Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мак Ю.В.
при участии:
- от заявителя: Филиппов Д.Н. по доверенности от 04.07.2014 N 26;
- от заинтересованных лиц: 1. Беляев В.В. по доверенности от 09.01.2014 N 1-11-18, 2. Постникова А.З. по доверенности от 30.10.2013 N 141-11-18;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18660/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2014 по делу N А56-29597/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района"
к ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" (ОГРН: 1089847175054, адрес: 197762, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Мануильского, 22, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (адрес: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Кронштадтское шоссе, д. 21, корп. 2, далее - Отдел, ОНД Кронштадтского района) от 10.04.2014 N 2-16-18-74 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.07.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что назначенный Обществу штраф в размере 200 000 руб. не соответствует характеру совершенного Обществом правонарушения. Кроме того, заявитель ссылается на то, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения в отношении совершенного Обществом правонарушения статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Отдела и Управления возражали против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 22.01.2014 N 2-16-75, от 05.02.2014 N 2-16-83, N 2-16-82, от 10.02.2014 N 2-16-100, N 2-16-102, от 24.02.2014 N 2-16-113, N 2-16-112, от 16.01.2014 N 2-16-70, от 05.02.2014 N 2-16-84, от 10.02.2014 N 2-16-99, N 2-16-97, N 2-16-96 Отделом проведена плановая выездная проверка объектов защиты - многоквартирных жилых домов по адресам: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Флотская, д. 12; ул. Велещинского, д. 12; ул. Вишневского, д. 7/20; ул. Восстания, д. 10/4; ул. Мануильского, д. 1/8; ул. Советская, д. 1/5; ул. Коммунистическая, д. 6/21; ул. Посадская, д. 25; ул. Андреевская, д. 14; Цитадельское шоссе, д. 45/12; ул. Станюковича, д. 7, 8, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
- При проведении плановой выездной проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Цитадельское шоссе, д. 45/12, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: лестница N 4: - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 6-го этажа имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР); - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка на 8 этаже в общем коридоре (кв. N 153-155), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Станюковича, д. 8, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: лестница N 1: - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 1-го, 3-го, 4-го, 6-го, 8-го, 10-го, 11-го этажей имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР);
- - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка в общем коридоре (2 этаж кв. N 6, 5 этаж кв. N 23), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" ППР); лестница N 5: - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 4-го, 6-го, 10-го, 12-го этажей имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР); лестница N 6:
- - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 2-го этажа имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР); - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка в общем коридоре (3 этаж кв. N 267, 4 этаж кв. N 273, 5 этаж кв. N 278, 6 этаж кв. N 283, 8 этаж кв. NN 290, 294), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Станюковича, д. 7, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: лестница N 1: - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка в общем коридоре (1 этаж кв. N 3, 2 этаж кв. NN 8, 5, 3 этаж кв. NN 10, 11, 12, 13, 14, 5 этаж кв. N 20, 7 этаж кв. N 30, 9 этаж кв. NN 43, 44, 10 этаж кв. NN 46, 47, 11 этаж кв. N 52), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" ППР). При проведении плановой выездной проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Посадская, д. 25, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен в лестничных клетках NN 2, 3 на путях эвакуации (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ). При проведении плановой выездной проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Велищинского, д. 12, 25.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материалов для отделки стен на путях эвакуации (масляная краска) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ);
- - не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (пункт 24 ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Вишневского, д. 7/20, 25.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением***
- При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Андреевская, д. 14, 25.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материалов для отделки стен в лестничной клетке N 2 на путях эвакуации (масляная краска) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Флотская, д. 12, 27.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в лестничной клетке N 2 на 1 и 2 этаже, в лестничной клетке N 4 на 1 этаже светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (пункт 42 "в" ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Восстания, д. 10/4, 28.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен на путях эвакуации (лестничная клетка N 1) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ); - светильники в лестничной клетке N 1 на 1 и 3 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - светильники в лестничной клетке N 2 в тамбуре эвакуационного выхода, на 1 и 2 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - светильники в лестничной клетке N 3 на 1, 2 и 4 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - ограждения на крыше здания содержатся в неисправном состоянии, не проводятся их эксплуатационные испытания (ограждения деформированы, имеют разрывы, следы коррозии) (пункт 24 ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Минуильского, д. 1/8, 28.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен на путях эвакуации (лестничные клетки NN 1, 3) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ); - светильники в лестничной клетке N 2 на 2 и 3 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - в здании жилого дома не предусмотрены ограждения на кровле (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 90 Закона N 123-ФЗ, пункт 7.16 СП 4.13130.2013). Поскольку кровля в указанном доме плоская, в силу 7.16 СП 4.13130.2013 ограждения на кровле должны быть предусмотрены. При проверке объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Советская, д. 1/5, 31.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стене в лестничной клетке N 3 на путях эвакуации (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ);
- - не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением соответствующего акта (акт испытаний ограждений на крыше не представлен, ограждения деформированы) (пункт 24 ППР); - не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака с составлением соответствующего акта (акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака не представлен) (пункт 21 ППР). При проверке объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Коммунистическая, д. 6/21, 31.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен в лестничных клетках NN 2, 5, 6 на путях эвакуации (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ); - элементы маршей (косоуры) внутренней лестничной клетки N 2 здания не доведены до требуемого предела огнестойкости (покрашены краской) (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, части 1, 2 статьи 58, табл. 21 Закона N 123-ФЗ).
Результаты проверки отражены в актах от 27.03.2014 N 2-16-75, от 25.03.2014 N 2-16-83, N 2-16-84, N 2-16-82, от 28.03.2014 N 2-16-100, N 2-16-102, от 31.03.2014 N 2-16-113, N 2-16-112, от 24.03.2014 N 2-16-70, N 2-16-99, N 2-16-97, N 2-16-96.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протоколы об административных правонарушениях от 26.03.2014 NN 2-16-18-54, 2-16-18-55, 2-16-18-56, 2-16-18-58, от 27.03.2014 NN 2-16-18-60, 2-16-18-61, 2-16-18-62, от 28.03.2014 N 2-16-18-67, от 31.03.2014 NN 2-16-18-70, 2-16-18-71, от 03.04.2014 NN 2-16-18-73, 2-16-18-74 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 10.04.2014 N 2-16-18-74 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, вины Общества в его совершении, не выявил процессуальных нарушений при проведении административного расследования, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69 законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона N 69 к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена статьей 37 Федерального закона N 69.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены в Федеральном законе "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (Закон N 123-ФЗ), в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (ППР). Наряду с указанными нормативными правовыми актами, организации, их должностные лица и граждане обязаны также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Выявленные в ходе проверки факты несоблюдения в обслуживаемых Обществом домах требований пожарной безопасности установлены судом первой инстанции и подтверждаются материалами дела, а именно: актами проверки от 27.03.2014 N 2-16-75, от 25.03.2014 N 2-16-83, N 2-16-84, N 2-16-82, от 28.03.2014 N 2-16-100, N 2-16-102, от 31.03.2014 N 2-16-113, N 2-16-112, от 24.03.2014 N 2-16-70, N 2-16-99, N 2-16-97, N 2-16-96 и протоколами об административных правонарушениях от 26.03.2014 NN 2-16-18-54, 2-16-18-55, 2-16-18-56, 2-16-18-58, от 27.03.2014 NN 2-16-18-60, 2-16-18-61, 2-16-18-62, от 28.03.2014 N 2-16-18-67, от 31.03.2014 NN 2-16-18-70, 2-16-18-71, от 03.04.2014 NN 2-16-18-73, 2-16-18-74.
Таким образом, следует признать наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в материалах дела не содержится.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в отношении совершенных Обществом правонарушений положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, принимая во внимание количество правонарушений, отсутствие доказательств принятия Обществом своевременных необходимых мер для устранения в установленные сроки нарушений требований Закона N 123-ФЗ и ППР, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что своими действиями Общество создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что размер назначенного административным органом штрафа не свидетельствует о малозначительности совершенного Обществом правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 13.07.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения жалобы Общества отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2014 по делу N А56-29597/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2014 ПО ДЕЛУ N А56-29597/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. по делу N А56-29597/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мак Ю.В.
при участии:
- от заявителя: Филиппов Д.Н. по доверенности от 04.07.2014 N 26;
- от заинтересованных лиц: 1. Беляев В.В. по доверенности от 09.01.2014 N 1-11-18, 2. Постникова А.З. по доверенности от 30.10.2013 N 141-11-18;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18660/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2014 по делу N А56-29597/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района"
к ОНД Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" (ОГРН: 1089847175054, адрес: 197762, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Мануильского, 22, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу (адрес: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Кронштадтское шоссе, д. 21, корп. 2, далее - Отдел, ОНД Кронштадтского района) от 10.04.2014 N 2-16-18-74 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.07.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что назначенный Обществу штраф в размере 200 000 руб. не соответствует характеру совершенного Обществом правонарушения. Кроме того, заявитель ссылается на то, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения в отношении совершенного Обществом правонарушения статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Отдела и Управления возражали против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 22.01.2014 N 2-16-75, от 05.02.2014 N 2-16-83, N 2-16-82, от 10.02.2014 N 2-16-100, N 2-16-102, от 24.02.2014 N 2-16-113, N 2-16-112, от 16.01.2014 N 2-16-70, от 05.02.2014 N 2-16-84, от 10.02.2014 N 2-16-99, N 2-16-97, N 2-16-96 Отделом проведена плановая выездная проверка объектов защиты - многоквартирных жилых домов по адресам: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Флотская, д. 12; ул. Велещинского, д. 12; ул. Вишневского, д. 7/20; ул. Восстания, д. 10/4; ул. Мануильского, д. 1/8; ул. Советская, д. 1/5; ул. Коммунистическая, д. 6/21; ул. Посадская, д. 25; ул. Андреевская, д. 14; Цитадельское шоссе, д. 45/12; ул. Станюковича, д. 7, 8, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис Кронштадтского района", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
- При проведении плановой выездной проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Цитадельское шоссе, д. 45/12, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: лестница N 4: - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 6-го этажа имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР); - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка на 8 этаже в общем коридоре (кв. N 153-155), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Станюковича, д. 8, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: лестница N 1: - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 1-го, 3-го, 4-го, 6-го, 8-го, 10-го, 11-го этажей имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР);
- - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка в общем коридоре (2 этаж кв. N 6, 5 этаж кв. N 23), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" ППР); лестница N 5: - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 4-го, 6-го, 10-го, 12-го этажей имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР); лестница N 6:
- - двери эвакуационных выходов из поэтажного коридора 2-го этажа имеют запор, препятствующий их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 ППР); - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка в общем коридоре (3 этаж кв. N 267, 4 этаж кв. N 273, 5 этаж кв. N 278, 6 этаж кв. N 283, 8 этаж кв. NN 290, 294), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Станюковича, д. 7, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: лестница N 1: - произведено изменение объемно-планировочных решений (установлена непроектная перегородка в общем коридоре (1 этаж кв. N 3, 2 этаж кв. NN 8, 5, 3 этаж кв. NN 10, 11, 12, 13, 14, 5 этаж кв. N 20, 7 этаж кв. N 30, 9 этаж кв. NN 43, 44, 10 этаж кв. NN 46, 47, 11 этаж кв. N 52), в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (пункт 23 "е" ППР). При проведении плановой выездной проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Посадская, д. 25, 24.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен в лестничных клетках NN 2, 3 на путях эвакуации (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ). При проведении плановой выездной проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Велищинского, д. 12, 25.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материалов для отделки стен на путях эвакуации (масляная краска) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ);
- - не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (пункт 24 ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Вишневского, д. 7/20, 25.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением***
- При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Андреевская, д. 14, 25.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материалов для отделки стен в лестничной клетке N 2 на путях эвакуации (масляная краска) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Флотская, д. 12, 27.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в лестничной клетке N 2 на 1 и 2 этаже, в лестничной клетке N 4 на 1 этаже светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (пункт 42 "в" ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Восстания, д. 10/4, 28.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен на путях эвакуации (лестничная клетка N 1) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ); - светильники в лестничной клетке N 1 на 1 и 3 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - светильники в лестничной клетке N 2 в тамбуре эвакуационного выхода, на 1 и 2 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - светильники в лестничной клетке N 3 на 1, 2 и 4 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - ограждения на крыше здания содержатся в неисправном состоянии, не проводятся их эксплуатационные испытания (ограждения деформированы, имеют разрывы, следы коррозии) (пункт 24 ППР). При проведении проверки объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Минуильского, д. 1/8, 28.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен на путях эвакуации (лестничные клетки NN 1, 3) (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ); - светильники в лестничной клетке N 2 на 2 и 3 этажах эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 42 "в" ППР); - в здании жилого дома не предусмотрены ограждения на кровле (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, статья 90 Закона N 123-ФЗ, пункт 7.16 СП 4.13130.2013). Поскольку кровля в указанном доме плоская, в силу 7.16 СП 4.13130.2013 ограждения на кровле должны быть предусмотрены. При проверке объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Советская, д. 1/5, 31.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стене в лестничной клетке N 3 на путях эвакуации (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ);
- - не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше с составлением соответствующего акта (акт испытаний ограждений на крыше не представлен, ограждения деформированы) (пункт 24 ППР); - не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака с составлением соответствующего акта (акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака не представлен) (пункт 21 ППР). При проверке объекта защиты - многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Коммунистическая, д. 6/21, 31.03.2014 выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не предоставлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающие возможность применения материала (масляная краска) для отделки стен в лестничных клетках NN 2, 5, 6 на путях эвакуации (пункт 1 части 2 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 6 статьи 134, табл. 28, табл. 3, часть 11 статьи 13, часть 4 статьи 145, часть 7 статьи 146 Закона N 123-ФЗ); - элементы маршей (косоуры) внутренней лестничной клетки N 2 здания не доведены до требуемого предела огнестойкости (покрашены краской) (пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, части 1, 2 статьи 58, табл. 21 Закона N 123-ФЗ).
Результаты проверки отражены в актах от 27.03.2014 N 2-16-75, от 25.03.2014 N 2-16-83, N 2-16-84, N 2-16-82, от 28.03.2014 N 2-16-100, N 2-16-102, от 31.03.2014 N 2-16-113, N 2-16-112, от 24.03.2014 N 2-16-70, N 2-16-99, N 2-16-97, N 2-16-96.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протоколы об административных правонарушениях от 26.03.2014 NN 2-16-18-54, 2-16-18-55, 2-16-18-56, 2-16-18-58, от 27.03.2014 NN 2-16-18-60, 2-16-18-61, 2-16-18-62, от 28.03.2014 N 2-16-18-67, от 31.03.2014 NN 2-16-18-70, 2-16-18-71, от 03.04.2014 NN 2-16-18-73, 2-16-18-74 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 10.04.2014 N 2-16-18-74 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, вины Общества в его совершении, не выявил процессуальных нарушений при проведении административного расследования, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69 законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона N 69 к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена статьей 37 Федерального закона N 69.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены в Федеральном законе "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (Закон N 123-ФЗ), в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (ППР). Наряду с указанными нормативными правовыми актами, организации, их должностные лица и граждане обязаны также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Выявленные в ходе проверки факты несоблюдения в обслуживаемых Обществом домах требований пожарной безопасности установлены судом первой инстанции и подтверждаются материалами дела, а именно: актами проверки от 27.03.2014 N 2-16-75, от 25.03.2014 N 2-16-83, N 2-16-84, N 2-16-82, от 28.03.2014 N 2-16-100, N 2-16-102, от 31.03.2014 N 2-16-113, N 2-16-112, от 24.03.2014 N 2-16-70, N 2-16-99, N 2-16-97, N 2-16-96 и протоколами об административных правонарушениях от 26.03.2014 NN 2-16-18-54, 2-16-18-55, 2-16-18-56, 2-16-18-58, от 27.03.2014 NN 2-16-18-60, 2-16-18-61, 2-16-18-62, от 28.03.2014 N 2-16-18-67, от 31.03.2014 NN 2-16-18-70, 2-16-18-71, от 03.04.2014 NN 2-16-18-73, 2-16-18-74.
Таким образом, следует признать наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в материалах дела не содержится.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в отношении совершенных Обществом правонарушений положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, принимая во внимание количество правонарушений, отсутствие доказательств принятия Обществом своевременных необходимых мер для устранения в установленные сроки нарушений требований Закона N 123-ФЗ и ППР, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что своими действиями Общество создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что размер назначенного административным органом штрафа не свидетельствует о малозначительности совершенного Обществом правонарушения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 13.07.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения жалобы Общества отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2014 по делу N А56-29597/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)