Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1097/2015

Требование: Об обязании провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений и восстановить биологическую очистку сточных вод, о взыскании компенсации морального вреда.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец считает, что услуги по водоснабжению и водоотведению представляют угрозу жизни и его здоровью, в связи с чем он испытывает физические и нравственные страдания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N 33-1097/2015


Судья: Калиновский А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
судей Чердынцевой В.Г., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Т. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2014 года по гражданскому делу по иску Т. к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области о защите прав потребителей,

установила:

Т. обратился в суд с иском к администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области о защите прав потребителей, указав, что решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2009 года на ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений "Донгузского водохранилища", а, именно, восстановить биологическую очистку сточных вод, поступающих на очистные сооружения Донгузской КЭЧ района, восстановить разрушенную часть стены - перегородку между первичным отстойником N и аэротенком N, в приемной камере устранить утечку неочищенных сточных вод, поступающих на очистные сооружения, устранить неравномерный перелив воды через гребенки слива на первичных и вторичных отстойниках, произвести досыпку фильтрующего элемента (кварцевого песка) в скорых фильтрах, выполнить капитальный ремонт земляной плотины, капитальный ремонт ледозащитного сооружения гидроузла, капитальный ремонт водосбросного сооружения гидроузла на реке Донгуз. По мнению истца, указанное решение суда не исполняется, сточные воды п. Первомайский сбрасываются в реку Донгуз, из которой производится забор питьевой воды. Он проживает в п. Первомайский, построенном Министерством обороны Российской Федерации, и переданным им же в собственность муниципального образования Первомайский поссовет (адрес), считает, что услуги по водоснабжению и водоотведению представляют угрозу жизни и его здоровью, в связи с чем он испытывает физические и нравственные страдания, полагая, что ему причинен моральный вред, компенсацию которого оценивает в *** руб.
Просил суд обязать администрацию МО Первомайский поссовет провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений и восстановить биологическую очистку сточных вод, взыскать в его пользу денежную компенсацию морального вреда - *** руб.
Определением суда от 17 ноября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Ж.К.Х" муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (МУП "Ж.К.Х.") и ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании Т. исковые требования поддержал, указав, что именно на администрацию МО Первомайский поссовет возложена обязанность по содержанию гидротехнических сооружений, но в результате бездействия ответчика услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются ненадлежащего качества.
Представитель администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района А. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку гидротехнические сооружения п.Первомайский находятся в хозяйственном ведении МУП "Ж.К.Х." МО Первомайский поссовет Оренбургского района, на указанное предприятие возложены обязанности по их содержанию. Администрация МО Первомайский поссовет не оказывает Т. услуги, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, пояснила, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются населению поселка надлежащего качества.
Представитель третьего лица - МУП "Ж.К.Х." МО Первомайский поссовет Оренбургского района П. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2014 года исковые требования Т. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Т. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Представители администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района, МУП "Ж.К.Х." МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области и ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.И., объяснения Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Как предусмотрено п. 2 вышеуказанной статьи Закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарными правилами СанПиН 2.1.41074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.41074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. 3 ст. 19 Закона).
В силу пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам определены требования к качеству холодного водоснабжения - постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм не допускается.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" и пп. "б" п. 49 вышеприведенных Правил, каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Согласно п. 79 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Т. зарегистрирован и проживает по адресу (адрес) (***).
Администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района является учредителем Муниципального унитарного предприятия "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" (далее - МУП "Ж.К.Х."), основным видом деятельности которого, согласно выписки из ЕГРЮЛ (***), является сбор и очистка воды, а дополнительным видом деятельности, в числе прочего, управление эксплуатацией жилого фонда.
В соответствии с положениями главы 2 Устава Муниципального унитарного предприятия "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет", утвержденного постановлением Главы муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (дата) N, основными целями деятельности МУП "Ж.К.Х." является решение таких социальных задач и вопросов местного значения, как обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам; предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества; обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, для осуществления которых МУП "Ж.К.Х." осуществляет, в том числе, эксплуатацию коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, а также сбор, очистку и распределение воды (***).
Согласно Приказу Министерства обороны Российской Федерации N от (дата) "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области" здание насосной станции, наружные сети водоснабжения, наружные сети канализации, гидротехническое сооружение Донгузский гидроузел, блок емкостей канализационных сооружений биологической очистки сточных вод в числе прочего недвижимого имущества переданы в собственность муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (***).
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области N от (дата) указанное имущество передано в хозяйственное ведение МУП "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" (***).
Из имеющихся в материалах дела актов приема-передачи зданий (сооружений) следует, что МУП "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" приняло в эксплуатацию объекты, переданные ему администрацией МО Первомайский поссовет в хозяйственное ведение.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, дав оценку объяснениям лиц, участвующих в деле, и представленным доказательствам, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Т., суд исходил из того, что администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что услуги по водоснабжению и водоотведению истцу оказывает МУП "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет", на которое в соответствии с Уставом возложена обязанность, в том числе, по ремонту, реставрации, техническому обслуживанию и реконструкции всех видов и типов строений, сооружений, объектов и зданий, в том числе, инженерных сооружений и систем.
В связи с тем, что истец возражал против замены администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области надлежащим ответчиком МУП "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет", суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Учитывая, что доказательств, нарушения прав Т., как потребителя жилищно-коммунальных услуг, действиями ответчика - администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области не представлено, вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда истцу, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, как орган местного самоуправления, осуществляя полномочия по организации коммунального обслуживания жителей сельского поселения учредила в целях полного удовлетворения потребностей населения муниципальное унитарное предприятие "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет", предметом деятельности которого является предоставление населению коммунальных услуг, в том числе услуги по водоснабжению и водоотведению. Для осуществления уставной деятельности данному предприятию в хозяйственное ведение передано муниципальное имущество, в том числе, гидротехнические сооружения, при эксплуатации которых "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет", как исполнитель, в силу п. 79 Правил предоставления коммунальных услуг несет самостоятельную ответственность.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем ответчика в материалы дела был представлен договор *** лабораторного производственного контроля (возмездного оказания услуг), заключенный (дата) между МУП "Ж.К.Х." МО "Первомайский поселковый совет" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области", по условиям которого последний обязался два раза в месяц проводить санитарно-химические и микробиологические исследования водопроводной воды на территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области.
Согласно протоколам лабораторных исследований Испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" пробы воды из водозаборных и водопроводных сооружений МО Первомайский поссовет по исследованным микробиологическим (ОМЧ.ОКБ.ТКБ) и санитарно-химическим показателям (по запаху, цветности, мутности, окисляемости, железу) соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Ссылка подателя апелляционной жалобы на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2009 года, которым на ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений и восстановить очистку сточных вод, являющееся доказательством нарушения его прав, как потребителя, является несостоятельной, поскольку в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные судом при рассмотрении гражданского дела с участием иных лиц, разрешенного по иным основаниям, не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Иных доводов, требующих проверки судебной коллегией, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)