном сайте в сети Интернет (www.reformagkh.ru) в полном объеме информация, подлежащая раскрытию управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным домом, а именно: отсутствуют сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года (на 2014 год) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана (за 2013 год). Так же отсутствует информация о случаях привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году (2013 год) к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, а именно: копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций. Кроме того, на письменные запросы от ТСЖ "Оптимист 10" о предоставлении информации в соответствии со Стандартом (N 1 от 22.11.2013, N 14 от 18.12.2013), в течение 20-дневного срока со дня его поступления информация не была предоставлена заявителю. Таким образом, установлено нарушение юридическим лицом ООО "УК Северный дом", установленных стандартом раскрытия информации порядка и сроков раскрытия информации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.01.2014 N 8 и протокол по делу об административном правонарушении от 17.01.2014 по статье 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
29.01.2014 заместителем директора департамента по результатам рассмотрения дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 22/14 о привлечении ООО "УК Северный дом" к административной ответственности по ст. 7.23.1 КоАП и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, управляющая компания обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением от 20 мая 2014 года по делу N А81-692/2014 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами такого правонарушения являются организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирными домами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, является нарушение установленных стандартом порядка, способов или сроков раскрытия информации, характер и содержание которой установлены жилищным законодательством, либо раскрытие такой информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации).
Стандарт раскрытия информации устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1 Стандарта раскрытия информации).
В силу положений пунктов 2, 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общих сведений об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Состав информации, подлежащей обязательному раскрытию Обществом определен пунктами 3, 8 - 15 Стандарта.
Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 11 Стандартов в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 12 Стандарта установлено, что в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Согласно п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организации (п. 18 Стандарта).
Пунктом 21 Стандарта установлено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Управляющая компания Северный дом" на момент проведения проверки не опубликована на официальном сайте в сети Интернет (www.reformagkh.ru) в полном объеме информация, подлежащая раскрытию управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным домом, а именно: отсутствуют сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года (на 2014 год) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана (за 2013 год). Так же отсутствует информация о случаях привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году (2013 год) к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, а именно: копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций. Таким образом, установлено нарушение юридическим лицом ООО "Управляющая компания Северный дом", установленных стандартом раскрытия информации порядка и сроков раскрытия информации.
Доводы подателя жалобы о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления требования Стандарта Обществом были выполнены апелляционная коллегия отклоняет как не подтвержденные документально. Более того, добровольное исполнение Обществом возложенной на него Стандартом обязанности после установления административным органом факта нераскрытия заявителем обязательной информации не освобождает последнего от административной ответственности.
При этом в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу данного Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу вышеуказанного Постановления, т.е. с 09.10.2010 года.
В силу уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности от 08.08.2012 ООО "Управляющая компания Северный дом" управляет многоквартирными домами с 27.12.2009 г.
Таким образом, суд первой инстанции заключил правомерный вывод о том, что ООО "Управляющая компания Северный дом" осуществляющее управление многоквартирными домами на день вступления в силу вышеуказанного Постановления обязано разместить (опубликовать) информацию в соответствии со Стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу указанного Постановления, то есть с 09.10.2010 года.
Кроме того, административным органом вменялось Обществу бездействие, выразившееся в непредставлении ответов на письменные запросы от ТСЖ "Оптимист 10" о предоставлении информации в соответствии со Стандартом (N 1 от 22.11.2013, N 14 от 18.12.2013), в течение 20-дневного срока со дня его поступления запросов.
Названные обстоятельства подателем жалобы не опровергнуты. Доводы же о том, что ТСЖ не является собственником помещений, а потому Общество не обязано было представлять испрашиваемую информацию, апелляционная коллегия находит несостоятельными, поскольку означенный запрос был подписан жильцом дома и собственником жилых помещений.
Также представляется несостоятельным утверждение Общества об отсутствии у ТСЖ каких-либо полномочий, которое основано на суждении о незаконном создании ТСЖ. Как верно было отмечено судом первой инстанции, вывод о законности или незаконности создания ТСЖ может быть сделан только в результате судебного разбирательства.
Таким образом, управляющая компания в силу указанных выше норм обязана была представить запрашиваемую ТСЖ информацию в установленные сроки.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Северный дом" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2014 года по делу N А81-692/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)