Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2007 N 11АП-4479/2007 ПО ДЕЛУ N А55-17694/2006

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Налог на прибыль организаций; Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2007 г. по делу N А55-17694/2006


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - председатель Соколова Л.В., выписка из протокола от 20 марта 2004 г., представитель Герр Т.А., дов. от 06 марта 2007 г.,
от налогового органа - представитель Базанова С.В., дов. от 28 сентября 2006 г. N 04-10,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16-18 июля 2007 г. апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "ВОЛЖСКИЙ", Самарская область, г. Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2007 г. по делу N А55-17694/2006, судья Асадуллина С.П.,
по заявлению товарищества собственников жилья "ВОЛЖСКИЙ", Самарская область, г. Сызрань, к Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
о признании недействительным решения от 13 октября 2006 г. N 212/13,

установил:

Товарищество собственников жилья "ВОЛЖСКИЙ" (далее - ТСЖ, ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 13 октября 2006 г. N 212/13 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 15 мая 2007 г. заявление удовлетворено частично. Оспариваемое решение налогового органа признано незаконным в части привлечения ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по НДС, доначисления НДС в размере 34 556 руб., доначисления пени в размере 6 122, 79 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано на том основании, что плата членов ТСЖ за услуги по обеспечению надлежащего состояния жилого дома и придомовой территории, а также плата за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ, оказания услуг и учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В апелляционной жалобе ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, признать незаконным решение налогового органа в полном объеме, ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, не могут относиться к целевым поступлениям, ТСЖ не оказывало коммунальные услуги, их оказывали специализированные организации, которым ТСЖ перечисляло в полном объеме плату за эти услуги с учетом НДС и полученные от собственников жилых помещений денежные средства, эта плата не являлась выручкой ТСЖ и, соответственно, не могула учитываться в качестве дохода.
Отзыв на апелляционную жалобу ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" не представило, что в соответствии с ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, признать незаконным решение налогового органа.
Представитель налогового органа возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании 16 июля 2007 г. в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 18 июля 2007 г., судебное заседание продолжено в 17 час. 00 мин. 18 июля 2007 г. После перерыва стороны в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросу соблюдения налогового законодательства в части правильности начисления и уплаты целевого сбора на содержание муниципальной милиции, налога на прибыль, НДС за период с 01 января 200 3 г. по 31 декабря 2005 г.
По результатам документальной проверки 13 октября 2006 г. налоговым органом вынесено решение N 212/13 о привлечении ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренной пп. 1, 2 ст. 119 НК РФ, за непредставление в налоговый орган на учет налоговых деклараций в установленные законодательством сроки по налогу на прибыль за 2004 г. в виде штрафа в размере 100 руб. по сроку 28 марта 2005 г., по НДС за 4 квартал 2004 г. в виде штрафа в размере 100 руб. и за 4 квартал 2005 г. в виде штрафа в размере 100 руб., по сбору на содержание милиции в виде штрафа в размере 288 руб.; по п. 2 ст. 119 НК РФ - за непредставление налоговой декларации по НДС в виде штрафа в размере 58849 руб.; п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату или неполную уплату налога на прибыль за 2004 г. в результате занижения налогооблагаемой базы в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 133 руб. (663 руб. х 20%), за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 6 911 (34 556 х 20%) руб.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг не могут относиться к целевым поступлениям для налогообложения, и необоснованно посчитал, что плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома: содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, должны учитываться ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации, то есть все организации и предприятия без исключения.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются полученные налогоплательщиком доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ.
Статьей 249 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Члены товарищества собственников жилья вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг (п. 5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 135 ЖК РФ предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Взносы на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме обеспечивают содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ.
Таким образом, членские взносы в товариществе собственников жилья - это предусмотренные законом обязательные платежи на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеющие строго целевой характер и не учитывающиеся в силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 НК РФ в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Как видно из материалов дела, что ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" непосредственно никаких коммунальных услуг собственникам жилья и нежилых помещений не оказывало. Коммунальные услуги, предоставляемые специализированными организациями, ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" оплачивало из средств, полученных от жильцов (собственников) в качестве членских взносов и обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг (п. 5 ст. 155 ЖК РФ). В сумму оплаты услуг уже были включены суммы НДС.
Таким образом, у ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" отсутствует обязанность исчислять налог на прибыль и НДС с полученных у собственников жилых и нежилых помещений денежных средств на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества.
Вместе с тем ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" на основании п. 2 ст. 289 НК РФ было обязано вне зависимости от возникновения (либо отсутствия) обязанности по уплате налога на прибыль представить в налоговый орган налоговую декларацию по данному налогу в установленные законом сроки.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Учитывая, что на ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль налоговым органом был наложен в минимальном размере, оснований для признания незаконным оспариваемого решения налогового органа в этой части не имеется.
Судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о том, что ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" в нарушение разделов 2, 5 Инструкции о целевом сборе с юридических и физических лиц на содержание муниципальной милиции, утвержденной постановлением Администрации г. Сызрани Самарской области от 12 февраля 1993 г. N 163, за период с января по декабрь 2003 года не уплатило в бюджет целевой сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели и не представило в налоговый орган налоговые декларации по целевому сбору на содержание милиции.
В соответствии с разделом 3 вышеназванной Инструкции и изменений от 28 июля 1993 г. N 90 целевой сбор исчисляется в размере 3% от годового фонда заработной платы, сформированного исходя из установленного размера минимальной месячной оплаты труда и среднесписочной численности.
С учетом среднесписочной численности товарищества налоговый орган доначислил ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" целевой сбор за 2003 год в сумме 180 руб.
Однако, как указывалось в разделе У вышеозначенной Инструкции, юридические лица уплату сбора производят за счет прибыли в порядке, определяемом Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Учитывая, что доказательств осуществления коммерческой деятельности ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" и получения прибыли от осуществления уставной деятельности данной некоммерческой организацией налоговый орган не представил, оснований для доначисления сбора на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели у налогового органа не имелось. В этой связи оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным в части доначисления целевого сбора на содержание милиции в сумме 180 руб. и, соответственно, привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации по данному сбору, поскольку налоговое законодательство не предусматривало обязанности представлять указанную декларацию и при отсутствии источника уплаты налога. Кроме того, учитывая отсутствие обязательства по уплате указанного сбора (сумма сбора равна 0), а также неустановление в п. 2 ст. 119 НК РФ минимального размера штрафа, решение налогового органа не может быть признано законным в части наложения штрафа в размере, рассчитанном налоговым органом.
На основании изложенного решение суда от 15 мая 2007 г. следует изменить. Признать недействительным оспариваемое решение налогового органа в части:
- - привлечения ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, за непредставление в налоговый орган налоговой декларации по сбору на содержание милиции в размере 288 руб.;
- - доначисления налога на прибыль в сумме 663 руб.,
- доначисления целевого сбора на содержание милиции в сумме 180 руб.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.21, 333.40 НК РФ надлежит возместить из федерального бюджета ТСЖ "ВОЛЖСКИЙ" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2007 г. по делу N А55-17694/2006 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Самарской области от 13 октября 2006 г. N 212/13 в части:
- - привлечения товарищества собственников жилья "ВОЛЖСКИЙ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, за непредставление в налоговый орган налоговой декларации по сбору на содержание милиции в размере 288 руб.;
- - доначисления налога на прибыль в сумме 663 руб.,
- доначисления целевого сбора на содержание милиции в сумме 180 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 15 мая 2007 г. по делу N А55-17694/2006 оставить без изменения.
Возместить из федерального бюджета товариществу собственников жилья "ВОЛЖСКИЙ" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)