Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Ярославльводоканал"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
по делу N А82-14312/2013 Арбитражного суда Ярославской области
по иску открытого акционерного общества
"Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
к открытому акционерному обществу "Ярославльводоканал"
о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору
и
открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - ОАО "Управдом Дзержинского района", Компания) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Ярославльводоканал" (далее - ОАО "Ярославльводоканал", Общество; ресурсоснабжающая организация) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору от 12.05.2008 N 4400 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод, изложив пункт 4.3 в следующей редакции: "В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.13 N 344, определение количества сброшенных сточных вод объектами, управляемыми Абонентом, в домах, оборудованных и не оборудованных (коллективными) общедомовыми приборами учета определяется как сумма объемов, полученных: по показаниям индивидуальных приборов учета; при отсутствии индивидуальных приборов учета по утвержденным в установленном порядке нормативам".
Исковые требования основаны на статьях 421 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344), пунктах 40, 42 и 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и мотивированы тем, что ранее предусмотренное в нормативно-правовых актах и положенное в договор условие о проведении расчета за оказанные услуги по отведению сточных вод исходя из объема водопотребления из систем холодного и горячего водоснабжения было изменено названными положениями Правил, однако ответчик продолжает настаивать на проведении расчетов на основании предусмотренного в договоре условия без учета изменений законодательства, регулирующего взаимоотношения сторон. Компания полагает правильным применять в расчетах с Обществом названные положения Правил, предусматривающие, что при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета сточных вод определение объема сточных вод производится на основании совокупных показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 05.04.2014 отказал Компании в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный пункт договора соответствует положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении); изменений в названную норму права органами законодательной власти не производилось; Компания не доказала факт существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении спорного договора.
Второй арбитражный апелляционный суд пришел к иному выводу о том, что с 01.06.2013 законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но и исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее, поскольку Правительство Российской Федерации согласно Постановлению N 344 внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), согласно которым из положений Правил N 306 исключены понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344 (вступили в силу с 27.04.2013), и постановлением от 07.08.2014 отменил решение суда первой инстанции от 05.04.2014, удовлетворив исковые требования Компании.
Не согласившись с постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалованный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции от 05.04.2014.
Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему: суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что внесенные в судебном порядке изменения в договор допускают неоднозначное толкование, поскольку они предполагают при определении объема отведенных сточных вод в отношении управляемых истцом многоквартирных жилых домов не руководствоваться показаниями общедомового прибора учета сточных вод (в случае его наличия), отдавая приоритет показаниям индивидуальных приборов учета и при этом не называя, о каких индивидуальных приборах идет речь: осуществляющих учет объема сточных вод либо объем потребления холодной и горячей воды. Общество полагает ошибочной позицию Компании о том, что в связи с внесенными изменениями в законодательство при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета сточных вод объем водоотведения по жилому многоквартирному дому должен определяться исходя из совокупности показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления данных ресурсов. Указанная позиция судов противоречит пункту 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), которому соответствует ранее согласованная редакция договора от 12.05.2008 N 4400.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и просил оставить жалобу без удовлетворения.
До рассмотрения жалобы по существу в суд округа поступило (входящий N Ф01-14372/14) письменное ходатайство Общества о приостановлении производства по настоящему делу в связи с подачей кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по делу N А36-733/2014 Арбитражного суда Центрального округа.
Суд кассационной инстанции рассмотрел данное ходатайство и счел, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Дело, на которое ссылается Общество, не препятствует рассмотрению настоящего дела, поскольку оно основано на иных фактических обстоятельствах. Следовательно, ходатайство не содержит оснований для приостановления производства по делу, предусмотренных статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем оно подлежит отклонению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа не нашел оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Управдом Дзержинского района" (абонент) и муниципальное унитарное предприятие "Ярославльводоканал" города Ярославля (правопредшественник ОАО "Ярославльводоканал", ресурсоснабжающая организация) заключили договор об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод от 12.05.2008 N 4400, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту питьевую воду в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 на условиях данного договора, а также принимать от абонента сточные воды и производить их очистку, включая объем сточных вод, образующийся в результате горячего водоснабжения (в том числе гидропневматические промывки систем отопления, в случае установления факта попадания воды в системы канализации города Ярославля и оформления должным образом соответствующего акта), переданного абоненту теплоснабжающей организацией, а абонент - оплачивать принятую питьевую воду и оказанные услуги по водоотведению и очистке сточных вод.
Согласно пункту 4.2.1 договора при наличии общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом, и (или) наличии приборов учета у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся в данных объектах, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с данными указанных приборов.
В случае отсутствия общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами:
- - нормативами потребления холодного водоснабжения (в случае централизованного горячего водоснабжения);
- - нормативами потребления холодного и горячего водоснабжения (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых абонентом с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера и другими способами);
- - индивидуальными приборами учета питьевой воды в случае их наличия (пункт 4.2.2 договора).
Из пункта 4.3 договора следует, что определение количества сброшенных сточных вод объектами, управляемыми абонентом, определяется как суммарный объем водопотребления из систем холодного и горячего водоснабжения. Объем сброса горячей воды определяется по приборам учета подачи горячей воды, а в случае их отсутствия или отсутствия централизованного горячего водоснабжения - по нормативам потребления горячего водоснабжения.
Изменения и дополнения к договору осуществляются путем заключения дополнительного соглашения, являющегося его неотъемлемой частью (пункт 8.4 договора).
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством условий договора Компания направила Обществу дополнительное соглашение от 26.06.2013 N 01-23/1173 об изменении пункта 4.3 договора.
Отказ Общества от внесения изменений в договор от 12.05.2008 N 4400 послужил основанием Компании для обращения с иском в Арбитражный суд Ярославской области.
При рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу коллегия судей исходила из следующего.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Из статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, то договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно условий, указанных в части 2 этой статьи.
В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Спор между сторонами сводился к разногласиям по поводу методики расчета объема оказанных услуг по водоотведению. Общество полагало, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод объем водоотведения должен определяться как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных общедомовыми приборами учета данных ресурсов, а в случае отсутствия последних - на основании нормативов потребления, поэтому настаивало на сохранении ранее согласованной сторонами редакции пункта 4.3 договора. Компания считала, что, в связи с изменением действующего законодательства, в отсутствие общедомового прибора учета сточных вод и индивидуальных приборов учета сточных вод объем водоотведения по многоквартирному жилому дому определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных индивидуальными приборами учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления, поэтому настаивала на внесении изменений в пункт 4.3 договора.
В пунктах 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает в отношении снабжения водой из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
В пункте 21 Правил N 124 установлена формула расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту.
Из названных норм материального права следует, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Общество не оспорило, что управляемые Компанией жилые многоквартирные дома и их жилые помещения не оборудованы общедомовыми, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета сточных бытовых вод. Правительство Российской Федерации Постановлением N 344 внесло изменения в Правила N 306, согласно которым из положений Правил N 306 исключены понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными в Постановлении N 344 (вступили в силу с 27.04.2013). Таким образом, с указанной даты отсутствует норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции правомерно счел, что объем услуги по водоотведению, предоставляемой в отношении управляемых ответчиком многоквартирных жилых домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод и индивидуальные приборы сточных вод, не может быть рассчитан по показаниям общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, поэтому обоснованно внес изменения в пункт 4.3 от 12.05.2008 N 4400.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что принятая апелляционным судом редакция Компании пункта 4.3 противоречит пункту 11 статьи 20 Закона о водоснабжении, отклонены судом округа.
В пункте 5 статьи 1 Закона о водоснабжении указано, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами. Таким федеральным законом является Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 157 которого размер платы за коммунальные услуги, Правила предоставления, коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации, которые апелляционный суд применил при разрешении спора.
Избранный истцом способ защиты права направлен на устранение имеющихся между сторонами разногласий по поводу порядка определения объема предоставленных Обществом услуг по водоотведению в отношении управляемых Компанией многоквартирных жилых домов в связи с изменением действующего законодательства, поэтому ссылка ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для внесения изменений в договор и на применении иной методики расчета, не принята судом округа в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного акта. Внесенное судом изменение в договор от 12.05.2008 N 4400 направлено исключительно на регулирование взаимоотношений сторон, касающихся определения объема водоотведения при отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета сточных вод, что следует из позиций сторон, занимаемых ими в судах первой и апелляционной инстанций.
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в условиях кассации не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного кассационная жалоба Общества подлежит отклонению.
В силу статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по делу N А82-14312/2013 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2014 N Ф01-5116/2014 ПО ДЕЛУ N А82-14312/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N А82-14312/2013
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Ярославльводоканал"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
по делу N А82-14312/2013 Арбитражного суда Ярославской области
по иску открытого акционерного общества
"Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
к открытому акционерному обществу "Ярославльводоканал"
о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору
и
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - ОАО "Управдом Дзержинского района", Компания) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Ярославльводоканал" (далее - ОАО "Ярославльводоканал", Общество; ресурсоснабжающая организация) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору от 12.05.2008 N 4400 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод, изложив пункт 4.3 в следующей редакции: "В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.13 N 344, определение количества сброшенных сточных вод объектами, управляемыми Абонентом, в домах, оборудованных и не оборудованных (коллективными) общедомовыми приборами учета определяется как сумма объемов, полученных: по показаниям индивидуальных приборов учета; при отсутствии индивидуальных приборов учета по утвержденным в установленном порядке нормативам".
Исковые требования основаны на статьях 421 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344), пунктах 40, 42 и 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и мотивированы тем, что ранее предусмотренное в нормативно-правовых актах и положенное в договор условие о проведении расчета за оказанные услуги по отведению сточных вод исходя из объема водопотребления из систем холодного и горячего водоснабжения было изменено названными положениями Правил, однако ответчик продолжает настаивать на проведении расчетов на основании предусмотренного в договоре условия без учета изменений законодательства, регулирующего взаимоотношения сторон. Компания полагает правильным применять в расчетах с Обществом названные положения Правил, предусматривающие, что при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета сточных вод определение объема сточных вод производится на основании совокупных показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 05.04.2014 отказал Компании в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный пункт договора соответствует положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении); изменений в названную норму права органами законодательной власти не производилось; Компания не доказала факт существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении спорного договора.
Второй арбитражный апелляционный суд пришел к иному выводу о том, что с 01.06.2013 законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но и исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее, поскольку Правительство Российской Федерации согласно Постановлению N 344 внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), согласно которым из положений Правил N 306 исключены понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344 (вступили в силу с 27.04.2013), и постановлением от 07.08.2014 отменил решение суда первой инстанции от 05.04.2014, удовлетворив исковые требования Компании.
Не согласившись с постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалованный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции от 05.04.2014.
Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему: суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что внесенные в судебном порядке изменения в договор допускают неоднозначное толкование, поскольку они предполагают при определении объема отведенных сточных вод в отношении управляемых истцом многоквартирных жилых домов не руководствоваться показаниями общедомового прибора учета сточных вод (в случае его наличия), отдавая приоритет показаниям индивидуальных приборов учета и при этом не называя, о каких индивидуальных приборах идет речь: осуществляющих учет объема сточных вод либо объем потребления холодной и горячей воды. Общество полагает ошибочной позицию Компании о том, что в связи с внесенными изменениями в законодательство при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета сточных вод объем водоотведения по жилому многоквартирному дому должен определяться исходя из совокупности показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления данных ресурсов. Указанная позиция судов противоречит пункту 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), которому соответствует ранее согласованная редакция договора от 12.05.2008 N 4400.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и просил оставить жалобу без удовлетворения.
До рассмотрения жалобы по существу в суд округа поступило (входящий N Ф01-14372/14) письменное ходатайство Общества о приостановлении производства по настоящему делу в связи с подачей кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по делу N А36-733/2014 Арбитражного суда Центрального округа.
Суд кассационной инстанции рассмотрел данное ходатайство и счел, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Дело, на которое ссылается Общество, не препятствует рассмотрению настоящего дела, поскольку оно основано на иных фактических обстоятельствах. Следовательно, ходатайство не содержит оснований для приостановления производства по делу, предусмотренных статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем оно подлежит отклонению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд округа не нашел оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Управдом Дзержинского района" (абонент) и муниципальное унитарное предприятие "Ярославльводоканал" города Ярославля (правопредшественник ОАО "Ярославльводоканал", ресурсоснабжающая организация) заключили договор об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод от 12.05.2008 N 4400, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту питьевую воду в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 на условиях данного договора, а также принимать от абонента сточные воды и производить их очистку, включая объем сточных вод, образующийся в результате горячего водоснабжения (в том числе гидропневматические промывки систем отопления, в случае установления факта попадания воды в системы канализации города Ярославля и оформления должным образом соответствующего акта), переданного абоненту теплоснабжающей организацией, а абонент - оплачивать принятую питьевую воду и оказанные услуги по водоотведению и очистке сточных вод.
Согласно пункту 4.2.1 договора при наличии общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом, и (или) наличии приборов учета у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся в данных объектах, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с данными указанных приборов.
В случае отсутствия общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами:
- - нормативами потребления холодного водоснабжения (в случае централизованного горячего водоснабжения);
- - нормативами потребления холодного и горячего водоснабжения (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых абонентом с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера и другими способами);
- - индивидуальными приборами учета питьевой воды в случае их наличия (пункт 4.2.2 договора).
Из пункта 4.3 договора следует, что определение количества сброшенных сточных вод объектами, управляемыми абонентом, определяется как суммарный объем водопотребления из систем холодного и горячего водоснабжения. Объем сброса горячей воды определяется по приборам учета подачи горячей воды, а в случае их отсутствия или отсутствия централизованного горячего водоснабжения - по нормативам потребления горячего водоснабжения.
Изменения и дополнения к договору осуществляются путем заключения дополнительного соглашения, являющегося его неотъемлемой частью (пункт 8.4 договора).
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством условий договора Компания направила Обществу дополнительное соглашение от 26.06.2013 N 01-23/1173 об изменении пункта 4.3 договора.
Отказ Общества от внесения изменений в договор от 12.05.2008 N 4400 послужил основанием Компании для обращения с иском в Арбитражный суд Ярославской области.
При рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу коллегия судей исходила из следующего.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Из статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, то договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно условий, указанных в части 2 этой статьи.
В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Спор между сторонами сводился к разногласиям по поводу методики расчета объема оказанных услуг по водоотведению. Общество полагало, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод объем водоотведения должен определяться как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных общедомовыми приборами учета данных ресурсов, а в случае отсутствия последних - на основании нормативов потребления, поэтому настаивало на сохранении ранее согласованной сторонами редакции пункта 4.3 договора. Компания считала, что, в связи с изменением действующего законодательства, в отсутствие общедомового прибора учета сточных вод и индивидуальных приборов учета сточных вод объем водоотведения по многоквартирному жилому дому определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных индивидуальными приборами учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления, поэтому настаивала на внесении изменений в пункт 4.3 договора.
В пунктах 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает в отношении снабжения водой из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
В пункте 21 Правил N 124 установлена формула расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту.
Из названных норм материального права следует, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Общество не оспорило, что управляемые Компанией жилые многоквартирные дома и их жилые помещения не оборудованы общедомовыми, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета сточных бытовых вод. Правительство Российской Федерации Постановлением N 344 внесло изменения в Правила N 306, согласно которым из положений Правил N 306 исключены понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными в Постановлении N 344 (вступили в силу с 27.04.2013). Таким образом, с указанной даты отсутствует норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции правомерно счел, что объем услуги по водоотведению, предоставляемой в отношении управляемых ответчиком многоквартирных жилых домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод и индивидуальные приборы сточных вод, не может быть рассчитан по показаниям общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, поэтому обоснованно внес изменения в пункт 4.3 от 12.05.2008 N 4400.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что принятая апелляционным судом редакция Компании пункта 4.3 противоречит пункту 11 статьи 20 Закона о водоснабжении, отклонены судом округа.
В пункте 5 статьи 1 Закона о водоснабжении указано, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами. Таким федеральным законом является Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 157 которого размер платы за коммунальные услуги, Правила предоставления, коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации, которые апелляционный суд применил при разрешении спора.
Избранный истцом способ защиты права направлен на устранение имеющихся между сторонами разногласий по поводу порядка определения объема предоставленных Обществом услуг по водоотведению в отношении управляемых Компанией многоквартирных жилых домов в связи с изменением действующего законодательства, поэтому ссылка ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для внесения изменений в договор и на применении иной методики расчета, не принята судом округа в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного акта. Внесенное судом изменение в договор от 12.05.2008 N 4400 направлено исключительно на регулирование взаимоотношений сторон, касающихся определения объема водоотведения при отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета сточных вод, что следует из позиций сторон, занимаемых ими в судах первой и апелляционной инстанций.
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в условиях кассации не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного кассационная жалоба Общества подлежит отклонению.
В силу статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по делу N А82-14312/2013 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.ЖЕГЛОВА
О.Н.ЖЕГЛОВА
Судьи
Н.А.КАШИРСКАЯ
В.А.НОГТЕВА
Н.А.КАШИРСКАЯ
В.А.НОГТЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)