Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ИТОГОВАЯ СПРАВКА
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ <1>
--------------------------------
<1> Подготовлена отделом анализа и обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Уральского округа по итогам рассмотрения аналитической справки по некоторым вопросам практики рассмотрения дел об административной ответственности за нарушение законодательства при оказании коммунальных услуг Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
1. Состав какого административного правонарушения (ст. 14.6, 14.7, ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>) образуют действия управляющей компании по указанию потребителям в квитанциях завышенной стоимости предоставленных коммунальных услуг в связи с неверным расчетом платы (применение неверного тарифа, норматива или формулы для расчета)?
--------------------------------
<2> Далее - КоАП РФ.
Статья 14.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Статьей 14.7 названного Кодекса предусмотрена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 названного Кодекса, в частности холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Указание в платежном документе завышенной стоимости коммунальных услуг может быть вызвано разного рода обстоятельствами, в том числе применением не того метода расчета (не установленной законодателем формулы расчета), применением неверного тарифа, норматива и т.п.
Таким образом, правовая квалификация действий управляющей организации по указанию в платежных документах завышенной стоимости предоставленных коммунальных услуг зависит от объективной стороны правонарушения, а именно в результате каких конкретно действий управляющей организации был завышен размер платы за коммунальные услуги.
2. Образует ли событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, действие управляющей компании по включению в квитанцию об оплате коммунальных услуг платежей за добровольное страхование гражданской ответственности в страховой организации?
В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ административным правонарушением признается включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (ч. 1 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (ст. 957 названного Кодекса).
Сбор платежей за добровольное страхование гражданской ответственности и имущества не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями.
Следовательно, при включении в квитанцию на оплату коммунальных услуг платежей за добровольное страхование гражданской ответственности у собственников жилых помещений не возникает обязанности по оплате услуг страхования в связи с отсутствием договора со страховой организацией.
Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. При этом предоставление коммунальных услуг не ставится в зависимость от оплаты услуг по страхованию.
В связи с этим действия управляющей компании по включению в квитанцию об оплате коммунальных услуг платежей за добровольное страхование гражданской ответственности не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
3. Является ли субъектом административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, лицо, осуществляющее обязанности по изготовлению для потребителей платежных документов по договору с исполнителем коммунальных услуг, в случае отсутствия в указанных документах информации, предусмотренной п. 37. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <3>?
--------------------------------
<3> Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Данные Правила утратили силу с 01.09.2012 г. в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень и способы доведения необходимой информации до потребителя коммунальных услуг установлен Правилами N 307 <4>.
--------------------------------
<4> В настоящее время способы доведения информации до потребителя коммунальных услуг установлены Правилами N 354.
Согласно п. 37, 38 названных Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. В платежном документе указываются, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов; сведения о размере задолженности перед исполнителем и другие сведения <5>.
--------------------------------
<5> Аналогичные требования установлены в п. 66. 69 Правил N 354.
Из приведенных норм следует, что требования к объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя подлежат выполнению исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, предоставляющими коммунальные услуги, производящими или приобретающими коммунальные ресурсы и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги <6>.
--------------------------------
<6> В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, лицо, осуществляющее обязанности по изготовлению для потребителей платежных документов по договору с исполнителем коммунальных услуг и не являющееся само исполнителем коммунальных услуг, в случае отсутствия в указанных документах необходимой и достоверной информации не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
4. Какие организации могут быть признаны субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ (организации, являющиеся исполнителями коммунальных услуг, или любые организации, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами)?
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с п. 3 Правил N 307 коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 4 указанных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 75 Правил N 307 исполнитель несет ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг <7>.
--------------------------------
<7> См. также п. 149 Правил N 354.
Вместе с тем обязанность обеспечить соответствующий нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами может быть возложена и на лицо, не являющееся исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающую организацию).
В этой связи субъектом ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, является не только исполнитель коммунальной услуги, но и любое лицо, участвующее в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанное поддерживать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ИТОГОВАЯ СПРАВКА ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Одобрена
президиумом
Федерального арбитражного суда
Уральского округа
1 октября 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ИТОГОВАЯ СПРАВКА
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ <1>
--------------------------------
<1> Подготовлена отделом анализа и обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Уральского округа по итогам рассмотрения аналитической справки по некоторым вопросам практики рассмотрения дел об административной ответственности за нарушение законодательства при оказании коммунальных услуг Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
1. Состав какого административного правонарушения (ст. 14.6, 14.7, ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2>) образуют действия управляющей компании по указанию потребителям в квитанциях завышенной стоимости предоставленных коммунальных услуг в связи с неверным расчетом платы (применение неверного тарифа, норматива или формулы для расчета)?
--------------------------------
<2> Далее - КоАП РФ.
Статья 14.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Статьей 14.7 названного Кодекса предусмотрена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 названного Кодекса, в частности холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Указание в платежном документе завышенной стоимости коммунальных услуг может быть вызвано разного рода обстоятельствами, в том числе применением не того метода расчета (не установленной законодателем формулы расчета), применением неверного тарифа, норматива и т.п.
Таким образом, правовая квалификация действий управляющей организации по указанию в платежных документах завышенной стоимости предоставленных коммунальных услуг зависит от объективной стороны правонарушения, а именно в результате каких конкретно действий управляющей организации был завышен размер платы за коммунальные услуги.
2. Образует ли событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, действие управляющей компании по включению в квитанцию об оплате коммунальных услуг платежей за добровольное страхование гражданской ответственности в страховой организации?
В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ административным правонарушением признается включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (ч. 1 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (ст. 957 названного Кодекса).
Сбор платежей за добровольное страхование гражданской ответственности и имущества не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями.
Следовательно, при включении в квитанцию на оплату коммунальных услуг платежей за добровольное страхование гражданской ответственности у собственников жилых помещений не возникает обязанности по оплате услуг страхования в связи с отсутствием договора со страховой организацией.
Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. При этом предоставление коммунальных услуг не ставится в зависимость от оплаты услуг по страхованию.
В связи с этим действия управляющей компании по включению в квитанцию об оплате коммунальных услуг платежей за добровольное страхование гражданской ответственности не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
3. Является ли субъектом административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, лицо, осуществляющее обязанности по изготовлению для потребителей платежных документов по договору с исполнителем коммунальных услуг, в случае отсутствия в указанных документах информации, предусмотренной п. 37. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <3>?
--------------------------------
<3> Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Данные Правила утратили силу с 01.09.2012 г. в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень и способы доведения необходимой информации до потребителя коммунальных услуг установлен Правилами N 307 <4>.
--------------------------------
<4> В настоящее время способы доведения информации до потребителя коммунальных услуг установлены Правилами N 354.
Согласно п. 37, 38 названных Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. В платежном документе указываются, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов; сведения о размере задолженности перед исполнителем и другие сведения <5>.
--------------------------------
<5> Аналогичные требования установлены в п. 66. 69 Правил N 354.
Из приведенных норм следует, что требования к объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя подлежат выполнению исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, предоставляющими коммунальные услуги, производящими или приобретающими коммунальные ресурсы и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги <6>.
--------------------------------
<6> В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, лицо, осуществляющее обязанности по изготовлению для потребителей платежных документов по договору с исполнителем коммунальных услуг и не являющееся само исполнителем коммунальных услуг, в случае отсутствия в указанных документах необходимой и достоверной информации не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
4. Какие организации могут быть признаны субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ (организации, являющиеся исполнителями коммунальных услуг, или любые организации, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами)?
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с п. 3 Правил N 307 коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 4 указанных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 75 Правил N 307 исполнитель несет ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг <7>.
--------------------------------
<7> См. также п. 149 Правил N 354.
Вместе с тем обязанность обеспечить соответствующий нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами может быть возложена и на лицо, не являющееся исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающую организацию).
В этой связи субъектом ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, является не только исполнитель коммунальной услуги, но и любое лицо, участвующее в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанное поддерживать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)