Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30505/2014) ООО "Теплоресурс плюс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2014 по делу N А26-7920/2014 (судья Свидская А.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоресурс плюс", место нахождения: 186430, Республика Карелия, Сегежский р-н, п.г.т. Надвоицы, ул. Заводская, д. 1, ОГРН 1081032000433, ИНН 1006009040 (далее - заявитель, общество, ООО "Теплоресурс плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - ответчик, административный орган, инспекция) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности от 20.08.2014 по делу N 15-10/242-14, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением от 20.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплоресурс плюс" - организация, оказывающая услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 15 по улице Спиридонова в поселке Надвоицы на основании договора управления многоквартирным домом от 15.03.2013. Предметом договора является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также представление коммунальных услуг (пункт 1.1).
В ходе проведенной на основании распоряжения N 734 от 27.05.2014 проверки поступившего заявления жильцов многоквартирного дома N 15 по улице Спиридонова в поселке Надвоицы, зарегистрированного за номером 1643 от 16.05.2014 (л.д. 119), должностным лицом инспекции проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Теплоресурс плюс", в ходе которой в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов N 734/З от 28.05.2014. По результатам изучения представленных обществом актов обследования дома от 30.12.2011, 17.03.2014, 27.03.2014, 26.05.2014 и 02.06.2014, уведомлений о созыве общего собрания собственников помещений в доме и локальной сметы N 51 должностным лицом инспекции установлено, что на момент осмотра 02 июня 2014 года кровля шиферная находится в неудовлетворительном состоянии (физический износ 100%); шиферные листы пришли в негодность, имеются трещины, сколы, растрескивание шиферных листов; дымовые (вентиляционные) кирпичные трубы в количестве шести штук находятся в неудовлетворительном состоянии, каналы не функционируют (засыпаны кирпичной крошкой, песком и раствором); наблюдается выпадение и выкрашивание кирпичей по всей высоте дымового стояка от чердачного перекрытия. Данные факты зафиксированы в акте проверки N 734 от 26.06.2014. Обществу выдано предписание N 907 об устранении нарушений действующего законодательства от 26.06.2014.
Извещением N 411 от 04.07.2014 общество уведомлено о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 21 июля 2014 года в 14 час. 30 мин.
На основании материалов проверки должностным лицом инспекции в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 000367 от 21.07.2014 (л.д. 68-69). Копия протокола направлена в адрес общества заказной почтовой корреспонденцией (л.д. 70-71).
Определениями от 31.07.2014 срок рассмотрения дела продлен на 30 дней, у общества и Администрации Надвоицкого городского поселения истребованы сведения, а также общество извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении 20 августа 2014 года в 16 час. 30 мин. Направленные в адрес общества определения получены им 07 августа 2014 года.
По определениям об истребовании сведений представлены соответствующие документы.
Исполняющей обязанности заместителя руководителя инспекции Борчиковой А.Б. с участием представителя общества Горячего И.Б., действующего по доверенности от 09.06.2014, вынесено постановление от 20.08.2014 по делу N 15-10/242-14 о привлечении ООО "Теплоресурс плюс" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей. По фактам ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома обществу вменено нарушение пунктов 2.6.2, 2.6.5, 4.6.1.1, 4.6.2.3, 4.6.3.3, 4.9.1.3, 4.10.2.1, 5.5.6, 5.5.12 и требований Приложения N 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а также пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Постановление о назначении административного наказания получено обществом 09 сентября 2014 года.
Не согласившись с данным постановлением, общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок - 19 сентября 2014 года - оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Инспекцией состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, оснований для квалификации допущенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного не усмотрел.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, в том числе правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), предусмотрено, что в состав общего имущества включаются крыши и оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), установлено следующее:
- пунктом 2.6.2 - при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности крыш;
- пунктом 2.6.5 - подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры, в том числе система вентиляции;
- пунктом 4.6.1.1 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние кровли и защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли;
- пунктом 4.6.1.2 - следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях, в частности в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов - повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке (в постановлении при описании указанного нарушения ошибочно указан пункт 4.6.3.3 Правил, что суд считает технической опечаткой, поскольку существо нарушения изложено верно и соответствует пункту 4.6.1.2);
- пунктом 4.6.2.3 - необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб;
- пунктом 4.9.1.3 - неисправности печей: трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций;
- пунктом 4.10.2.1 - организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, в том числе содержать в исправном состоянии кровлю;
- пунктом 5.5.6 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов;
- пунктом 5.5.12 - организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов по договорам со специализированными организациями, должны один раз в три месяца обеспечивать периодические проверки дымоходов кирпичных; ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда; проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должны оформляться актами; после каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
Приложением N 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлен предельный срок устранения неисправностей в дымоходах, который составляет одни сутки с незамедлительным прекращением эксплуатации до исправления.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются лица, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что между Обществом и жильцами спорного дома заключен договор управления многоквартирным домом.
Факт технической эксплуатации жилого дома по адресу: N 15 по улице Спиридонова в поселке Надвоицы, с нарушением вышеуказанных пунктов Правил N 170 установлен судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актам проверки с приложением фотоматериалов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено ни ГЖИ, ни суду первой инстанции.
При таких обстоятельствах выводы административного органа и суда о наличии вины Общества в совершении правонарушения, а, следовательно, и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, следует признать правильными.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Инспекцией процедуры проведения в отношении Общества проверки и привлечения его к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Довод заявителя о его невиновности в совершении вменяемого правонарушения был предметом рассмотрения суда первой инстанции, получил надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонен последним с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе положений статьи 228 АПК РФ, при вынесении решения судом первой инстанции также не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, оценены все доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2014 по делу N А26-7920/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2015 N 13АП-30505/2014 ПО ДЕЛУ N А26-7920/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу N А26-7920/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30505/2014) ООО "Теплоресурс плюс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2014 по делу N А26-7920/2014 (судья Свидская А.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоресурс плюс", место нахождения: 186430, Республика Карелия, Сегежский р-н, п.г.т. Надвоицы, ул. Заводская, д. 1, ОГРН 1081032000433, ИНН 1006009040 (далее - заявитель, общество, ООО "Теплоресурс плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - ответчик, административный орган, инспекция) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности от 20.08.2014 по делу N 15-10/242-14, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением от 20.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплоресурс плюс" - организация, оказывающая услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 15 по улице Спиридонова в поселке Надвоицы на основании договора управления многоквартирным домом от 15.03.2013. Предметом договора является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также представление коммунальных услуг (пункт 1.1).
В ходе проведенной на основании распоряжения N 734 от 27.05.2014 проверки поступившего заявления жильцов многоквартирного дома N 15 по улице Спиридонова в поселке Надвоицы, зарегистрированного за номером 1643 от 16.05.2014 (л.д. 119), должностным лицом инспекции проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Теплоресурс плюс", в ходе которой в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов N 734/З от 28.05.2014. По результатам изучения представленных обществом актов обследования дома от 30.12.2011, 17.03.2014, 27.03.2014, 26.05.2014 и 02.06.2014, уведомлений о созыве общего собрания собственников помещений в доме и локальной сметы N 51 должностным лицом инспекции установлено, что на момент осмотра 02 июня 2014 года кровля шиферная находится в неудовлетворительном состоянии (физический износ 100%); шиферные листы пришли в негодность, имеются трещины, сколы, растрескивание шиферных листов; дымовые (вентиляционные) кирпичные трубы в количестве шести штук находятся в неудовлетворительном состоянии, каналы не функционируют (засыпаны кирпичной крошкой, песком и раствором); наблюдается выпадение и выкрашивание кирпичей по всей высоте дымового стояка от чердачного перекрытия. Данные факты зафиксированы в акте проверки N 734 от 26.06.2014. Обществу выдано предписание N 907 об устранении нарушений действующего законодательства от 26.06.2014.
Извещением N 411 от 04.07.2014 общество уведомлено о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 21 июля 2014 года в 14 час. 30 мин.
На основании материалов проверки должностным лицом инспекции в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 000367 от 21.07.2014 (л.д. 68-69). Копия протокола направлена в адрес общества заказной почтовой корреспонденцией (л.д. 70-71).
Определениями от 31.07.2014 срок рассмотрения дела продлен на 30 дней, у общества и Администрации Надвоицкого городского поселения истребованы сведения, а также общество извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении 20 августа 2014 года в 16 час. 30 мин. Направленные в адрес общества определения получены им 07 августа 2014 года.
По определениям об истребовании сведений представлены соответствующие документы.
Исполняющей обязанности заместителя руководителя инспекции Борчиковой А.Б. с участием представителя общества Горячего И.Б., действующего по доверенности от 09.06.2014, вынесено постановление от 20.08.2014 по делу N 15-10/242-14 о привлечении ООО "Теплоресурс плюс" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей. По фактам ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома обществу вменено нарушение пунктов 2.6.2, 2.6.5, 4.6.1.1, 4.6.2.3, 4.6.3.3, 4.9.1.3, 4.10.2.1, 5.5.6, 5.5.12 и требований Приложения N 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а также пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Постановление о назначении административного наказания получено обществом 09 сентября 2014 года.
Не согласившись с данным постановлением, общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок - 19 сентября 2014 года - оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Инспекцией состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, оснований для квалификации допущенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного не усмотрел.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, в том числе правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), предусмотрено, что в состав общего имущества включаются крыши и оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), установлено следующее:
- пунктом 2.6.2 - при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности крыш;
- пунктом 2.6.5 - подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры, в том числе система вентиляции;
- пунктом 4.6.1.1 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние кровли и защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли;
- пунктом 4.6.1.2 - следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях, в частности в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов - повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке (в постановлении при описании указанного нарушения ошибочно указан пункт 4.6.3.3 Правил, что суд считает технической опечаткой, поскольку существо нарушения изложено верно и соответствует пункту 4.6.1.2);
- пунктом 4.6.2.3 - необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб;
- пунктом 4.9.1.3 - неисправности печей: трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций;
- пунктом 4.10.2.1 - организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, в том числе содержать в исправном состоянии кровлю;
- пунктом 5.5.6 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов;
- пунктом 5.5.12 - организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов по договорам со специализированными организациями, должны один раз в три месяца обеспечивать периодические проверки дымоходов кирпичных; ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда; проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должны оформляться актами; после каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
Приложением N 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлен предельный срок устранения неисправностей в дымоходах, который составляет одни сутки с незамедлительным прекращением эксплуатации до исправления.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются лица, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что между Обществом и жильцами спорного дома заключен договор управления многоквартирным домом.
Факт технической эксплуатации жилого дома по адресу: N 15 по улице Спиридонова в поселке Надвоицы, с нарушением вышеуказанных пунктов Правил N 170 установлен судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актам проверки с приложением фотоматериалов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено ни ГЖИ, ни суду первой инстанции.
При таких обстоятельствах выводы административного органа и суда о наличии вины Общества в совершении правонарушения, а, следовательно, и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, следует признать правильными.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Инспекцией процедуры проведения в отношении Общества проверки и привлечения его к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Довод заявителя о его невиновности в совершении вменяемого правонарушения был предметом рассмотрения суда первой инстанции, получил надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонен последним с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе положений статьи 228 АПК РФ, при вынесении решения судом первой инстанции также не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, оценены все доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2014 по делу N А26-7920/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)