Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2015 N Ф05-13896/2015 ПО ДЕЛУ N А40-32644/15

Требование: О взыскании убытков.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает, что, являясь энергоснабжающей организацией, в спорный период поставлял электрическую энергию проживающим на территории сельских поселений педагогическим работникам, имеющим право на льготное обеспечение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. по делу N А40-32644/15


Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи - А.Л. Новоселова,
судей: Л.В. Завирюха и Е.Ю. Ворониной
при участии в заседании:
от истца: Сазонцева Р.С. (дов. от 27.11.2012 N 41у)
от ответчика: Смирновой А.А. (дов. от 27.03.2015 N 01-10-08/30)
от 3-х лиц:
рассмотрев 13 октября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 08 мая 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ю.В. Жбанковой,
на постановление от 23 июля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску ОАО "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, 660017, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 43)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1)
о взыскании денежных средств,

установил:

Иск предъявлен Открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" (ОАО "Красноярскэнергосбыт") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании убытков в размере 295 106 руб. 43 коп. (т. 1, л.д. 14-17). Решением Арбитражного суда города Москвы от 8 мая 2015 года взысканы с Российской Федерации в лице Минфина России" за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Красноярскэнергосбыт" убытки в размере 295 106 руб. 43 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 902 руб. 00 коп. (л.д. 69-71).
Решение мотивировано тем, что в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, что о во исполнение указанной нормы права принят Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", статья 1 которого устанавливает, что возмещение расходов производится юридическим лицам, оказывающим услуги электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений.
Первая инстанция установила, что в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 7 февраля 2008 года N 4-1256 объем электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, должен был определяться в соответствии с Методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, которую должен был утвердить высший исполнительный орган государственной власти Красноярского края, что постановлением Правительства Красноярского края от 13 мая 2009 года N 250-п была утверждена данная Методика, что названное постановление Правительства края было опубликовано в журнале "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" N 25 (N 231) от 18 мая 2009 года и вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Первая инстанция указала, что предоставление льгот различным категориям потребителей является расходным обязательством государства, а не коммерческой организации, что при отсутствии механизма реализации льгот, порядка определения количественного состава предоставляемых льгот и т.д. коммерческая организация была лишена возможности предоставлять определенные льготы в соответствии с действующим законодательством, однако решениями районных судов и мировых судей Красноярского края с ОАО "Красноярскэнергосбыт" в пользу педагогов, проживающих в сельской местности, Красноярского края, взысканы расходы на электроснабжение в размере 295 106 руб. 43 коп. Таким образом, ОАО "Красноярскэнергосбыт" понесло убытки в результате неисполнения государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией установленных федеральным законодательством льгот.
Первая инстанция указала также, что истец, являясь энергоснабжающей организацией, в период с марта 2008 года по май 2009 года поставлял электрическую энергию проживающим на территории сельских поселений Красноярского края педагогическим работникам, имеющим право на льготное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2015 года решение Арбитражного суда города Москвы от 8 мая 2015 года по делу N А40-32644/15 оставлено без изменения (т. 4, л.д. 105-107).
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 8 мая 2015 года и постановление от 23 июля 2015 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом ст. 15. 16, п. 4 ст. 126, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", нормативных правовых актов Красноярского края (т. 4, л.д. 112-115).
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, ссылаясь на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представители ответчика и истца привели доводы, аналогичные изложенным соответственно в жалобе и в отзыве на нее.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция находит решение от 8 мая 2015 года и постановление от 23 июля 2015 года подлежащими отмене в связи со следующим.
Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются, в частности, правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Законодательным собранием Красноярского края был принят Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края", который действовал с 9 марта 2008 года до 1 июля 2010 года.
В развитие этого закона Правительством Красноярского края были изданы постановления от 13 мая 2009 года 250-п и от 18 июня 2010 года N 318-п.
Перечисленными нормативными правовыми актами установлена обязанность органов государственной власти Красноярского края возмещать расходы, связанные с предоставлением названных льгот в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета, а Российская Федерация несет обязанности по предоставлению бюджету субъекта Российской Федерации денежных средств на эти цели в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Кроме того, кассационная инстанция учитывает, что обжалуемые судебные акты не содержат указания на то, какие неправомерные действия(бездействие) Российской Федерации или ее уполномоченных органов повлекли возникновение у истца убытков, во взыскании которых заявлены требования.
С учетом изложенного и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 и ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 8 мая 2015 года и постановление от 23 июля 2015 года подлежат отмене и кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение от 08 мая 2015 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 23 июля 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-32644/15 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692) в доход федерального бюджета 6 000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.

Председательствующий судья
А.Л.НОВОСЕЛОВ

Судьи
Л.В.ЗАВИРЮХА
Е.Ю.ВОРОНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)