Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3336/2014) ООО "Стройпрогресс-Н" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.11.2013 по делу N А21-7629/2013 (судья Талалас Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Стройпрогресс-Н"
к Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс-Н" (Калининград, Московский пр-кт, 201, ОГРН 1023901643270, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области (Калининград, Московский пр-кт, 95, далее - Служба ГАСН Калининградской области), выразившегося в неосуществлении государственного строительного надзора в отношении многоквартирного жилого дома, построенного обществом по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Донская, 6 "А", и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 26.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Стройпрогресс-Н" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 26.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование доводов жалобы общество указывает, что разрешение на строительство направлялось Администрацией Пионерского городского округа, следовательно, на момент начала строительства Служба ГАСН была надлежащим образом уведомлена о начале строительства дома, в связи с чем бездействие административного органа, выразившееся в неосуществлении архитектурно-строительного надзора на объекте капитального строительства является незаконным и нарушает права и законные интересы застройщиков и многочисленных участников долевого строительства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Стройпрогресс-Н" на основании разрешения на строительство от 01.06.2011 N RU39303000-24-2011/МО, выданного Администрацией Пионерского городского округа, осуществляет строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Донская, 6 "А".
24.06.2013 общество в адрес Службы ГАСН направило извещение о начале строительства и извещение об окончании строительства объекта с целью проведения итоговой проверки и выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических норм и градостроительных регламентов.
Письмом от 10.07.2013 N 1085 Служба ГАСН сообщила обществу о невозможности выдачи заключения о соответствии в связи с тем, что извещение о строительстве до начала осуществления строительных работ на объекте не направлялось, журналы общих и специальных работ не регистрировались, проверки в рамках государственного строительного надзора, определенного частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), в процессе осуществления работ на объекте не проводились.
Полагая, что бездействие Службы, выразившееся в непроведении итоговой проверки при осуществлении государственного строительного надзора и выдаче заключения о соответствии, является незаконным и нарушает права и законные интересы, ООО "Стройпрогресс-Н" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, отказ в выдаче соответствующего заключения мотивирован тем, что извещение о строительстве до начала осуществления строительных работ на объекте не направлялось, государственный строительный надзор объекта не проводился,
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.
Согласно пункту 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (заключение о соответствии).
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (далее - Порядок проведения проверок).
Частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.
Пункт 5 Порядка проведения проверок также предусматривает, что застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в Приложении N 2 к данному Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Такое извещение с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение семи рабочих дней с даты получения такого извещения (п. 6 Порядка проведения проверок).
Согласно пунктам 3, 25 Порядка проведения проверок итоговая проверка назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, составляемого по образцу, приведенному в Приложении N 10 к данному Порядку.
В соответствии с пунктом 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (п. 17 Положения).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество вышеуказанное извещение в орган государственного строительного надзора не направляло, государственный строительный надзор на спорном объекте не проводился.
Руководствуясь названными нормами, суд первой инстанции обоснованно отметил, что поскольку работы по строительству многоквартирного дома подлежат государственному строительному надзору, а доказательства проведения государственного строительного надзора в соответствии с Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений заявителем не представлены, то бездействие Службы ГАСН, выразившееся в неосуществлении государственного строительного надзора, соответствует закону, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Излишне уплаченная платежным поручением N 1 от 05.02.2014 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату ООО "Стройпрогресс-Н" из средств федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 ноября 2013 года по делу N А21-7629/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Стройпрогресс-Н" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2014 ПО ДЕЛУ N А21-7629/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу N А21-7629/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3336/2014) ООО "Стройпрогресс-Н" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.11.2013 по делу N А21-7629/2013 (судья Талалас Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Стройпрогресс-Н"
к Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс-Н" (Калининград, Московский пр-кт, 201, ОГРН 1023901643270, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора Калининградской области (Калининград, Московский пр-кт, 95, далее - Служба ГАСН Калининградской области), выразившегося в неосуществлении государственного строительного надзора в отношении многоквартирного жилого дома, построенного обществом по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Донская, 6 "А", и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением от 26.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Стройпрогресс-Н" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 26.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование доводов жалобы общество указывает, что разрешение на строительство направлялось Администрацией Пионерского городского округа, следовательно, на момент начала строительства Служба ГАСН была надлежащим образом уведомлена о начале строительства дома, в связи с чем бездействие административного органа, выразившееся в неосуществлении архитектурно-строительного надзора на объекте капитального строительства является незаконным и нарушает права и законные интересы застройщиков и многочисленных участников долевого строительства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Стройпрогресс-Н" на основании разрешения на строительство от 01.06.2011 N RU39303000-24-2011/МО, выданного Администрацией Пионерского городского округа, осуществляет строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, ул. Донская, 6 "А".
24.06.2013 общество в адрес Службы ГАСН направило извещение о начале строительства и извещение об окончании строительства объекта с целью проведения итоговой проверки и выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических норм и градостроительных регламентов.
Письмом от 10.07.2013 N 1085 Служба ГАСН сообщила обществу о невозможности выдачи заключения о соответствии в связи с тем, что извещение о строительстве до начала осуществления строительных работ на объекте не направлялось, журналы общих и специальных работ не регистрировались, проверки в рамках государственного строительного надзора, определенного частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), в процессе осуществления работ на объекте не проводились.
Полагая, что бездействие Службы, выразившееся в непроведении итоговой проверки при осуществлении государственного строительного надзора и выдаче заключения о соответствии, является незаконным и нарушает права и законные интересы, ООО "Стройпрогресс-Н" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, отказ в выдаче соответствующего заключения мотивирован тем, что извещение о строительстве до начала осуществления строительных работ на объекте не направлялось, государственный строительный надзор объекта не проводился,
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен в Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.
Согласно пункту 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (заключение о соответствии).
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (далее - Порядок проведения проверок).
Частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса.
Пункт 5 Порядка проведения проверок также предусматривает, что застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в Приложении N 2 к данному Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Такое извещение с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение семи рабочих дней с даты получения такого извещения (п. 6 Порядка проведения проверок).
Согласно пунктам 3, 25 Порядка проведения проверок итоговая проверка назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, составляемого по образцу, приведенному в Приложении N 10 к данному Порядку.
В соответствии с пунктом 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (п. 17 Положения).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество вышеуказанное извещение в орган государственного строительного надзора не направляло, государственный строительный надзор на спорном объекте не проводился.
Руководствуясь названными нормами, суд первой инстанции обоснованно отметил, что поскольку работы по строительству многоквартирного дома подлежат государственному строительному надзору, а доказательства проведения государственного строительного надзора в соответствии с Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений заявителем не представлены, то бездействие Службы ГАСН, выразившееся в неосуществлении государственного строительного надзора, соответствует закону, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Излишне уплаченная платежным поручением N 1 от 05.02.2014 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату ООО "Стройпрогресс-Н" из средств федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 ноября 2013 года по делу N А21-7629/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Стройпрогресс-Н" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)