Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А65-17325/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А65-17325/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Фадеевой С.В. по доверенности от 05.04.2013 N 41,
ответчика - Полонской Т.А. по доверенности от 09.01.2014 N АГ-02/22,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-17325/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района", г. Казань (ИНН 1655102541, ОГРН 1051622164582) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение "Казэнерго", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Сателит", г. Казань, об оспаривании решения и предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района" (далее - ООО "УК Вахитовского района", управляющая компания, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган, ответчик) об оспаривании решения и предписания от 06.06.2013 по делу N 05-4/2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение "Казэнерго" (далее - МУП "ПО "Казэнерго") и общество с ограниченной ответственностью "Сателит" (далее - ООО "Сателит").
Решением от 24.10.2013 по делу N А65-17325/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил заявленные обществом требования.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2013 по делу N А65-17325/2013 отменено.
Принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с постановлением апелляционной инстанции и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, заявленные требования удовлетворить по основаниям, указанным в жалобе.
Антимонопольный орган отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156, частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы кассационный жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда апелляционной инстанций, имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения жалоб не находит.
Как установлено судом апелляционной инстанции следует из материалов дела, снабжение горячей водой собственников и пользователей помещений в многоквартирном жилом доме N 1 по ул. Толстого в г. Казани осуществляется ООО "УК Вахитовского района" без использования централизованной системы горячего водоснабжения путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих индивидуальный пластинчатый водоподогреватель (бойлер ГВС), расположенный в техническом подвале названного дома и находящийся на балансе ООО "УК Вахитовского района". Производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием бойлера ГВС происходит путем подачи в котел бойлера теплоносителя, поступающего из тепловой сети/котельной, который смешивается и нагревает подаваемую холодную воду.
Теплоноситель в указанный многоквартирный жилой дом подается от котельной МУП "ПО "Казэнерго", расположенной в г. Казани на ул. Зеленой, дом N 1, на основании заключенного с ООО "УК Вахитовского района" договора на теплоснабжение от 21.12.2006 N 1870. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных сетей ООО "Управляющая компания Вахитовского района" и тепловых сетей МУП "ПО "Казэнерго" является место врезки в тепловую камеру (ТК-35) на вводе в многоквартирный жилой дом N 1 по ул. Толстого в г. Казани.
Материалами дела подтверждается, что в период с 25.06.2012 по 14.07.2012 МУП "ПО "Казэнерго" приостановило подачу в указанный жилой многоквартирный дом теплоносителя, предназначенного для производства горячей воды, в связи с плановым ремонтом котельной по ул. Зеленая, дом 1. Отсутствие горячей воды в этом жилом доме период с 15.07.2012 по 15.11.2012 имело место по вине управляющей компании, которая несвоевременно выполнила профилактические и ремонтные работы по подготовке бойлера ГВС к пуску теплоносителя (горячей воды).
По результатам проверки, проведенной на основании обращения жильцов указанного жилого дома, УФАС России по Республике Татарстан приняло решение от 06.06.2013 по делу N 05-4/2013 о нарушении антимонопольного законодательства, которым признало управляющую компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При этом УФАС России по Республике Татарстан установило, что управляющая компания осуществила действия (бездействие), которые привели к ненадлежащему исполнению возложенных на нее обязанностей по управлению многоквартирным домом, в том числе по предоставлению коммунальной услуги - горячего водоснабжения, результатом чего явилось прекращение подачи горячей воды в жилые помещения многоквартирного дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани.
На основании данного решения УФАС России по Республике Татарстан выдало управляющей компании предписание от 06.06.2013, в котором указало на недопустимость нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и на необходимость надлежащим образом исполнять возложенные на нее обязанности по управлению многоквартирным жилым домом, в том числе обеспечивать бесперебойную подачу горячего водоснабжения в многоквартирный жилой дом N 1 по ул. Толстого в г. Казани в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. УФАС России по Республике Татарстан также указало на необходимость представления информации о выполненных работах по подготовке бойлера горячего водоснабжения, находящегося в подвале этого дома, согласно мероприятиям по подготовке к отопительному сезону 2013-2014 годов и графику проведения ремонта и гидропрессовок тепловых сетей МУП "ПО "Казэнерго" на 2013 год.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности УФАС России по Республике Татарстан нарушения ООО "УК Вахитовского района" антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение, в удовлетворении требований отказал, указав, что судом первой инстанции неверно определены границы товарного рынка, на котором управляющей компанией совершено правонарушение, при этом правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующего положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные обязанности ООО "УК "Вахитовского района" (в том числе по предоставлению коммунальных услуг) закреплены в договорах управления, заключенных этой управляющей компанией с собственниками помещений.
В рассматриваемом случае продуктовой границей товарного рынка является такая коммунальная услуга как горячее водоснабжение.
Суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств дела и руководствуясь положениями статьи 161 ЖК РФ, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 правомерно установил, что для собственников и пользователей многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО "УК Вахитовского района", данная управляющая компания является единственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Как верно указано судом апелляционной инстанции из содержания положений статьи 4 Закона о защите конкуренции, предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуги - собственника, пользователя жилого помещения. Потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах соответствующего многоквартирного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).
Следовательно, географическими границами локального рынка коммунальной услуги горячего водоснабжения являются границы многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани, управление которым осуществляет ООО "УК Вахитовского района".
С учетом особенностей коммунальной услуги горячего водоснабжения как товара, в частности, возможности приобретения услуги горячего водоснабжения только при наличии непосредственного присоединения водопроводных сетей внутри помещения к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома, ООО "УК Вахитовского района" является единственным продавцом данного товара для потребителей, имеющих технологическое присоединение к внутридомовым сетям вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
В результате анализа состояния конкурентной среды УФАС России по Республике Татарстан сделан правильный вывод о том, что доля ООО "УК Вахитовского района" на рассматриваемом локальном товарном рынке коммунальной услуги горячего водоснабжения (в границах многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Толстого в г. Казани) составляет 100 процентов, то есть данная управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, занимает на этом рынке доминирующее положение.
Указание суда первой инстанции на то, что УФАС России по Республике Татарстан установило доминирующее положение ООО "УК Вахитовского района" на рынке услуг по управлению многоквартирным жилым домом, обоснованно признано судом апелляционной инстанции ошибочным, поскольку такого вывода в оспариваемых решении и предписании УФАС России по Республике Татарстан не содержится. Как отмечено ранее, антимонопольным органом был проведен анализ локального рынка предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение, на котором имело место нарушение антимонопольного законодательства и на котором ООО "УК Вахитовского района" в 2012 году фактически занимало доминирующее положение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания УФАС России по Республике Татарстан от 06.06.2013 по делу N 05-4/2013.
Факт совершения правонарушения заявителем не оспаривается, доводов в указанной части кассационная жалоба не содержит.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы не опровергают сделанных судом апелляционной инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законного и обоснованного судебного акта по настоящему делу.
При таких обстоятельствах и при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, излишне уплаченная по платежному поручению от 06.02.2014 N 87 государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб., подлежит возврату ООО "Управляющая компания Вахитовского района" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 по делу N А65-17325/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района", г. Казань (ИНН 1655102541, ОГРН 1051622164582) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб., перечисленную по платежному поручению от 06.02.2014 N 87.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)