Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2015 N 08АП-9649/2015 ПО ДЕЛУ N А46-6290/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. N 08АП-9649/2015

Дело N А46-6290/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9649/2015) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской Области от 14 июля 2015 года по делу N А46-6290/2015 (судья Стрелкова Г.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс" (ИНН 5503068565, ОГРН 1025500737437)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1135543018511)
о признании недействительным предписания от 15.04.2015 N 02-02-12/17,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Лаврентьева Жанна Константиновна (удостоверение, по доверенности б/н от 22.10.2012 сроком действия три года);
- от заинтересованного лица: Телегина Юлия Григорьевна (удостоверение, по доверенности N 4 от 12.01.2015 сроком действия до 31.12.2015).
установил:

Открытое акционерное общество "Электротехнический комплекс" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ЭТК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, Госжилинспекция Омской области) о признании недействительным предписания от 15.04.2015 N 02-02-12/17 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской Области от 14.07.2015 по делу N А46-6290/2015 заявленные Обществом требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Госжилинспекция Омской области от 15.04.2015 N 02-02-12/17 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Этим же решением с Госжилинспекции Омской области в пользу ОАО "ЭТК" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Судебный акт мотивирован несоответствием предписания от 15.04.2015 N 02-02-12/17 нормам действующего законодательства, поскольку оно незаконно возлагает на заявителя обязанность осуществить перерасчет размера платы за отопление за 2014 год.
Не согласившись с принятым судебным актом, Госжилинспекция Омской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что даже если в здании теплоснабжение подается по двум или более числу линий, показания счетчиков, установленных на каждой из них, должны суммироваться и фигурировать в расчетах как единая величина. При этом, Инспекция отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено методик и формул для расчетов чьей-либо доли в общем объеме теплоснабжения.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "ЭТК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Госжилинспекции Омской области поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просила его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ОАО "ЭТК" отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, главным специалистом сектора надзора за соблюдением начисления платы за коммунальные услуги Госжилинспекции Омской области С.В. Алимовой на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции N 1779 от 19.03.2015 в связи с обращением гражданина, проживающего по адресу: город Омск, улица 27-я Северная, дом 44 корпус 2, квартира N 6, была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ОАО "ЭТК" обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, по результатам которой составлен акт проверки от 15.04.2015 N 02-03-12/112.
Согласно указанному акту, в ходе проверки было установлено нарушение Обществом подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, выразившееся в проведении корректировки платы за услугу "отопление" за 2014 год для собственника квартиры N 6 многоквартирного жилого дома N 44 корпус 2, расположенного по адресу: город Омск, улица 27-я Северная.
В связи с выявлением указанного нарушения инспектором составлено предписание от 15.04.2015 N 02-02-12/17 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии с указанным предписанием ОАО "ЭТК" обязано в срок до 12.05.2015 осуществить перерасчет размера платы за соответствующий вид коммунальный услуги (отопление) за 2014 год согласно формуле N 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 исходя из совокупного объема потребленной тепловой энергии, определенного по показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии, имеющихся в указанном многоквартирном доме; произвести начисление платы за коммунальную услугу (отопление) собственнику квартиры N 6 вышеуказанного многоквартирного дома исходя из совокупного объема потребленной тепловой энергии, определенного по показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии, имеющихся в указанном многоквартирном доме.
Полагая, что предписание от 15.04.2015 N 02-02-12/17 не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
14.07.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Инспекцией в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статей 244 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которыми определяется, в том числе, порядок расчета платы за коммунальные услуги (в том числе за отопление) в зависимости от того, какими приборами учета (общедомовыми, индивидуальными) оборудован (не оборудован) многоквартирный дом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам.
Подпункт 2 пункта 2 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формуле: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, где:

P{\sub oi = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T (7) где:

- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. метров);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. метров);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
На основании подпункта 3 пункта 2 Приложения 2 к данным Правилам размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле, где:
- - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
В апелляционной жалобе Госжилинспекция Омской области указывает, что многоквартирный дом по адресу: город Омск, улица 27-я Северная, дом 44 корпус 2 (литера А и Б) имеет единый адрес, следовательно это один дом, в связи с чем даже если в здании теплоснабжение подается по двум или более числу линий, показания счетчиков, установленных на каждой из них, должны суммироваться и фигурировать в расчетах как единая величина.
Оценивая указанный довод Инспекции, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, данной нормой конкретизировано, что коллективный (общедомовой) прибор учета это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемых для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Кроме того, согласно определению понятия многоквартирный дом, данному в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирный дом - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме.
Такие понятия, как "часть многоквартирного дома", "многоквартирный подъезд" законодателем не предусмотрены. Именно поэтому глава I Правил N 354 определяет "коллективный (общедомовой) прибор учета" не только как единичное "средство измерения", но и как "совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом".
Действующим законодательством не предусмотрено методик, формул для расчетов чьей-либо доли в общем объеме потребленной коммунальной услуги в подъезде либо части многоквартирного дома. Соответственно, расчет общедомового потребления для отдельно взятого подъезда (секции), выставление платежных документов на основании подобных расчетов, а также осуществление расчетно-кассовых операций на основании таких документов недопустимы, поскольку такой учет не будет отражать фактического потребления коммунальной услуги.
Таким образом, если водоснабжение, электроснабжение, отопление подается в здание по нескольким линиям, показания счетчиков, установленных на каждой из них, должны суммироваться и фигурировать в расчетах как единая величина.
Следовательно, для применения подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг, подпунктов 2 и 3 пункта 2 Приложения 2 к настоящим Правилам необходимо установить факт установки в доме коллективных (общедомовых) приборов учета и осуществлять корректировку по форме N 8, исходя из показаний количества приборов учета (при наличии нескольких приборов учета - исходя из суммарных данных этих приборов учета). Иное толкование противоречит требованиям статьи 158 ЖК РФ, статей 244, 249 ГК РФ.
Однако, такая методика возможна лишь только для единого многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частью 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
По мнению суда апелляционной инстанции, материалы дела не содержат доказательств того, жилой дом по адресу: город Омск, улица 27-я Северная, дом 44 корпус 2 Литера А и жилой дом по адресу: город Омск, улица 27-я Северная, дом 44 корпус 2 Литера Б являются единым домом.
Единый жилой дом предполагает наличие единого технического паспорта на домовладение, а не только, как в рассматриваемом случае технические паспорта отдельно на многоквартирный жилой дом N 44 корпус 2 по улице 27 Северная Литера А и Литера Б.
В материалах дела также отсутствуют: проектная документация, из которой бы следовало, что собираются строить один дом; договор с управляющей компанией, из которого бы следовало, что оба корпуса Литера А и Литера Б заключили с одной управляющей компанией договор; доказательство того, что все жильцы корпусов Литера А и Литера Б, принимая решения собираются на общие собрания все вместе, а не по отдельности; доказательства того, что доля в общем имуществе рассчитывается на каждого жильца исходя из всего общего имущества на два дома.
В материалы дела представлено лишь два технических паспорта на многоквартирный жилой дом N 44 корпус 2 по улице 27 Северная Литера А и Литера Б и решение о присвоении единого адреса.
Однако, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, наличие единого почтового адреса и архитектурного сооружения, не может служить достаточным основанием для суммирования объемов потребляемой тепловой энергии по различным приборам учета.
Таким образом, суммирование показаний приборов учета в сложившейся ситуации противоречит статье 544 ГК РФ, предусматривающей оплату энергии за фактически принятое абонентом количество энергии.
Учитывая изложенное, а также то, что предписание от 15.04.2015 N 02-02-12/17, не соответствующее нормам действующего законодательства, незаконно возлагает на ОАО "ЭТК" обязанность осуществить перерасчет размера платы за отопление за 2014 год, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае имеются все предусмотренные статьей 201 АПК РФ основания для удовлетворения требования заявителя и признания данного ненормативного правового акта недействительным.
Все доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Госжилинспекции Омской области, изложенную ей в суде первой инстанции и правильно оцененную в тексте оспариваемого решения.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку Госжилинспекция Омской области на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской Области от 14 июля 2015 года по делу N А46-6290/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)