Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предписанием на управляющую компанию возложена обязанность по выставлению счетов на оплату электроснабжения, в том числе на общедомовые нужды, и по получению технического паспорта многоквартирного жилого дома с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.02.2015,
принятое судьей Тимошкиным К.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015,
принятое судьями Щелокаевой Т.А., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А17-5707/2014
по заявлению закрытого акционерного общества
"Управляющая компания жилищного хозяйства N 1"
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительными пунктов 1 и 2.1 предписания от 08.08.2014 N 87-с
и
закрытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2.1 предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 08.08.2014 N 87-с (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 06.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416). По мнению Общества, оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и возлагает на заявителя обязанности, которые оно не должно исполнять; выставление потребителю коммунальных услуг платежных документов является обязанностью исполнителя коммунальных услуг, Общество таковым не является; договором управления многоквартирным домом не предусмотрена обязанность Общества по изготовлению технического паспорта.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Иваново, улица Шубиных дом 17.
Инспекция на основании приказа от 17.07.2014 N 1105 провела внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя дома Ковшовой В.Н. Результаты проверки отражены в акте от 08.08.2014 N 129-с.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 7 статьи 155 Кодекса счета на оплату коммунальных услуг по электроснабжению (в том числе на общедомовые нужды) собственникам жилых помещений выставляет ресурсоснабжающая организация (филиал "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья"), а не управляющая компания; нарушение порядка расчета потребления ресурсов по показателям "общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме", "общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 08.08.2014 N 86-с, обязывающее до 08.08.2014 устранить допущенные нарушения.
Согласно предписанию Обществу необходимо выставлять счета квитанции на оплату коммунальных услуг (электроснабжения) в том числе на ОДН (пункт 1); обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению в Ивановском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (далее - Ростехинвентаризация) актуального технического паспорта многоквартирного жилого дома с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 20, 154, 155, 161, 162 Кодекса, Правилами N 354, N 491, N 416, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), суд первой инстанции пришел к выводам, что оспариваемое предписания соответствует действующему законодательства, не нарушает права Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений (часть 5 статьи 20 Кодекса, Положение N 493).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества, а также взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (пункты 2, 3 статьи 154 Кодекса).
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом (далее - договор управления) с управляющей организацией (статья 161 Кодекса, пункт 16 Правил N 491).
Согласно статье 162 Кодекса по договору управления управляющая организация по заданию другой стороны (собственников, пользователей помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления (пункты 2, 3 части 3 статьи 162 Кодекса).
Суды установили, что собственники помещений в спорном доме приняли решение о заключении договора управления с МУП ЖХ N 1 (протокол от 27.12.2007). Решением Ивановской городской Думы от 02.07.2008 N 820 и распоряжением Председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом N 390-р от 14.12.2009 МУП ЖХ N 1 было приватизировано и преобразовано в ОАО "Городская управляющая организация жилищного хозяйства N 1" (далее - ОАО "ГУО ЖХ N 1"). Решением Единственного акционера ОАО "ГУО ЖХ N 1" данное общество реорганизовано в ЗАО "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1", которое является правопреемником Общества.
Согласно пунктам 1.1.1, 1.1.4, 1.1.5 договора управления управляющая организация принимает на себя обязательство по выбору ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров, приемка работ и услуг, выполненных и оказанных по заключенным договорам, начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников за содержание и ремонт, капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил N 354).
Довод Общества о наличии у ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя услуг отклоняется.
Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012, то есть после заключения Обществом (его правопредшественником) с собственниками многоквартирного дома договора управления. Указанные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (подпункт "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Из постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которым утверждены Правила N 354, пунктов 14, 17 Правил N 354 не следует, что в связи с вступлением в силу Правил N 354 управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг.
В силу части 7.1 статьи 155 Кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом плата за коммунальную услугу, потребленную собственниками жилых помещений на общедомовые нужды, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации вне зависимости от каких-либо условий.
Суды установили, что собственники помещений спорного дома не принимали решение об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что внесение жителями платы за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение Общества, как фактического исполнителя коммунальной услуги, от возложенной на него законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений, находящегося под его управлением дома, платежных документов, противоречит требованиям Кодекса, Правил N 354, а также условиям договора управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали установленными обязанности Общества по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку коммунальных ресурсов собственникам жилых помещений многоквартирного дома и выставлению в их адрес платежных документов на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37). Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено подпунктом "а" пункта 24 Правил N 491.
Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном Правилами N 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В подпункте "е" пункта 6 Правил N 124 установлена обязанность управляющей организации по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
Из материалов дела видно и суды установили, что технический паспорт на спорный дом составлен по состоянию на 21.10.1987 в соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380.
Инспекция при проведении проверки направила в Ростехинвентаризацию запрос с целью получения сведений об общих площадях всех жилых (нежилых) помещений и помещений общего пользования в доме. Согласно полученной информации в техническом паспорте многоквартирного дома отсутствуют данные о встроенных нежилых помещениях, достоверные сведения об общей площади помещений общего пользования с разбивкой по видам помещений, указано, что для получения таких сведений необходимо проведение технической инвентаризации данного многоквартирного дома.
Инспекция установила, что ресурсоснабжающая организация при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды в доме применяла иные показатели площадей, которые были доведены до ресурсоснабжающей организации Обществом.
Следовательно, имеющийся в Обществе технический паспорт дома не содержит необходимых сведений о составе и состоянии объекта. Данная информация необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что требования Инспекции являются обоснованными в части проведения мероприятий по изготовлению и получению актуального технического паспорта на многоквартирный дом.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, являются верными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А17-5707/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 03.08.2015 N Ф01-2744/2015 ПО ДЕЛУ N А17-5707/2014
Требование: О признании частично недействительным предписания государственной жилищной инспекции.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предписанием на управляющую компанию возложена обязанность по выставлению счетов на оплату электроснабжения, в том числе на общедомовые нужды, и по получению технического паспорта многоквартирного жилого дома с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2015 г. по делу N А17-5707/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.02.2015,
принятое судьей Тимошкиным К.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015,
принятое судьями Щелокаевой Т.А., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А17-5707/2014
по заявлению закрытого акционерного общества
"Управляющая компания жилищного хозяйства N 1"
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительными пунктов 1 и 2.1 предписания от 08.08.2014 N 87-с
и
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2.1 предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 08.08.2014 N 87-с (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 06.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416). По мнению Общества, оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и возлагает на заявителя обязанности, которые оно не должно исполнять; выставление потребителю коммунальных услуг платежных документов является обязанностью исполнителя коммунальных услуг, Общество таковым не является; договором управления многоквартирным домом не предусмотрена обязанность Общества по изготовлению технического паспорта.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Иваново, улица Шубиных дом 17.
Инспекция на основании приказа от 17.07.2014 N 1105 провела внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя дома Ковшовой В.Н. Результаты проверки отражены в акте от 08.08.2014 N 129-с.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 7 статьи 155 Кодекса счета на оплату коммунальных услуг по электроснабжению (в том числе на общедомовые нужды) собственникам жилых помещений выставляет ресурсоснабжающая организация (филиал "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья"), а не управляющая компания; нарушение порядка расчета потребления ресурсов по показателям "общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме", "общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 08.08.2014 N 86-с, обязывающее до 08.08.2014 устранить допущенные нарушения.
Согласно предписанию Обществу необходимо выставлять счета квитанции на оплату коммунальных услуг (электроснабжения) в том числе на ОДН (пункт 1); обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению в Ивановском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (далее - Ростехинвентаризация) актуального технического паспорта многоквартирного жилого дома с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 20, 154, 155, 161, 162 Кодекса, Правилами N 354, N 491, N 416, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), суд первой инстанции пришел к выводам, что оспариваемое предписания соответствует действующему законодательства, не нарушает права Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений (часть 5 статьи 20 Кодекса, Положение N 493).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества, а также взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги (пункты 2, 3 статьи 154 Кодекса).
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом (далее - договор управления) с управляющей организацией (статья 161 Кодекса, пункт 16 Правил N 491).
Согласно статье 162 Кодекса по договору управления управляющая организация по заданию другой стороны (собственников, пользователей помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления (пункты 2, 3 части 3 статьи 162 Кодекса).
Суды установили, что собственники помещений в спорном доме приняли решение о заключении договора управления с МУП ЖХ N 1 (протокол от 27.12.2007). Решением Ивановской городской Думы от 02.07.2008 N 820 и распоряжением Председателя Ивановского городского комитета по управлению имуществом N 390-р от 14.12.2009 МУП ЖХ N 1 было приватизировано и преобразовано в ОАО "Городская управляющая организация жилищного хозяйства N 1" (далее - ОАО "ГУО ЖХ N 1"). Решением Единственного акционера ОАО "ГУО ЖХ N 1" данное общество реорганизовано в ЗАО "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1", которое является правопреемником Общества.
Согласно пунктам 1.1.1, 1.1.4, 1.1.5 договора управления управляющая организация принимает на себя обязательство по выбору ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров, приемка работ и услуг, выполненных и оказанных по заключенным договорам, начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников за содержание и ремонт, капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения.
Обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил N 354).
Довод Общества о наличии у ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя услуг отклоняется.
Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012, то есть после заключения Обществом (его правопредшественником) с собственниками многоквартирного дома договора управления. Указанные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (подпункт "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Из постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которым утверждены Правила N 354, пунктов 14, 17 Правил N 354 не следует, что в связи с вступлением в силу Правил N 354 управляющие организации, ранее приступившие к предоставлению коммунальных услуг населению управляемых ими объектов жилищного фонда, но не заключившие в установленном ныне порядке договоры ресурсоснабжения, утрачивают статус исполнителей коммунальных услуг.
В силу части 7.1 статьи 155 Кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом плата за коммунальную услугу, потребленную собственниками жилых помещений на общедомовые нужды, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации вне зависимости от каких-либо условий.
Суды установили, что собственники помещений спорного дома не принимали решение об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что внесение жителями платы за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение Общества, как фактического исполнителя коммунальной услуги, от возложенной на него законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений, находящегося под его управлением дома, платежных документов, противоречит требованиям Кодекса, Правил N 354, а также условиям договора управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали установленными обязанности Общества по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку коммунальных ресурсов собственникам жилых помещений многоквартирного дома и выставлению в их адрес платежных документов на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37). Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено подпунктом "а" пункта 24 Правил N 491.
Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном Правилами N 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственное лицо, в данном случае управляющая организация, обязано в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В подпункте "е" пункта 6 Правил N 124 установлена обязанность управляющей организации по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.
Из материалов дела видно и суды установили, что технический паспорт на спорный дом составлен по состоянию на 21.10.1987 в соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380.
Инспекция при проведении проверки направила в Ростехинвентаризацию запрос с целью получения сведений об общих площадях всех жилых (нежилых) помещений и помещений общего пользования в доме. Согласно полученной информации в техническом паспорте многоквартирного дома отсутствуют данные о встроенных нежилых помещениях, достоверные сведения об общей площади помещений общего пользования с разбивкой по видам помещений, указано, что для получения таких сведений необходимо проведение технической инвентаризации данного многоквартирного дома.
Инспекция установила, что ресурсоснабжающая организация при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды в доме применяла иные показатели площадей, которые были доведены до ресурсоснабжающей организации Обществом.
Следовательно, имеющийся в Обществе технический паспорт дома не содержит необходимых сведений о составе и состоянии объекта. Данная информация необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что требования Инспекции являются обоснованными в части проведения мероприятий по изготовлению и получению актуального технического паспорта на многоквартирный дом.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, являются верными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А17-5707/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 1" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)