Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2014 ПО ДЕЛУ N А62-4219/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А62-4219/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 18.11.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское", в отсутствие представителя Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, в отсутствие представителя Прокуратуры Смоленского района Смоленской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 по делу N А62-4219/2014 (судья Алмаев Р.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" (с. Пригорское Смоленской области, ОГРН 1076714002529, ИНН 6714028370) к Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (г. Смоленск, ОГРН 1026701441568, ИНН 6730029638), третье лицо: Прокуратура Смоленского района Смоленской области (г. Смоленск), о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2014 N 8-14 по делу об административном правонарушении,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" (далее по тексту - ООО "Коммунальные системы "Пригорское", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.06.2014 N 8-14, вынесенного Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее - Департамент), которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Полагая, что решение принято с нарушением норм материального права, судом неполно исследованы доказательства, имеющие значение для дела, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что в 2011 году между ООО "Коммунальные системы "Пригорское" (арендатор) и Администрацией муниципального образования "Смоленский район" (арендодатель) заключены договоры аренды на объекты теплоснабжения (тепловая сеть и трубопроводы горячей воды с. Пригорское), водоснабжения и водоотведения (сети водоснабжения и водоотведения). Арендодатель не обращался в адрес арендатора с требованием расторгнуть договор и возвратить переданное имущество, следовательно, указанные договоры являются действующими. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.12.2013 по делу N А62-2816/2013 договоры аренды объектов тепло- и водоснабжения признаны заключенными и действующими. Кроме того, в силу Федерального закона "О теплоснабжении", Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" ООО "Коммунальные системы "Пригорское" является ресурсоснабжающей организацией.
Заявитель, ссылаясь на часть 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что в выставляемых квитанциях ООО "Коммунальные системы "Пригорское" применяет ранее установленный тариф, что, по его мнению, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав потребителей.
Также заявитель полагал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Смоленского района была проведена проверка по обращению Главы Администрации муниципального образования Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 03.04.2014 (т. 1, л.д. 79) и от 07.04.2014 (т. 1, л.д. 84) о незаконном взимании ООО "Коммунальные системы "Пригорское" платы за коммунальные услуги с граждан, проживающих в с.Пригорское Смоленского района Смоленской области.
Проверкой было установлено, что ООО "Коммунальные системы "Пригорское" утратило статус ресурсоснабжающей организации, не владеет на законных основаниях объектами коммунальной инфраструктуры, посредством которых оказываются услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, в установленном законом порядке тарифы на коммунальные услуги обществу не утверждены.
Начисление ООО "Коммунальные системы "Пригорское" платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах с. Пригорское, за период с 01.09.2013 по 31.03.2014 без утвержденных в установленном законом порядке тарифов является нарушением установленного порядка ценообразования, в связи с чем в действиях общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка ценообразования.
По результатам проверки было вынесено постановление от 14.05.2014 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ в отношении ООО "Коммунальные системы "Пригорское" и указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения в Департамент.
20.05.2014 Департаментом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 8-14 на 02.06.2014 в 12.00 часов.
02.06.2014 в Департамент путем факсимильной связи было направлено ходатайство, подписанное директором ООО "Партнер" - единоличного исполнительного органа ООО "Коммунальные системы "Пригорское" Толпыго Николаем Ивановичем об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью присутствия законного представителя ООО "Коммунальные системы "Пригорское" на рассмотрении дела.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N 8-14 было отложено до 10.06.2014 (т. 1, л.д. 67).
10.06.2014 Департаментом рассмотрено дело об административном правонарушении N 8-14 в присутствии представителя ООО "Коммунальные системы "Пригорское" по доверенности б/н от 02.06.2014 Семенова А.А. и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 8-14, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т. 1, л.д. 9).
ООО "Коммунальные системы "Пригорское", не согласившись с постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что в соответствии с материалами административного дела, собственниками и нанимателями многоквартирных жилых домов N 1, 3, 4, 5,6, 7 по ул. Мира, N 1, 3, 7 по ул. Молодежная, N 1, 3, 5, 7, 9 по ул. Октябрьской с. Пригорское Смоленского района было выбрано непосредственное управление общим имуществом многоквартирных домов, а обслуживающей организацией выбрано ООО "Коммунальные системы "Пригорское". Собственниками и нанимателями многоквартирных жилых домов N 11 по ул. Октябрьской с. Пригорское Смоленского района с 01.01.2013 выбрано в качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания "Теплый дом".
С 2008 года ресурсоснабжающей организацией, производящей посредством находящихся в пользовании объектов коммунальной инфраструктуры коммунальные услуги (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление), в с. Пригорское являлось ООО "Коммунальные системы "Пригорское".
06.03.2013 муниципальное образование Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области передало в аренду ООО "Коммунальные системы "Пригорское" объекты коммунальной инфраструктуры, посредством которых снабжаются коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, отопление) потребители, проживающие в жилых помещениях с. Пригорское.
В договоре о передаче в аренду недвижимого имущества указан срок действия договора - тридцать календарных дней.
По результатам открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности для последующего предоставления услуг, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения между Администрацией муниципального образования Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области и ООО "УК "Теплый дом" 20.03.2013 заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры, посредством которых предоставляются услуги по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах с. Пригорское. С указанной даты арендатор приобрел статус ресурсоснабжающей организации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.08.2013 по делу N А62-3255/2013 договор от 20.03.2013 N 01/2013 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, заключенный между Администрацией Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и ООО "Управляющая компания "Теплый дом", признан недействительным. Данное решение было оставлено без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А62-3255/2013.
В соответствии с пунктом 2 постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 14.06.2013 N 242 "Об установлении тарифа на горячую воду ООО "Управляющая компания "Теплый дом" (от котельной, расположенной по адресу: с. Пригорское, Смоленский район)" 2013 нормативные правовые акты об установлении тарифов на горячую воду ООО "Коммунальные системы "Пригорское" признаны утратившими силу с 01.07.2013.
В соответствии с пунктом 2 постановления Департамента от 24.05.2013 N 204 "Об установлении тарифов на тепловую энергию ООО УК "Теплый дом" (котельная, расположенная по адресу: с. Пригорское, Смоленский район)" нормативные правовые акты признаны утратившими силу с 01.06.2013 в части тарифов на услуги по передаче покупной тепловой энергии для ООО "Коммунальные системы "Пригорское".
Кроме того, постановлением Департамента от 19.06.2013 N 256 ООО "УК "Теплый дом" как ресурсоснабжающей организации, предоставляющей потребителям с. Пригорское услуги по водоснабжению и водоотведению, установлены с 01.07.2013 по 30.06.2014 одноставочные тарифы на холодную питьевую воду и водоотведение для расчетов с потребителями.
Изучив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является лицо, осуществляющее регулируемый государством вид деятельности и виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Для применения части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в отношении хозяйствующего субъекта достаточно самого факта взимания платы за коммунальные услуги без утвержденного в установленном порядке тарифа.
В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Из содержания письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 следует, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 указанного закона - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Согласно подпункту "в" пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
С учетом изложенного, собственники многоквартирных жилых домов с. Пригорское, избравшие непосредственный способ управления, должны заключить договор с соответствующими ресурсоснабжающими организациями. При этом исполнителем коммунальных услуг будут являться ресурсоснабжающие организации.
В силу пункта 2 Правил "ресурсоснабжающая организация" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Исходя из пунктов 13, 14, 67 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Таким образом, направление платежных документов на оплату коммунальных услуг собственникам и нанимателям многоквартирных жилых домов с. Пригорское, избравших непосредственный способ управления, осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а собственникам и нанимателям жилых помещений, управление которыми осуществляется управляющей компанией - управляющей компанией.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры, заключенный между ООО "Коммунальные системы "Пригорское" и Администрацией муниципального образования Пригорское сельское поселение Смоленского района Смоленской области является действующим, был обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.12.2013 по делу N А62-2816/2013 также была рассмотрена судом первой инстанции. Суд указал, что доказательств, подтверждающих, что на дату принятия оспариваемого постановления, а также в период с 01.09.2013 по 31.03.2014 заявитель являлся законным владельцем объектов инфраструктуры, материалы дела не содержат.
Факт совершения ООО "Коммунальные системы "Пригорское" нарушений, подлежащих квалификации по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Таким образом, ввиду того, что признание недействительным договора аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, заключенного между Администрацией Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и ООО "Управляющая компания "Теплый дом" не означает, что заявитель жалобы на законных основаниях владеет объектами коммунальной инфраструктуры; событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившееся в начислении заявителем платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах с. Пригорское за период с 01.09.2013 по 31.03.2014 без утвержденных в законном порядке тарифов, является установленным; нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Пригорское" удовлетворению не подлежит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, а нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, основания для отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 по делу N А62-4219/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ

Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
К.А.ФЕДИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)