Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8830/2014, А-57

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокуратурой была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что в нарушение действующего жилищного законодательства РФ в период до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом способ управления этим домом не выбран.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу N 33-8830/2014, А-57


Судья Тимошина Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Прилуцкой Л.А.
судей - Тарараевой Т.С. Наприенковой О.Г.
с участием прокурора - Дозорцевой Е.Г.
при секретаре - П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
дело по иску прокурора Северо-Енисейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северо-Енисейского района о признании незаконным бездействия и обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> гп Северо-Енисейский Северо-Енисейского района
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней администрации Северо-Енисейского района
на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 7 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокуратуры Северо-Енисейского района, действующей в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северо-Енисейского района о признании незаконным бездействия и обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> гп Северо-Енисейский Северо-Енисейского -удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации Северо-Енисейского района по не проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес> г.п. Северо-Енисейский Северо-Енисейского района незаконным.
Обязать администрацию Северо-Енисейского района провести открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес> гп Северо-Енисейский Северо-Енисейского района.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,

установила:

Прокурор Северо-Енисейского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северо-Енисейского района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> гп Северо-Енисейский Северо-Енисейского района. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что многоквартирный дом по <адрес> находится в муниципальной собственности Северо-Енисейского района. Срок действия договора на управление многоквартирным домом, расположенным по указанному адресу от 02.12.2006 года истек 01.12.2009 года. В нарушение действующего жилищного законодательства в период до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом не выбран способ управления этим домом, открытый конкурс по отбору управляющей компании по управлению многоквартирным домом не проводился, договор на управление не заключался. Бездействие органа местного самоуправления влечет нарушения прав неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации Северо-Енисейского района ФИО4 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права. По итогам открытого конкурса на управление многоквартирным домом, проведенного <дата> был заключен договор на управление многоквартирным домом N от 02.12.2006 года. МУП "<данные изъяты>" продолжает выполнять условия договора, стороны об отказе от его продления не заявляли, соответственно договор считается продленным. В дополнении к апелляционной жалобе глава администрации Северо-Енисейского района ФИО5 указывает на то, что 13.08.2014 года собственники жилых помещений в жилом доме выполнили свою обязанность по выбору способа управления - на общем собрании проголосовали за способ управления управляющей организацией.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке. Прокурор Северо-Енисейского района, администрация Северо-Енисейского района в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, не представили. Поскольку суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора Дозорцевой Е.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно положениям ст. 163 ЖК РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", что конкурс проводится если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в случае: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается:
1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;
3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Как видно из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> гп Северо-Енисейский Северо-Енисейского района числится в реестре муниципальной собственности Северо-Енисейского района. Договор управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в муниципальной собственности Северо-Енисейского района, от 02.12.2006 года был заключен по результатам конкурса, проведенного на основании постановления администрации Северо-Енисейского района от 27.10.2006 года, срок действия договора с 02.12.2006 года до 01.12.2009 года. В материалах дела имеются сведения, представленные администрацией Северо-Енисейского района по выбору способа управления многоквартирным домом, из которых следует, что способ управления домом по <адрес> выбран по открытому конкурсу. Из сведений, представленных МУП "<данные изъяты> на январь 2014 года основанием для управления домом по <адрес> является договор N. В доме 12 квартир, собственность муниципального образования 10 квартир, 83,3%.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом по <адрес>, заключенный по результатам открытого конкурса, был заключен 2 декабря 2006 года в соответствии с законом сроком на три года. Предметом данного договора являлось управление домом, все помещения в котором находятся в муниципальной собственности Северо-Енисейского района. Однако как следует из представленных в материалы дела сведений доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в данном доме составляет более чем 50% /83,3%/. Управление таким многоквартирным домом осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Поскольку до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса не был выбран способ управления этим домом в соответствии с положениями п. 4 ст. 161 ЖК РФ, срок действия договора истек, орган местного самоуправления обязан провести новый открытый конкурс по выбору управляющей компании.
Договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса не подлежит продлению на основании ч. 6 ст. 162 ЖК РФ, поскольку в данном случае действует специальная норма, а именно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Доводы, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе о том, что протоколом общего собрания собственников помещений в доме по <адрес> выбран способ управления - управляющая организация, основанием к отмене решения суда не являются, не имеют правового значения, так как общее собрание собственников и решение о выборе способа управления домом принято только 13 августа 2014 года, что не освобождало администрацию Северо-Енисейского района от выполнения обязанности провести открытый конкурс по выбору управляющей компании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 7 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями администрации Северо-Енисейского района без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)