Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 33-1818/2015

Требование: Об обязании осуществить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице в заявлении о приеме приборов учета в эксплуатацию ответчиком было отказано со ссылкой на несоблюдение порядка установки индивидуальных приборов учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. N 33-1818/2015


Судья: Бобылева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Гороховика А.С.
судей Сафоновой Л.А., Хаировой А.Х.
при секретаре П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Г. к ООО "Газэнергомонтаж" об обязании осуществить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета
по апелляционной жалобе Д.Г.
на решение Промышленного районного суда г.о.Самара от 16 декабря 2014 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения представителя истца Д.Г. - Д.Е., действующей на основании доверенности,

установила:

Д.Г. обратилась с иском к ООО "Газэнергомонтаж", с учетом уточнения исковых требований просила обязать ООО "Газэнергомонтаж" осуществить ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодного и горячего водоснабжения, установленного в жилом помещении по адресу: <адрес>, с передачей истцу акта ввода прибора учета в эксплуатацию; датой ввода приборов учета в эксплуатацию считать день установки счетчиков, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года.
Заявленные требования мотивировала следующим. Истица является собственником квартиры по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ "Городской сервисной службой" в ее квартире установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о приеме приборов учета в эксплуатацию, с приложением полного пакета необходимых документов. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в приеме приборов учета в эксплуатацию со ссылкой на несоблюдение порядка установки индивидуальных приборов учета, установленного постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ NN. Считает данный отказ ответчика незаконным.
Решением Промышленного районного суда г.о.Самара от 16 декабря 2014 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Д.Г. к ООО "Газэнергомонтаж" об обязании осуществить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, отказать".
В апелляционной жалобе истец просила отменить решение суда первой инстанции, вынести по делу новое решение, удовлетворив ее исковые требования.
Представитель ответчика, представитель 3-го лица ИП К. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм материального права.
Материалами дела установлено, что обслуживание дома, расположенного по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет согласно договора ООО "Газэнергомонтаж" (л.д. 47-55), действующее на основании Устава (л.д. 35-46).
Истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В данной квартире ИП К. (фирменное наименование "Городская сервисная служба") на основании договора (л.д. 7) произведены работы по монтажу индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения, которые приняты истицей по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ истицей получены технические условия на установку индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды ООО "Газэнергомонтаж" (л.д. 31-32).
В указанных технических условиях разъяснено о необходимости представить для согласования в ООО "Газэнергомонтаж" проект по установке ИПУ, разработанный и утвержденный специализированной организацией, предусмотреть в проекте установку фильтра (для предотвращения попадания в прибор учета твердых частиц), определены требования, которым должен соответствовать прибор учета. Так же указано, что монтаж приборов учета должен осуществляться в соответствии с согласованным ООО "Газэнергомонтаж" проектом, действующим нормам и правилам по устройству и эксплуатации инженерных коммуникаций, СНиП 2.04.01-85 (внутренний водопровод и канализация), Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок от ДД.ММ.ГГГГ года, а также технической документацией на устанавливаемое оборудование. Ввод в эксплуатацию приборов учета оформляется 3-хсторонним актом, опломбированием всех съемных элементов прибора учета и заключением договора между потребителем и ООО "<данные изъяты>", который предусматривает порядок расчета оплаты по показаниям прибора учета.
Согласно п. 4 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, притом, что к сфере таких интересов, безусловно, относится возможность исчисления платы за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета (п. 3 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 155, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с пп. "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исполнитель обязуется осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Кроме того п. 80 - 81 вышеуказанных Правил предусмотрено, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что индивидуальный прибор учета должен устанавливаться с соблюдением Технических условий в соответствии с проектом, согласованным с ООО "Газэнергомонтаж", что ввод прибора учета в эксплуатацию оформляется не только актом и опломбированием его элементов, но также и заключением договора между потребителем и ООО "<данные изъяты>". Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о регистрации акта ввода в эксплуатацию счетчиков горячей и холодной воды (л.д. 12). К заявлению были приложены акт приема ИПУ в эксплуатацию, паспорта на приборы, договор с организацией, осуществившей монтаж ИПУ, патент (л.д. 5-7,10,11). То есть истицей были представлены все необходимые документы, установленные п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Предоставление иных документов данной правовой нормой не предусмотрено.
Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
- В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Указанный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с п. 4 Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 настоящего документа.
Пункт 6 указанных Критериев устанавливает, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Таким образом, получив заявление истицы, ответчик в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, должен был ввести в эксплуатацию установленный прибор учета не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Согласно п. 81 (1) указанных Правил, исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Пункты 81 (4) - 81 (8) данного правового документа устанавливают, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Указанные в 81 (4) - 81 (8) Правил действия по вводу ИПУ в эксплуатацию являются для ООО "Газэнергомонтаж" обязательными, но не были выполнены ответчиком в связи с заявкой истицы.
Вместо выполнения указанных действий, пПисьмом N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Газэнергомонтаж" отказало истице в принятии ИПУ в эксплуатацию, со ссылкой на несоблюдение порядка установки индивидуальных приборов учета, утвержденного постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 13).
Являются правильными доводы истца о том, что ссылка в указанном ответе ООО "Газэнергомонтаж" на постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N является необоснованной, поскольку оно отменено Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 14).
Кроме того приведенные нормы права не предусматривают обязанность истицы соблюдение Технических условий в соответствии с проектом, согласованным с ООО "Газэнергомонтаж".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
ООО "Газэнергомонтаж" не доказано отсутствие технической возможности установки прибора учета, в соответствии с п. 2 Критерии определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627. Более того, данные обстоятельства ответчиком не проверялись в соответствии с установленной законом процедурой.
ООО "Газэнергомонтаж" имело возможность составить Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, форма которого утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 года N 627, который предусматривает в том числе и возможность отражения оснований для отказа во вводе в эксплуатацию ИПУ. ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приема в эксплуатацию индивидуальных (квартирных) узлов учета горячего и холодного водоснабжения не только истицей, представителем специализированной организации ("Городская сервисная служба), но и представителем ответчика ООО "Газэнергомонтаж" Г. Каких-либо сведений о наличии оснований для отказа во вводе ИПУ в эксплуатацию в Акте не отражено.
Кроме того, законодателем в процедуру ввода в эксплуатацию приборов учета не включено обязательное заключение договора между потребителем и ООО "<данные изъяты>". Заключение указанного договора необходимо для дальнейшего использования данных приборов и расчета стоимости оказанных коммунальных услуг.
В связи с вышеизложенным, подлежат удовлетворению исковые требования Д.Г. об обязании ООО "Газэнергомонтаж" осуществить ввод в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, установленного в жилом помещении по адресу: <адрес> с передачей истцу акта ввода прибора учета в эксплуатацию.
В данной части решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Поскольку приборы учета, установленные в квартире истицы в эксплуатацию не введены, то не подлежат удовлетворению исковые требования о перерасчете платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения со дня установки счетчиков с ДД.ММ.ГГГГ года, а также требования уточненные требования о том, что датой ввода приборов учета в эксплуатацию считать день установки счетчиков, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
В этой части в удовлетворении исковых требований обоснованно судом первой инстанции отказано.
Согласно ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, кроме того, выводы суда первой инстанции изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части и постановить новое решение об удовлетворении требований об обязании ООО "Газэнергомонтаж" осуществить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 16 декабря 2014 года - отменить в части, изложив резолютивную часть решения, в следующей редакции:
"Обязать ООО "Газэнергомонтаж" осуществить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установленных в жилом помещении по адресу: <адрес>, с передачей Д.Г. акта ввода прибора учета в эксплуатацию.
В остальной части исковые требования Д.Г. - оставить без удовлетворения."





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)