Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 33-2233/15

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N 33-2233/15


Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дороднова Г.И.,
судей: Коневой С.И., Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания М..,
с участием прокурора Броницкого С.И., представителя Администрации г. Нижнего Новгорода Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Нижнего Новгорода на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18.06.2014 года по делу по заявлению прокурора города Нижнего Новгорода в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта администрации города Нижнего Новгорода,

установила:

прокурор г. Нижнего Новгорода обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим постановление администрации города Нижнего Новгорода от 28.02.2014 N 618 "О создании Комиссии по определению приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов" с момента издания данного постановления.
В обоснование своих требований прокурор указал, что администрацией г. Нижнего Новгорода издано постановление от 28.02.2014 N 618 "О создании Комиссии по определению приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов".
Постановление опубликовано на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-коммуникационной сети "Интернет", нижнийновгород.рф - 04.03.2014, в газете "День города. Нижний Новгород", N 28 (868), 11.04.2014.
Считает, что постановление не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 59-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" определение необходимости проведения капитального ремонта осуществляется органами местного самоуправления на основании сведений о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем, представляемых лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Орган местного самоуправления для уточнения данных и (или) определения приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта может формировать комиссию с участием представителей органа местного самоуправления, а также представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и (или) регионального оператора (в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора), с обязательным участием представителей органа государственного жилищного надзора Нижегородской области.
Порядок работы комиссии устанавливается органом местного самоуправления. Комиссия устанавливает значения показателей технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем путем их обследования визуальным способом, инструментальными методами контроля и испытаниями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 20 Порядка определено, что комиссия при определении приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и определении очередности проведения капитального ремонта изучает предложения управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и предоставленные ими сведения о техническом состоянии: внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; лифтового оборудования, лифтовых шахт; кровли, в том числе устройство выходов на кровлю; подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; фасадов; коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); фундамента многоквартирного дома.
Считает, что, таким образом, при определении приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Комиссия ограничивается изучением предложений управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и предоставленных ими сведений о техническом состоянии многоквартирных домов, которое необходимо для определения необходимости проведения капитального ремонта органами местного самоуправления, а не для определения приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта общего имущества, в целях которой и создается соответствующая Комиссия.
Вышеуказанными нормами Закона Нижегородской области прямо предусмотрено установление комиссией значений показателей технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем путем их обследования визуальным способом, инструментальными методами контроля и испытаниями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отсутствие в пункте 20 Порядка указания на установление комиссией значений показателей технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем путем их обследования визуальным способом, инструментальными методами контроля и испытаниями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации противоречит изложенным требованиям законодательства.
Также указывает, что в нарушение правовых норм обжалуемое Постановление не опубликовано в газете, учрежденной органами местного самоуправления для опубликования муниципальных правовых актов.
Кроме того, обжалуемый порядок не содержит оснований и условий принятия решения об определении приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, что является коррупциогенным фактором.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18.06.2014 года прокурору в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор г. Нижнего Новгорода просит об отмене решения суда от 18.06.2014 года как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норма материального и процессуального права и не соответствующего обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 февраля 2014 года администрацией г. Нижнего Новгорода издано постановление N 618 "О создании комиссии по определению приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов", которым была создана соответствующая комиссия и утвержден Порядок работы комиссии.
Данное постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области порядка и процедуры определения приоритетности проведения капитального ремонта.
Указанное постановление с приложениями к нему опубликовано в газете "День города. Нижний Новгород", N 28 (868) от 11 апреля 2014 года.
Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии со статьями 46, 52.1 Устава г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 года N 91, правовые акты администрации г. Нижнего Новгорода входят в систему муниципальных правовых актов и издаются в форме постановлений главой администрации города Нижнего Новгорода.
Согласно статье 55 Устава, правовые акты администрации г. Нижнего Новгорода, затрагивающие права человека и гражданина, подлежат опубликованию в десятидневный срок с момента подписания в средстве массовой информации - газете, учрежденной органами местного самоуправления для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации, а также на официальном сайте в сети Интернет.
Исходя из установленных обстоятельств дела, и руководствуясь приведенными нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление издано уполномоченным лицом, в надлежащей форме и введено в действие при соблюдении порядка его официального опубликования.
При этом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что опубликование с нарушением установленного срока само по себе, не свидетельствует о его незаконности и не влечет признание его недействительным, поскольку правовые акты администрации города вступают в силу после их опубликования.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
Так, в соответствии с частями со ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" определение необходимости проведения капитального ремонта осуществляется органами местного самоуправления на основании сведений о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем, представляемых лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Орган местного самоуправления для уточнения данных и (или) определения приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта может формировать комиссию с участием представителей органа местного самоуправления, а также представителей лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и (или) регионального оператора (в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора), с обязательным участием представителей органа государственного жилищного надзора Нижегородской области.
Порядок работы комиссии устанавливается органом местного самоуправления. Комиссия устанавливает значения показателей технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем путем их обследования визуальным способом, инструментальными методами контроля и испытаниями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В развитие указанных положений, администрацией города Нижнего Новгорода принято оспариваемое постановление, которым, кроме прочего, в приложении N 2 утвержден Порядок работы комиссии.
Согласно части 10 статьи 41 Устава города Нижнего Новгорода в качестве совещательных органов администрации города Нижнего Новгорода могут создаваться коллегии, консультативные общественные советы, иные совещательные органы.
Таким образом, администрация города для выполнения своих функций, безусловно, вправе создавать, в том числе, и комиссии, осуществляющие рассмотрение тех или иных вопросов. Однако, согласно приведенной норме Устава, создаваемые в таком порядке комиссии могут носить статус совещательного или консультативного органа, что не предполагает наделения их самостоятельными полномочиями по разрешению вопросов местного значения и принятия ими решений, носящих обязательный характер для неопределенного круга лиц.
Согласно пунктам 19.1 и 19.2 Порядка в компетенцию Комиссии входит рассмотрение следующих вопросов: принятие решений по формированию проекта муниципальной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Нижнего Новгорода, по результатам определения приоритетности в необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений по формированию проектов краткосрочных планов реализации государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту, для их последующего согласования с уполномоченным органом и утверждения в установленном порядке.
Согласно положениям пункта 22 Порядка на основании решений Комиссии департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода направляет в уполномоченный орган: обобщенную информацию обо всех многоквартирных жилых домах, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород; проект муниципальной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород; проект правового акта администрации города Нижнего Новгорода об утверждении краткосрочных планов реализации государственной программы Нижегородской области по капитальному ремонту.
Таким образом, комиссия не является самостоятельным органом, обладающим полномочиями по принятию решений, участвует лишь в разработке проектов муниципальных программ, принятие которых, в свою очередь, остается в исключительной компетенции администрации города.
Указание прокурором на то, что п. 20 оспариваемого Порядка не содержит указания на установление комиссией значений показателей технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем путем их обследования визуальным способом, инструментальными методами контроля и испытаниями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не может повлечь признание оспариваемого нормативного акта недействующим, поскольку, вопреки доводам прокурора не противоречит требованиям Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области".
Не указание в оспариваемом Порядке на способы установления значений показателей технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем само по себе не исключает возможности применения положений Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-3.
Доводы жалобы о том, что обжалуемым порядком предусмотрена возможность обжалования решения комиссии не свидетельствуют о том, что комиссия является самостоятельным органом, обладающим полномочиями по принятию решений, влекущих определенные правовые последствия, поскольку сама по себе возможность обжалования решения предусмотрена в целях обеспечения впоследствии принятия администрацией законного решения, основанного на обоснованном заключении комиссии.
Судебная коллегия также приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы прокурора об отсутствии в оспариваемом постановлении критериев, оснований и условий принятия решений.
Как правильно указано судом первой инстанции, разрешение вопросов нормотворческой деятельности не входит в компетенцию судебных органов, в связи с чем, суд в данном случае не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать орган местного самоуправления принять нормативный правовой акт либо внести в такой акт изменения и дополнения.
Проверяя законность оспариваемого акта, исходя из установленных по данному делу обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными в решении нормами, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18.06.2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)