Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А40-89983/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А40-89983/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Савенкова О.В., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2013 года по делу N А40-89983/2013,
принятое судьей Быковой Ю.Л.
по иску ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22"
к Мосгосстройнадзор
третьи лица - НО "Фонд развития жилищного строительства", ООО "Гольфстрим",
Центральная базовая таможня
о понуждении выдать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома
при участии в судебном заседании представителей:
от ТСЖ "Фабрициуса-22" Андреева Л.С. по доверенности от 25.07.2013
от Мосгосстройнадзора не явился, извещен
от третьих лиц:
ООО "Гольфстрим" Костарев П.В. по доверенности от 08.10.2013
Центральной базовой таможни Коровкин А.А. по доверенности от 25.12.2013
НО "Фонд развития
жилищного строительства" не явился, извещен

установил:

ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Комитету государственного строительного надзора города Москвы о понуждении выдать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: город Москва, ул. Фабрициуса, дом 22.
Решением суда от 21.10.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Неявившиеся участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в их отсутствие.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ТСЖ "Фабрициуса-22" поддержал требования и доводы жалобы, представители НО "Фонд развития жилищного строительства" и Центральной базовой таможни поддержали позицию ТСЖ "Фабрициуса-22".
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Установлено, что НО "Фонд развития жилищного строительства" (далее - Фонд) был создан в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 18.02.1997 N 123 "О проведении в СЗАО г. Москвы эксперимента по развитию внебюджетных форм финансирования жилья" для строительства жилья гражданам, предоставляющим для этих целей собственные сбережения.
Фонду под строительство был выделен земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22, на который заключен договор аренды от 04.05.2001 N М-08-503856.
После получения Фондом необходимой документации для строительства и предварительной подготовки строительной площадки, последняя была передана новому застройщику - ОАО "ФГ "Новый мир", с которым Правительством Москвы был заключен инвестиционный контракт от 31.10.2001 N 172 на строительство жилого дома. Для финансирования строительства ОАО "ФГ "Новый мир" привлекло денежные средства 58 граждан на общую сумму около 10 млн. долларов. Однако к строительству дома не приступило, денежные средства гражданам не вернуло.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1039-ПП в качестве нового инвестора-застройщика многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, 22 был привлечен Фонд. После окончания строительства предусмотрен переход 100% площадей дома к Фонду (п. 4 Постановления).
Инвестиционный контракт с Фондом в соответствии с Постановлением Правительства от 23.09.2008 N 852-ПП, исключавшим все пункты о заключении инвестиционного контракта с Фондом (п. п. 3.2, 3.4, 3.5, 6 и 7.2) из первоначального Постановления от 28.12.2005 N 1039-ПП, не заключался.
Фонд, в свою очередь, самостоятельно привлек инвесторов и на их средства разработал проект.
Мосгосстройнадзором выданы разрешения на строительство N RU7222000-000321, RU 7222000-000512, RU 7222000-004235.
Строительство дома осуществлялось в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который распространил свое действие на строительство объектов, разрешение на строительство которых получено после 01.04.2005 (Фонд получил разрешение на строительство дома 13.04.2007).
В настоящее время строительство дома окончено, дом признан Мосгосстройнадзором соответствующим требованиям технических регламентов и проектной документации, Фондом получено Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - Заключение о соответствии), утвержденное распоряжением Мосгосстройнадзора 24 марта 2010 года N 54-Р/ЗОС (л.д. 6 том 1). Произведены обмеры БТИ, квартиры имеют индивидуальные характеристики.
Согласно п. 16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 и п. 25 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над 26 декабря 2006 года N 1129, после завершения строительства, реконструкции (капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится итоговая проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
При проведении проверки должностное лицо Мосгосстройнадзора осуществляет следующие действия:
а) рассматривает представленные застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов (изделий);
б) проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения) и примененных строительных материалов (изделий);
в) оформляет результаты проведенной проверки выполненных работ;
г) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации административных правонарушениях, осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения (п. 11 Порядка проведения проверок, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1129).
Согласно п. 17 Положения об осуществлении государственного строительного в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в т.ч. требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Разрешение на ввод дома в эксплуатацию выдается застройщику после получения Заключения о соответствии и предоставления в Мосгосстройнадзор документов согласно перечню, указанному в п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
После получения Заключения о соответствии Фонд дважды обращался к Ответчику и предоставлял необходимый пакет документов, указанное обстоятельство Ответчиком не отрицается.
Так, в частности письмом исх. от 09.09.2011 N 86 Фонд обращался в Мосгосстройнадзор с сообщением о предоставлении заявления и предусмотренной ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документации для ввода дома в эксплуатацию начальнику управления УН-9 по СЗАО Мосгосстройнадзора и просьбой о предоставлении информации о рассмотрении поданного комплекта (л.д. 59 том 1).
Разрешение на ввод дома в эксплуатацию Фонду предоставлено не было.
Причиной бездействия Ответчика стало обращение Префекта СЗАО города Москвы в Мосгосстройнадзор с требованием не оформлять разрешение на ввод дома в эксплуатацию до момента урегулирования взаиморасчетов с соинвесторами ОАО "ФГ "Новый мир" (л.д. 7 том 1).
Решением Тушинского районного суда города Москвы от 05.07.2013 Фонд ликвидирован.
Установлено, что в настоящее время в Тушинском районном суде города Москвы и Московском городском суде все иски соинвесторов ОАО "ФГ "Новый мир" рассмотрены, им отказано в предоставлении квартир в указанном доме, так как денежные средства на строительство не выделялись.
Судебным актом по делу N А40-23945/2012 отказано в иске Правительства Москвы к Фонду о признании права на долю города Москвы в жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22.
Установлено, что Фонд до оформления ввода в эксплуатацию передал все жилые площади по соответствующим актам приема-передачи соинвесторам, которые непосредственно принимали участие в финансировании строительства дома.
Истец является товариществом собственников жилья и в соответствии со ст. 135 ЖК РФ признается некоммерческой организацией, объединяющих собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Отсутствие разрешения на ввод дома в эксплуатацию не позволяет инвесторам строительства, добросовестно выполнившим свои обязательства, оформить право собственности на результаты инвестиционной деятельности в виде квартир, в соответствии со ст. 209 ГК РФ получить права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемые объекты недвижимого имущества возникает только после регистрации права собственности, следовательно, выдел доли в натуре и признание права собственности возможен только в сданном в эксплуатацию доме.
Согласно ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при полной технической готовности жилого дома нарушает права инвесторов, установленные законодательством РФ, а именно:
в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами, согласно ст. 6 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложении и результатами осуществленных капитальных вложений, согласно ст. 5 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций.
Поскольку строительство дома завершено, обстоятельство соответствия построенного дома требованиям технических регламентов и проектной документации подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, дом готов к вводу в эксплуатацию, создано и действует ТСЖ в интересах собственников, застройщиком представлены необходимые для ввода объекта в эксплуатацию документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, при этом учитывая, что застройщик - НО "Фонд развития жилищного строительства" ликвидирован, а действующее законодательство РФ не предусматривает порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию иным лицом даже при наличии необходимого пакета документов либо в ином порядке, чем описан в п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, доводы искового заявления нормативно и документально Ответчиком не опровергнуты, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования о понуждении Мосгосстройнадзора выдать ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22" разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: город Москва, ул. Фабрициуса, дом 22.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2013 года по делу N А40-89983/13 отменить.
Обязать Комитет государственного строительного надзора города Москвы (ОГРН 1067746784390) выдать Товариществу собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме "Фабрициуса-22" (ОГРН 1027733003836) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: город Москва, ул. Фабрициуса, дом 22.
Взыскать с Комитета государственного строительного надзора города Москвы (ОГРН 1067746784390) в пользу ТСЖ "Фабрициуса-22" 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА

Судьи
О.В.САВЕНКОВ
М.С.КОРАБЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)