Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2014
по делу N А40-177939/13, принятое судьей Буниной О.П. (шифр судьи 60-1631),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз-Люберцы" (ОГРН 1077761178362; ИНН 7701748943; 140013, Московская обл., г. Люберцы, пр-т Гагарина, 26, 2, 034)
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ОГРН 1027739753656; ИНН 7703074390; 125009, Москва, Газетный пер., 1/12)
о взыскании 3.407.595 руб. 22 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Мужейко М.В. по доверенности от 05.05.2014;
- от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз-Люберцы" обратилось в суд с иском о взыскании с Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет казны города Москвы 3.433.828 руб. 53 коп., в том числе: 3.038.787 руб. 82 коп. - задолженности по оплате управления, содержания и ремонта общего имущества, отопления и услуг "консьерж", за жилые помещения, расположенные по адресу: Московская обл., г. Люберцы, пр-т Гагарина, д. 8/7, за период с 16.11.2011 г. по 31.10.2013 г. включительно, 395.040 руб. 71 коп. - процентов зза общий период с 10.12.2011 г. по 09.12.2013 г., в соответствии со ст. 210 ГК РФ.
Протокольным определением суда от 04.06.2014 г. принято заявление истца об уменьшении размера исковых требований до общей суммы 3.407.595 руб. 22 коп. (в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме как законные и документально подтвержденные.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, истцом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев дело в порядке ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, в отсутствие представителей ответчика, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания будущих собственников квартир (жилых помещений) в строящемся многоквартирном доме по адресу: Московская обл. г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корпус 41, от 25.11.2008 г. N 1 общим собранием принято решение о создании ТСЖ "Красная горка-7", а также о наделении ТСЖ "Красная горка-7" полномочиями по передаче прав на управление многоквартирным домом, строящемся по адресу: Московская обл., г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корп. 42, специализированной управляющей организации.
Согласно протокола N 1 от 22.12.2009 г. внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Красная горка-7" приняты следующие решения:
- - выбрать в качестве управляющей организации ООО "УК "Союз-Люберцы" (ОГРН 1077761178362);
- - об утверждении перечня дополнительных услуг, связанных с обеспечением сохранности общего имущества в многоквартирном доме, и их сроки оказания, согласно приложению N 1 к протоколу;
- - об установлении порядка внесения собственниками и будущими собственниками обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с оплатой коммунальных услуг и дополнительных услуг, связанных с обеспечением сохранности общего имущества, единовременных платежей (плата за содержание и ремонт жилого/нежилого помещения, плата за коммунальные и дополнительные услуги), в том числе услуга "консьерж", на расчетный счет ООО "УК "Союз-Люберцы";
- - об установлении размера обязательных платежей на 2010 год, в том числе платы по обслуживанию АЗУ с электромагнитным замком;
- - об установлении размера обязательных платежей, связанных с оплатой дополнительных услуг по обеспечению сохранности общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, услуги "консьерж".
Между ТСЖ "Красная горка-7" (товарищество) и ООО "УК "Союз-Люберцы" (управляющая компания) заключен договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 11.01.2010 г. N ДУ-7, согласно условиям которого, товарищество поручило управляющей компании от своего имени, но за его счет, совершать юридические и иные действия, направленные на управление многоквартирным домом, расположенным по строительному адресу: Московская обл. г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корпус 42, выполнять работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в нем в пределах фактического финансирования, а также прочие услуги и осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ключевой справки о передаче под заселение жилого дома по адресу: Московская обл., г. Люберцы, мкр. 7-8 (красная Горка) корп. 42 указанный объект (милицейский адрес: Московская обл., г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 8/7) принят под заселение 16.11.2011 г.
С 16.11.2011 г. по 31.10.2013 г., город Москва в лице Департамента жилищного фонда и жилищной политики города Москвы не вносит целевые средства на содержание и ремонт общего имущества, соразмерно площади жилых помещений, составляющей 18.553,7 кв. м, находящихся по адресу Московская обл., г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корп. 42.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ответчика по оплате услуг на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу за период с 16.11.2011 г. по 31.10.2013 г. в сумме 3.407.595 руб. 22 коп. В качестве доказательств истцом в материалы дела представлены договоры краткосрочного найма жилого помещения, пользования жилым помещением, а также свидетельства на право собственности в отношении квартир в спорном многоквартирном доме (т. т. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Претензия от 19.11.2013 г. N 19/11-1, содержащая требование погасить задолженность, направленная истцом ответчику, оставлена последним без удовлетворения.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения оплаты за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить оплату за жилое помещение и коммунальные платежи.
Согласно ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Статьей 137 Жилищного кодекса РФ установлено, что товарищества собственников жилья вправе устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом г. Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну г. Москвы.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является управомоченным лицом Правительства Москвы, на которое возложена обязанность по несению расходов на содержание незаселенного жилищного фонда, поскольку собственником жилых помещений является город Москва, а в соответствии с пунктом 1.2 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008 N 766-ПП, именно Департамент от имени Правительства Москвы осуществляет полномочия собственника по распоряжению жилыми помещениями, принадлежащими городу Москве и входящими в имущественную казну города Москвы.
Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с п. 2 Правил N 75 "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет как расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг, так и расчетную стоимость каждой из дополнительных работ и услуг (подп. 4, 5 п. 41 Правил).
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищным кодексом РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу п. 1 ст. 135 Жилищным кодексом РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Данная норма во взаимосвязи с п. 2 ст. 138, п. 5, 6 ст. 155, ст. 162 Жилищным кодексом РФ устанавливает, что в случае создания товарищества собственников жилья в многоквартирном доме, только оно вправе заключать договоры на обслуживание и ремонт общего имущества и получать денежные средства от собственников помещений в многоквартирном доме за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, положения п. 1 ст. 135, п. 2 ст. 138, п. 5 и 6 ст. 155 и ст. 162 Жилищным кодексом РФ обеспечивают предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме услуг, связанных с содержанием общего имущества со стороны ТСЖ, на которое возложены функции по управлению многоквартирным домом и которому в связи с этим должна быть внесена соответствующая плата, в том числе для исполнения обязательств ТСЖ перед иной организацией по договору управления многоквартирным домом, который заключается ТСЖ (а не отдельным собственником) и контролируется ТСЖ в интересах всех собственников, не снимая при этом с ТСЖ обязанности перед собственниками по ремонту и содержанию общего имущества.
Поскольку ответчиком не оплачены оказанные услуги за спорный период, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании с ответчика документально подтвержденной задолженности в размере 3.016.326 руб. 01 коп., а также о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 391.269 руб. 12 коп.
Ссылки апелляционной жалобы на подп. 1 - 3 ч. 2 ст. 153 ЖК Российской Федерации и ст. 6 БК Российской Федерации не могут быть приняты, ввиду того, что часть жилых помещений, общей площадью 18.553,7 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 8/7, являлись собственностью города Москвы согласно актам приема-передачи квартир от 02.07.2009 г. Номера и площадь жилых помещений, дата перехода обязанности по оплате за жилые помещения и коммунальную услугу по отоплению, а также дата перехода права собственности к третьим лицам на жилые помещения были указаны в расчете задолженности.
Согласно ст. 39 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
При этом, в силу ч. 1 ст. 158 ЖК Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 5 ст. 153 ЖК Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Право собственности возникает с момента государственной регистрации права (ст. 219 и п. 2 ст. 223 ГК Российской Федерации).
Ч. 3 ст. 153 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств и правовых норм, обязанность по оплате за содержание и ремонт общедомового имущества и коммунальную услугу по отоплению возложена на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 30.06.2014 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2014 по делу N А40-177939/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.В.ЮРКОВА
Судьи
И.Н.БАНИН
Л.А.ЯРЕМЧУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2014 N 09АП-35642/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-177939/13
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. N 09АП-35642/2014-ГК
Дело N А40-177939/13
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2014
по делу N А40-177939/13, принятое судьей Буниной О.П. (шифр судьи 60-1631),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз-Люберцы" (ОГРН 1077761178362; ИНН 7701748943; 140013, Московская обл., г. Люберцы, пр-т Гагарина, 26, 2, 034)
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ОГРН 1027739753656; ИНН 7703074390; 125009, Москва, Газетный пер., 1/12)
о взыскании 3.407.595 руб. 22 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Мужейко М.В. по доверенности от 05.05.2014;
- от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Союз-Люберцы" обратилось в суд с иском о взыскании с Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет казны города Москвы 3.433.828 руб. 53 коп., в том числе: 3.038.787 руб. 82 коп. - задолженности по оплате управления, содержания и ремонта общего имущества, отопления и услуг "консьерж", за жилые помещения, расположенные по адресу: Московская обл., г. Люберцы, пр-т Гагарина, д. 8/7, за период с 16.11.2011 г. по 31.10.2013 г. включительно, 395.040 руб. 71 коп. - процентов зза общий период с 10.12.2011 г. по 09.12.2013 г., в соответствии со ст. 210 ГК РФ.
Протокольным определением суда от 04.06.2014 г. принято заявление истца об уменьшении размера исковых требований до общей суммы 3.407.595 руб. 22 коп. (в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме как законные и документально подтвержденные.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, истцом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев дело в порядке ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, в отсутствие представителей ответчика, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания будущих собственников квартир (жилых помещений) в строящемся многоквартирном доме по адресу: Московская обл. г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корпус 41, от 25.11.2008 г. N 1 общим собранием принято решение о создании ТСЖ "Красная горка-7", а также о наделении ТСЖ "Красная горка-7" полномочиями по передаче прав на управление многоквартирным домом, строящемся по адресу: Московская обл., г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корп. 42, специализированной управляющей организации.
Согласно протокола N 1 от 22.12.2009 г. внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Красная горка-7" приняты следующие решения:
- - выбрать в качестве управляющей организации ООО "УК "Союз-Люберцы" (ОГРН 1077761178362);
- - об утверждении перечня дополнительных услуг, связанных с обеспечением сохранности общего имущества в многоквартирном доме, и их сроки оказания, согласно приложению N 1 к протоколу;
- - об установлении порядка внесения собственниками и будущими собственниками обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, с оплатой коммунальных услуг и дополнительных услуг, связанных с обеспечением сохранности общего имущества, единовременных платежей (плата за содержание и ремонт жилого/нежилого помещения, плата за коммунальные и дополнительные услуги), в том числе услуга "консьерж", на расчетный счет ООО "УК "Союз-Люберцы";
- - об установлении размера обязательных платежей на 2010 год, в том числе платы по обслуживанию АЗУ с электромагнитным замком;
- - об установлении размера обязательных платежей, связанных с оплатой дополнительных услуг по обеспечению сохранности общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, услуги "консьерж".
Между ТСЖ "Красная горка-7" (товарищество) и ООО "УК "Союз-Люберцы" (управляющая компания) заключен договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 11.01.2010 г. N ДУ-7, согласно условиям которого, товарищество поручило управляющей компании от своего имени, но за его счет, совершать юридические и иные действия, направленные на управление многоквартирным домом, расположенным по строительному адресу: Московская обл. г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корпус 42, выполнять работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в нем в пределах фактического финансирования, а также прочие услуги и осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ключевой справки о передаче под заселение жилого дома по адресу: Московская обл., г. Люберцы, мкр. 7-8 (красная Горка) корп. 42 указанный объект (милицейский адрес: Московская обл., г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 8/7) принят под заселение 16.11.2011 г.
С 16.11.2011 г. по 31.10.2013 г., город Москва в лице Департамента жилищного фонда и жилищной политики города Москвы не вносит целевые средства на содержание и ремонт общего имущества, соразмерно площади жилых помещений, составляющей 18.553,7 кв. м, находящихся по адресу Московская обл., г. Люберцы, район "Красная горка", мкр. N 7-8, квартал 7-а, корп. 42.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ответчика по оплате услуг на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу за период с 16.11.2011 г. по 31.10.2013 г. в сумме 3.407.595 руб. 22 коп. В качестве доказательств истцом в материалы дела представлены договоры краткосрочного найма жилого помещения, пользования жилым помещением, а также свидетельства на право собственности в отношении квартир в спорном многоквартирном доме (т. т. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Претензия от 19.11.2013 г. N 19/11-1, содержащая требование погасить задолженность, направленная истцом ответчику, оставлена последним без удовлетворения.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения оплаты за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить оплату за жилое помещение и коммунальные платежи.
Согласно ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Статьей 137 Жилищного кодекса РФ установлено, что товарищества собственников жилья вправе устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом г. Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну г. Москвы.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является управомоченным лицом Правительства Москвы, на которое возложена обязанность по несению расходов на содержание незаселенного жилищного фонда, поскольку собственником жилых помещений является город Москва, а в соответствии с пунктом 1.2 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008 N 766-ПП, именно Департамент от имени Правительства Москвы осуществляет полномочия собственника по распоряжению жилыми помещениями, принадлежащими городу Москве и входящими в имущественную казну города Москвы.
Кроме того, в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с п. 2 Правил N 75 "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет как расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг, так и расчетную стоимость каждой из дополнительных работ и услуг (подп. 4, 5 п. 41 Правил).
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищным кодексом РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу п. 1 ст. 135 Жилищным кодексом РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Данная норма во взаимосвязи с п. 2 ст. 138, п. 5, 6 ст. 155, ст. 162 Жилищным кодексом РФ устанавливает, что в случае создания товарищества собственников жилья в многоквартирном доме, только оно вправе заключать договоры на обслуживание и ремонт общего имущества и получать денежные средства от собственников помещений в многоквартирном доме за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, положения п. 1 ст. 135, п. 2 ст. 138, п. 5 и 6 ст. 155 и ст. 162 Жилищным кодексом РФ обеспечивают предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме услуг, связанных с содержанием общего имущества со стороны ТСЖ, на которое возложены функции по управлению многоквартирным домом и которому в связи с этим должна быть внесена соответствующая плата, в том числе для исполнения обязательств ТСЖ перед иной организацией по договору управления многоквартирным домом, который заключается ТСЖ (а не отдельным собственником) и контролируется ТСЖ в интересах всех собственников, не снимая при этом с ТСЖ обязанности перед собственниками по ремонту и содержанию общего имущества.
Поскольку ответчиком не оплачены оказанные услуги за спорный период, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании с ответчика документально подтвержденной задолженности в размере 3.016.326 руб. 01 коп., а также о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 391.269 руб. 12 коп.
Ссылки апелляционной жалобы на подп. 1 - 3 ч. 2 ст. 153 ЖК Российской Федерации и ст. 6 БК Российской Федерации не могут быть приняты, ввиду того, что часть жилых помещений, общей площадью 18.553,7 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 8/7, являлись собственностью города Москвы согласно актам приема-передачи квартир от 02.07.2009 г. Номера и площадь жилых помещений, дата перехода обязанности по оплате за жилые помещения и коммунальную услугу по отоплению, а также дата перехода права собственности к третьим лицам на жилые помещения были указаны в расчете задолженности.
Согласно ст. 39 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в доме.
При этом, в силу ч. 1 ст. 158 ЖК Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 5 ст. 153 ЖК Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Право собственности возникает с момента государственной регистрации права (ст. 219 и п. 2 ст. 223 ГК Российской Федерации).
Ч. 3 ст. 153 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств и правовых норм, обязанность по оплате за содержание и ремонт общедомового имущества и коммунальную услугу по отоплению возложена на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 30.06.2014 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2014 по делу N А40-177939/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.В.ЮРКОВА
Судьи
И.Н.БАНИН
Л.А.ЯРЕМЧУК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)