Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябспецтранс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 апреля 2014 года по делу N А76-25309/2013 (судья Мрез И.В.).
Открытое акционерное общество "Челябспецтранс" (далее - заявитель, ОАО "Челябспецтранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее - заинтересованное лицо, ГИБДД УМВД, инспекция) о признании недействительным предписания N 1818 от 15.11.2013.
Решением суда от 14 апреля 2014 года (резолютивная часть объявлена 10 апреля 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, предписание от 15.11.2013 N 1818 (далее - предписание) о демонтаже металлических столбиков с проезжей части по дороге по ул. Расковой до 22.11.2013 не может рассматриваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, поскольку после введения в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Расковой (2 очередь строительства) ОАО "Челябспецтранс" утратило право аренды на часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона и не может существовать отдельно от права собственности на помещение. Соглашением о расторжении договора аренды установлено, что обязательства ОАО "Челябспецтранс" прекращаются с 31.10.2013; регистрация соглашения о расторжении договора аренды приостановлена (30.01.2014), а в последствии в регистрации отказано (28.02.2014) на основании того, что в Едином государственном реестре прав зарегистрированы права собственности различных лиц на объекты долевого строительства, в силу чего на спорный земельный участок возникла общая долевая собственность.
По мнению общества, административным органом нарушены требования ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в части проведения в отношении общества проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 20 настоящего закона является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверки и не может служить доказательствами несоблюдения обществом требований в области безопасности дорожного движения.
Заявитель считает, что административным органом нарушена процедура проведения проверки в части извещения юридического лица (его законного представителя) о времени начала проверки, поскольку представитель общества приглашен в ГИБДД УМВД для выдачи предписания по факту уже проведенной внеплановой проверки по жалобе третьих лиц.
Общество полагает, что текст предписания содержит противоречивые сведения, а именно в предписании указано, что "проведенной ежедневной проверкой выявлены нарушения", что противоречит обстоятельствам дела.
До начала судебного заседания от инспекции в арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя. Заинтересованное лицо поясняет, что судом первой инстанции подробно исследованы доказательства, представленные сторонами, дана оценка действиям должностных лиц, обстоятельства возникшей ситуации. С учетом изложенного, предписание является законным, а решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании письменного обращения гражданки Потаповой М.А. (вх. N 2577-П) о законности установки застройщиком жилого дома N 7 по ул. Вострецова в г. Челябинске на проезжей части металлических столбиков, ограничивающих въезд автомобилей на парковочные места, что привело к ухудшению проезжей части, что также подтверждается фотографиями, ГИБДД УМВД проведена проверка (т. 1, л.д. 74-75).
13 ноября 2013 года законный представитель общества - генеральный директор Чевардин Анатолий Владимирович (далее - Чевардин А.В.) извещался об обязательной явке 15.11.2013 в ГИБДД, о чем составлена телефонограмма N 9, принятая со стороны общества Дорошевой (т. 1, л.д. 77).
14 ноября 2013 года государственный инспектор ГИБДД УМВД России по г. Челябинску Луканин А.В., в присутствии свидетелей, осуществил осмотр по факту установки на проезжей части дороги по ул. Расковой столбиков, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (т. 1, л.д. 73-76).
15 ноября 2013 года государственным инспектором ГИБДД УМВД России по г. Челябинску Луканиным А.В. от генерального директора общества Чевардина А.В. отобраны объяснения, из которых следует, что при строительстве жилого дома расположенного по адресу ул. Осипенко д. 5, на заключительном этапе благоустройства ул. Расковой, а именно дороги (проезжая часть) в границах дома, в соответствии с проектной документацией шифр 20-4-2007-ПЗУ выполнена парковка на 23 машиноместа. При строительстве автопарковки, на проезжую часть установлены металлические столбики с цепочкой, ограничивающие въезд автотранспорта - предусмотрены или нет проектной документацией, точно сказать не может. В проекте согласования в ГИБДД на установку столбиков нет (т. 1, л.д. 79-80).
15 ноября 2013 года выдано предписание N 1818, в котором указано, что в ходе проверки выявлены нарушения Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), выразившиеся в установке на проезжей части дороги по ул. Расковой металлических столбиков; ОАО "Челябспецтранс" предписано в срок до 22.11.2013 демонтировать данные металлические столбики. В случае невыполнения предписания заявителю указано на возможность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 10, 78).
Генеральный директор общества предписание получил 15.11.2013, о чем свидетельствует его подпись.
Не согласившись с названным предписанием, ОАО "Челябспецтранс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что выданное предписание является законным, поскольку из дела следует, что на участке дороги вблизи размещения спорных столбиков затруднено движение транспортных средств (далее - ТС) по проезжей части ул. Расковой, так как парковка автомашин на проезжей части без заезда на парковочные места ведет к заужению проезжей части и угрожает безопасности дорожного движения.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что если спорные столбики являются парковочными, то они установлены с нарушением требований, а именно высота столбиков, цвет и их размещение не соответствуют требованиям, указанным в ГОСТ.
Также суд первой инстанции установил что заявитель является надлежащим субъектом.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Для признания недействительным ненормативного правового акта (представления, предписания) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации совокупность указанных условий отсутствует.
В силу п. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) основными направлениями деятельности полиции являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона N 3-ФЗ требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 ч. 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
Согласно п. 1 Положения "О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного указом Президента Российской Федерации N 711 от 15.06.1998 (далее - Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций возложено на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру управления Госавтоинспекции.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение, в том числе, юридическими лицами независимо от формы собственности законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В силу п. 2 Положения решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
В соответствии с подп. "д" п. 6.1 Положения Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции вносить организации предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно подп. "а" п. 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения).
В соответствии с подп. "б" п. 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Аналогичные положения о полномочиях полиции, структурным подразделением которой является Госавтоинспекция, в ходе проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, содержатся в п. 21 ч. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ.
Согласно со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 30 Закона N 196-ФЗ государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу ст. 3 Закона N 257-ФЗ под дорожной деятельностью закон определяет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно с ст. 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения ТС по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 N 820, улично-дорожная сеть населенных пунктов запроектирована в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети выделены улицы местного значения, в состав которых включены проезды основное назначение которых - подъезд ТС к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
В разделе 1 ГОСТ Р 50597-93 установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно подп. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД, Правила) скоростью.
Проезжая часть, в силу п. 1.2 Правил, это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно с п. 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 41 (далее - Наставление) контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством контрольных проверок, повседневного надзора.
На основании п. 10.2.7.2 Наставления лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТу Р 50597-93.
В силу п. 10.2.8.1 - 10.2.8.4 Наставления повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.
Согласно п. 10.2.8.2 Наставления в ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.
Из дела следует, ОАО "Челябспецтранс" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027402540230; генеральным директором общества избран Чевардин А.В. (т. 1, л.д. 47, 48, 49, 50-54, 55-57, 90-95, 96).
ОАО "Челябспецстранс" (арендатор) предоставлен земельный участок из земель поселений (жилая зона) площадью 0,4650 га в аренду сроком до 01.06.2007 для завершения строительства жилого дома (стр. N 5) с гаражами по ул. Осипенко в микрорайоне N 2 ул. Косарева в Курчатовском районе г. Челябинска на основании согласованного проекта (заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска от 04.06.2001 N 223, о чем вынесено постановление Главы г. Челябинска N 1144-п от 30.09.2005 (т. 1, л.д. 13, 99-100).
Между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУиЗО, арендодатель) и ОАО "Челябспецстранс" (арендатор) заключен договор аренды земли г. Челябинска УЗ N 007175-К-2005 (далее - договор аренды земли), зарегистрированный в Управлении Росреестра, с учетом дополнительных соглашений - до 01.06.2015 (т. 1, л.д. 14-16, 17-20, 21, 22, 23, 24, 25, 98).
Из п. 1.1 договора аренды земли следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование земельный участок площадью 4650 кв. м, расположенный по адресу: ул. Осипенко в микрорайоне N 2 ул. Косарева в Курчатовском районе г. Челябинска.
Земельный участок, расположенный по адресу: местоположение установлено ориентиру, почтовый адрес ориентира: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Осипенко, площадью 4650 кв. м поставлен на кадастровый учет 17.01.2007 с присвоением кадастрового номера 74:36:0709006:37, о чем указано в кадастровом паспорте земельного участка (т. 1, л.д. 11-12, 102-103).
Обществу разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - разноэтажного (2-10 этажей) жилого дома (стр. N 5) с нежилыми помещениями на первом и втором этажах, с подземной автопарковкой и полуподземными гаражами (II очередь строительства). I этап - жилой дом с нежилыми помещениями в цокольном, первом и втором этажах и подземной автопарковкой (шифр проекта 22.11-10), расположенного по адресу: ул. Осипенко в микрорайоне N 2 ул. Косарева, по ул. Вострецова, 9, по ул. Марины Расковой, N 10, в Курчатовском районе г. Челябинска, о чем Администрацией г. Челябинска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU74315000-124-2013 от 31.10.2013 (т. 1, л.д. 46, 101).
Из ответа Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ Администрации г. Челябинска) от 20.12.2013 N 40-14446 "О выполнении благоустройства прилегающей территории жилого дома N 7 по ул. Вострецова следует, что Администрацией г. Челябинска выдано разрешение на 1-й этап строительства N Яи74315000-97-ж-2011 от 21.10.2011 - жилого дома с нежилыми помещениями в цокольном, первом и втором этажах и подземной автопарковкой по ул. Осипенко в микрорайоне N 2 по ул. Косарева Победы в Курчатовском районе г. Челябинска, которым предусмотрено строительство двух секций дома с нежилыми помещениями на 1-м и 2-м этажах, подземной автопарковкой, расположенной под домом. Разрешения на 2-й этап и 3-й этап с полуподземными гаражами не выдавалось. Застройщиком ГУАиГ Администрации г. Челябинска (исх.N 71 от 19.08.2013) уведомил о корректировке проектной документации и предоставил откорректированный раздел "ПЗУ" (т. 2, л.д. 21-22).
Однако устройство парковочных мест вдоль ул. Расковой с установкой разделительных столбиков выполнено на земельном участке, не принадлежавшем ОАО "Челябспецтранс".
Из проектной документации вышеназванного земельного участка, выделенного под застройку обществу следует, что граница земельного участка, выделенного последнему под застройку жилого дома граничит с по ул. Расковой, учитываемой в муниципальной казне города Челябинска (т. 2, л.д. 23-24).
Из информации КУиЗО от 02.10.2013 N 16243 автодорога ул. Расковой (в западном направлении от ул. Краснознаменная до ул. Северо-Крымская) в г. Челябинске учтена под N 75.
С учетом изложенного, устройство парковочных мест вдоль ул. Расковой с установкой разделительных металлических столбиков выполнена на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию г. Челябинск и размещено на проезжей части автомобильной дороги ул. Расковой, не являющейся ни жилой зоной, ни придомовой территорией. Установка разделительных столбиков на их установку в отсутствие разрешения собственника, либо иного лица, владеющего земельным участком, угрожает безопасности дорожного движения.
Также суд первой инстанции правомерно установил, что представленное обществом соглашение о продлении договора аренды земли до 01.06.2015 не зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); кроме того, обществом не оспаривается и то обстоятельство, что столбики, которые предписано демонтировать установлены именно им.
Таким образом, предписание является законным, поскольку размещение спорных металлических столбиков приводит к затруднению движения ТС по проезжей части ул. Расковой, что приводит к ее заужению и угрозе безопасности дорожного движения, а также, что установленные столбики не соответствуют требованиям ГОСТа.
Оспариваемое предписание до настоящего времени обществом не исполнено, что подтверждается актом проверки от 22.11.2013, составленным в присутствии свидетелей, фототаблицами, схемами, объяснением директора Чевардина А.В., определениями о возобновлении административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 82, 83, 84-85, 124, 125; т. 2, л.д. 25-30, 35-37, 60-61).
Суд апелляционной инстанции критически относится к доводам жалобы о том, что предписание не может выноситься в рамках проведения повседневного контроля, поскольку материалами дела и судом первой инстанции установлена законность выданного предписания и процессуальных нарушений не выявлено.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что в процессе повседневного надзора, осуществлявшегося государственным инспектором безопасности дорожного движения, не было необходимости в получении каких-либо документов от заявителя, обследовании используемых им территорий, помещений, оборудования, расположенных в местах ограниченного доступа, либо в ином взаимодействии госинспектора с уполномоченными лицами управления для выявления нарушений норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Действующее законодательство не предусматривает обязательного присутствия представителя органа исполнительной власти при обнаружении недостатков в содержании автомобильных дорог при проведении повседневного надзора.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ОАО "Челябспецтранс" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 апреля 2014 года по делу N А76-25309/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябспецтранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2014 N 18АП-6198/2014 ПО ДЕЛУ N А76-25309/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. N 18АП-6198/2014
Дело N А76-25309/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябспецтранс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 апреля 2014 года по делу N А76-25309/2013 (судья Мрез И.В.).
Открытое акционерное общество "Челябспецтранс" (далее - заявитель, ОАО "Челябспецтранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее - заинтересованное лицо, ГИБДД УМВД, инспекция) о признании недействительным предписания N 1818 от 15.11.2013.
Решением суда от 14 апреля 2014 года (резолютивная часть объявлена 10 апреля 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, предписание от 15.11.2013 N 1818 (далее - предписание) о демонтаже металлических столбиков с проезжей части по дороге по ул. Расковой до 22.11.2013 не может рассматриваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, поскольку после введения в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Расковой (2 очередь строительства) ОАО "Челябспецтранс" утратило право аренды на часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона и не может существовать отдельно от права собственности на помещение. Соглашением о расторжении договора аренды установлено, что обязательства ОАО "Челябспецтранс" прекращаются с 31.10.2013; регистрация соглашения о расторжении договора аренды приостановлена (30.01.2014), а в последствии в регистрации отказано (28.02.2014) на основании того, что в Едином государственном реестре прав зарегистрированы права собственности различных лиц на объекты долевого строительства, в силу чего на спорный земельный участок возникла общая долевая собственность.
По мнению общества, административным органом нарушены требования ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в части проведения в отношении общества проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 20 настоящего закона является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверки и не может служить доказательствами несоблюдения обществом требований в области безопасности дорожного движения.
Заявитель считает, что административным органом нарушена процедура проведения проверки в части извещения юридического лица (его законного представителя) о времени начала проверки, поскольку представитель общества приглашен в ГИБДД УМВД для выдачи предписания по факту уже проведенной внеплановой проверки по жалобе третьих лиц.
Общество полагает, что текст предписания содержит противоречивые сведения, а именно в предписании указано, что "проведенной ежедневной проверкой выявлены нарушения", что противоречит обстоятельствам дела.
До начала судебного заседания от инспекции в арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя. Заинтересованное лицо поясняет, что судом первой инстанции подробно исследованы доказательства, представленные сторонами, дана оценка действиям должностных лиц, обстоятельства возникшей ситуации. С учетом изложенного, предписание является законным, а решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании письменного обращения гражданки Потаповой М.А. (вх. N 2577-П) о законности установки застройщиком жилого дома N 7 по ул. Вострецова в г. Челябинске на проезжей части металлических столбиков, ограничивающих въезд автомобилей на парковочные места, что привело к ухудшению проезжей части, что также подтверждается фотографиями, ГИБДД УМВД проведена проверка (т. 1, л.д. 74-75).
13 ноября 2013 года законный представитель общества - генеральный директор Чевардин Анатолий Владимирович (далее - Чевардин А.В.) извещался об обязательной явке 15.11.2013 в ГИБДД, о чем составлена телефонограмма N 9, принятая со стороны общества Дорошевой (т. 1, л.д. 77).
14 ноября 2013 года государственный инспектор ГИБДД УМВД России по г. Челябинску Луканин А.В., в присутствии свидетелей, осуществил осмотр по факту установки на проезжей части дороги по ул. Расковой столбиков, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (т. 1, л.д. 73-76).
15 ноября 2013 года государственным инспектором ГИБДД УМВД России по г. Челябинску Луканиным А.В. от генерального директора общества Чевардина А.В. отобраны объяснения, из которых следует, что при строительстве жилого дома расположенного по адресу ул. Осипенко д. 5, на заключительном этапе благоустройства ул. Расковой, а именно дороги (проезжая часть) в границах дома, в соответствии с проектной документацией шифр 20-4-2007-ПЗУ выполнена парковка на 23 машиноместа. При строительстве автопарковки, на проезжую часть установлены металлические столбики с цепочкой, ограничивающие въезд автотранспорта - предусмотрены или нет проектной документацией, точно сказать не может. В проекте согласования в ГИБДД на установку столбиков нет (т. 1, л.д. 79-80).
15 ноября 2013 года выдано предписание N 1818, в котором указано, что в ходе проверки выявлены нарушения Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), выразившиеся в установке на проезжей части дороги по ул. Расковой металлических столбиков; ОАО "Челябспецтранс" предписано в срок до 22.11.2013 демонтировать данные металлические столбики. В случае невыполнения предписания заявителю указано на возможность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 10, 78).
Генеральный директор общества предписание получил 15.11.2013, о чем свидетельствует его подпись.
Не согласившись с названным предписанием, ОАО "Челябспецтранс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что выданное предписание является законным, поскольку из дела следует, что на участке дороги вблизи размещения спорных столбиков затруднено движение транспортных средств (далее - ТС) по проезжей части ул. Расковой, так как парковка автомашин на проезжей части без заезда на парковочные места ведет к заужению проезжей части и угрожает безопасности дорожного движения.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что если спорные столбики являются парковочными, то они установлены с нарушением требований, а именно высота столбиков, цвет и их размещение не соответствуют требованиям, указанным в ГОСТ.
Также суд первой инстанции установил что заявитель является надлежащим субъектом.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Для признания недействительным ненормативного правового акта (представления, предписания) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации совокупность указанных условий отсутствует.
В силу п. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) основными направлениями деятельности полиции являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона N 3-ФЗ требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 ч. 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
Согласно п. 1 Положения "О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного указом Президента Российской Федерации N 711 от 15.06.1998 (далее - Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Выполнение контрольных, надзорных и разрешительных функций возложено на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру управления Госавтоинспекции.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение, в том числе, юридическими лицами независимо от формы собственности законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В силу п. 2 Положения решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
В соответствии с подп. "д" п. 6.1 Положения Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции вносить организации предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно подп. "а" п. 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения).
В соответствии с подп. "б" п. 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Аналогичные положения о полномочиях полиции, структурным подразделением которой является Госавтоинспекция, в ходе проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, содержатся в п. 21 ч. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ.
Согласно со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
На основании ст. 30 Закона N 196-ФЗ государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу ст. 3 Закона N 257-ФЗ под дорожной деятельностью закон определяет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно с ст. 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения ТС по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 N 820, улично-дорожная сеть населенных пунктов запроектирована в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети выделены улицы местного значения, в состав которых включены проезды основное назначение которых - подъезд ТС к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
В разделе 1 ГОСТ Р 50597-93 установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно подп. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД, Правила) скоростью.
Проезжая часть, в силу п. 1.2 Правил, это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно с п. 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 41 (далее - Наставление) контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством контрольных проверок, повседневного надзора.
На основании п. 10.2.7.2 Наставления лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТу Р 50597-93.
В силу п. 10.2.8.1 - 10.2.8.4 Наставления повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.
Согласно п. 10.2.8.2 Наставления в ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.
Из дела следует, ОАО "Челябспецтранс" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027402540230; генеральным директором общества избран Чевардин А.В. (т. 1, л.д. 47, 48, 49, 50-54, 55-57, 90-95, 96).
ОАО "Челябспецстранс" (арендатор) предоставлен земельный участок из земель поселений (жилая зона) площадью 0,4650 га в аренду сроком до 01.06.2007 для завершения строительства жилого дома (стр. N 5) с гаражами по ул. Осипенко в микрорайоне N 2 ул. Косарева в Курчатовском районе г. Челябинска на основании согласованного проекта (заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска от 04.06.2001 N 223, о чем вынесено постановление Главы г. Челябинска N 1144-п от 30.09.2005 (т. 1, л.д. 13, 99-100).
Между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУиЗО, арендодатель) и ОАО "Челябспецстранс" (арендатор) заключен договор аренды земли г. Челябинска УЗ N 007175-К-2005 (далее - договор аренды земли), зарегистрированный в Управлении Росреестра, с учетом дополнительных соглашений - до 01.06.2015 (т. 1, л.д. 14-16, 17-20, 21, 22, 23, 24, 25, 98).
Из п. 1.1 договора аренды земли следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование земельный участок площадью 4650 кв. м, расположенный по адресу: ул. Осипенко в микрорайоне N 2 ул. Косарева в Курчатовском районе г. Челябинска.
Земельный участок, расположенный по адресу: местоположение установлено ориентиру, почтовый адрес ориентира: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Осипенко, площадью 4650 кв. м поставлен на кадастровый учет 17.01.2007 с присвоением кадастрового номера 74:36:0709006:37, о чем указано в кадастровом паспорте земельного участка (т. 1, л.д. 11-12, 102-103).
Обществу разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - разноэтажного (2-10 этажей) жилого дома (стр. N 5) с нежилыми помещениями на первом и втором этажах, с подземной автопарковкой и полуподземными гаражами (II очередь строительства). I этап - жилой дом с нежилыми помещениями в цокольном, первом и втором этажах и подземной автопарковкой (шифр проекта 22.11-10), расположенного по адресу: ул. Осипенко в микрорайоне N 2 ул. Косарева, по ул. Вострецова, 9, по ул. Марины Расковой, N 10, в Курчатовском районе г. Челябинска, о чем Администрацией г. Челябинска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU74315000-124-2013 от 31.10.2013 (т. 1, л.д. 46, 101).
Из ответа Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ Администрации г. Челябинска) от 20.12.2013 N 40-14446 "О выполнении благоустройства прилегающей территории жилого дома N 7 по ул. Вострецова следует, что Администрацией г. Челябинска выдано разрешение на 1-й этап строительства N Яи74315000-97-ж-2011 от 21.10.2011 - жилого дома с нежилыми помещениями в цокольном, первом и втором этажах и подземной автопарковкой по ул. Осипенко в микрорайоне N 2 по ул. Косарева Победы в Курчатовском районе г. Челябинска, которым предусмотрено строительство двух секций дома с нежилыми помещениями на 1-м и 2-м этажах, подземной автопарковкой, расположенной под домом. Разрешения на 2-й этап и 3-й этап с полуподземными гаражами не выдавалось. Застройщиком ГУАиГ Администрации г. Челябинска (исх.N 71 от 19.08.2013) уведомил о корректировке проектной документации и предоставил откорректированный раздел "ПЗУ" (т. 2, л.д. 21-22).
Однако устройство парковочных мест вдоль ул. Расковой с установкой разделительных столбиков выполнено на земельном участке, не принадлежавшем ОАО "Челябспецтранс".
Из проектной документации вышеназванного земельного участка, выделенного под застройку обществу следует, что граница земельного участка, выделенного последнему под застройку жилого дома граничит с по ул. Расковой, учитываемой в муниципальной казне города Челябинска (т. 2, л.д. 23-24).
Из информации КУиЗО от 02.10.2013 N 16243 автодорога ул. Расковой (в западном направлении от ул. Краснознаменная до ул. Северо-Крымская) в г. Челябинске учтена под N 75.
С учетом изложенного, устройство парковочных мест вдоль ул. Расковой с установкой разделительных металлических столбиков выполнена на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию г. Челябинск и размещено на проезжей части автомобильной дороги ул. Расковой, не являющейся ни жилой зоной, ни придомовой территорией. Установка разделительных столбиков на их установку в отсутствие разрешения собственника, либо иного лица, владеющего земельным участком, угрожает безопасности дорожного движения.
Также суд первой инстанции правомерно установил, что представленное обществом соглашение о продлении договора аренды земли до 01.06.2015 не зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр); кроме того, обществом не оспаривается и то обстоятельство, что столбики, которые предписано демонтировать установлены именно им.
Таким образом, предписание является законным, поскольку размещение спорных металлических столбиков приводит к затруднению движения ТС по проезжей части ул. Расковой, что приводит к ее заужению и угрозе безопасности дорожного движения, а также, что установленные столбики не соответствуют требованиям ГОСТа.
Оспариваемое предписание до настоящего времени обществом не исполнено, что подтверждается актом проверки от 22.11.2013, составленным в присутствии свидетелей, фототаблицами, схемами, объяснением директора Чевардина А.В., определениями о возобновлении административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 82, 83, 84-85, 124, 125; т. 2, л.д. 25-30, 35-37, 60-61).
Суд апелляционной инстанции критически относится к доводам жалобы о том, что предписание не может выноситься в рамках проведения повседневного контроля, поскольку материалами дела и судом первой инстанции установлена законность выданного предписания и процессуальных нарушений не выявлено.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что в процессе повседневного надзора, осуществлявшегося государственным инспектором безопасности дорожного движения, не было необходимости в получении каких-либо документов от заявителя, обследовании используемых им территорий, помещений, оборудования, расположенных в местах ограниченного доступа, либо в ином взаимодействии госинспектора с уполномоченными лицами управления для выявления нарушений норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Действующее законодательство не предусматривает обязательного присутствия представителя органа исполнительной власти при обнаружении недостатков в содержании автомобильных дорог при проведении повседневного надзора.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ОАО "Челябспецтранс" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 апреля 2014 года по делу N А76-25309/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябспецтранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Н.А.ИВАНОВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)